Назовите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте такую форму управления как организация

 

Понятие «организация» обычно используется в двух значениях.

Во-первых, под организацией понимается процесс, деятельность, направление на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Во-вторых, под организацией понимается форма проявления совместной деятельности.

Функция организации – это объединение элементов или частей (людей, идей, процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Функция организации – это процесс целенаправленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей. Организация рассматривается как определенный вид социальной системы, характеризующейся сложным многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, т.е. связанностью с более широкими структурами общества, когда носителями признака организации является сознательно контролируемая деятельность двух и более лиц.

В современных условиях получают развитие новые формы организаций:

─ Нестандартные – характерно отсутствие вертикальных иерархических связей, имеет место горизонтальные связи, повышается уровень горизонтальной координации с помощью внедрения информационных систем, прямого и непосредственного контакта между подразделениями.

─ Многомерные – с использованием матричной структуры, когда для достижения целей организации одинаково важны и технологическая глубина и способность к внедрению инноваций и быстрым изменениям. Уникальность матричной организации состоит в том, что и группирование по видам продукции и функциональные структуры (горизонтальные и вертикальные) применяются одновременно.

─ Партисипативные управленческие структуры создаются под определенный продукт, вид услуг или проект. Такая структура допускает гибкость и способность к изменениям, поскольку единицы организации здесь меньше и легче приспосабливаются к нуждам окружающей среды. Используется децентрализация принятия решений, так как некоторый объем полномочий передается на нижнем уровни иерархии. Решение проблемы происходит внизу, а не выталкивается наверх.

Организация – центральная функция управления, которую иногда отождествляют с управлением в целом. Сущность организации состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий группы работников, осуществляемых совместную деятельность. Организация экономических процессов распространяет свое действие и на оперативное регулирование.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:

● целями;

● функциями;

● процессом управления;

● квалификацией менеджеров;

● распределением полномочий для достижения определенных целей.

В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих. В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:

● структура управления;

● техника управления;

● функции управления;

● методология управления.

Надо отметить, что систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции динамики - как управленческую деятельность.

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

─ структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему организационных отношений с учетом профессионализма персонала;

─ компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирования, и оперативность реагирования на определенное воздействие. На практике все более широкое понимание находит истина, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

Сущность управления можно проследить через эволюцию представления об организации как основного объекта управления. Выделяют пять перечисленных ниже этапов.

Организация представляется как сумма трудовых операций. Управлять - значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.

Организация - это административная пирамида как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща четкая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.

Организация - бюрократия, где человек - это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически "на все случаи жизни".

Организация - это группа единомышленников, семья. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.

Организация - это социотехническая система, т. е. взаимодействие группы людей с определенной техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних - производственная система. Отсюда - организация характеризуется как сложная, разнородная вероятностная система.

 

3. Укажите, какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к собственно мотивационным (непосредственно связанным с процессом труда):

 

а) зарплата;

б) трудовые успехи;

в) условия труда;

г) степень ответственности;

д) служебный и профессиональный долг.

Под мотивацией (от англ. Motivation – двигаю) понимается психологическое явление, побуждающее человека к действию, направленному на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей. Что касается мотивации труда, то словарь glossary. Ru  описывает ее как ″ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентацию на достижение определенных целей″ И.Г. Кокурина понимает трудовую мотивацию как процесс наполнения смыслами наиболее значимых стимулов труда. В результате этого процесса возникает структура в виде иерархии смыслообразующих мотивов, способная оказывать обратное влияние на трудовую деятельность.     

Мотивация неразрывно связана с активизацией личности, и она проявляется в направлении цели, это динамический прцесс самовыражения. Мотивация включает три группы мотивов:

а) мотивы по обеспечению жизненно необходимых благ, посредствам которых удовлетворяются первоочередные и наиболее актуальные социальные потребности;

б) мотивы призвания: интерес и удовлетворенность, реализация способностей;

в) мотивы престижа выражают стремление работника реализовать свою социальную роль, занять достойный социальный статус.

Из выше сказанного, делая выводы, я пришла к выводу, что факторы, влияющие на мотивацию непосредственно связанные с процессом труда являются: а) зарплата; б) трудовые успехи; в) условия труда.

Заработная плата представляет собой оплату труда в виде денежного возмещения затраченных трудовых усилий. Такая компенсация не есть поощрение, а только законная плата за труд по установленной цене. НО  опять же иное дело – надбавка к заработной платы в виде премии или иных бонусов, выплачиваемых или представляемых за особые результаты. Именно здесь речь идет о стимулировании, дополнительном подкреплении оплаты.  Хорошие специалисты всегда требуют достойную заработную плату за свои труды.

Одним из важнейших факторов, способных помимо заработной платы влиять на степень удовлетворенности работника, являются условия труда. Если не будет интереса к своей работе, то она и не будет выполнятся должным образом, работника нужно заинтересовать, предоставить работнику возможности самому планировать свою работу, создавать комфортные физические условия труда(поддержание соответствующей температуры в помещении, использование систем кондиционирования воздуха, плохого освещения и др.), чтобы человек комфортно чувствовал себя в коллективе, ощущать себя частью целого (группы сотрудников), получать удовлетворение от работы с коллегами, от атмосферы организации. В общем все то, что окружает человека на своем рабочем месте должно благоприятно влиять на него. Намного приятнее, легче и продуктивнее работается на рабочем месте, оснащенном современным оборудованием, в конструкции которого учтены эргономические требования, когда соблюден эстетически выразительный внешний вид оборудования, механизмов, инструмента, помещений, рабочей одежды. Для многих людей условия работы играют важнейшую роль в мотивационной структуре.

Также для многих людей (особенно молодых) при выборе работы весьма значима возможность дальнейшего карьерного роста в рамках данной организации, ровно как и в рамках данной профессии. Стать известным человеком (в рамках организации или профессии), добиться уважения и признания со стороны начальства, авторитетов в рамках выбранной профессии или организации. 

 

Хорошей «естественной» мотивацией является возможность карьерного роста, который выражается в росте материального благосостояния и изменения социального статуса. Более высокий статус обеспечивает социальный престиж в обществе (укрепление символов своего положения), общественного признания и соответствующую власть. Власть предоставляет человеку авторитет и влияние от распоряжения другими, от принятия решения, от ответственности и риска.

Молодые служащие требуют интересной работы, которая дала бы им возможность самовыражения, и влияние молодого поколения в конце концов может привести к выработке нового стиля управления, нацеленного на развитие творческого начала и индивидуальности работников. Молодые люди выросли в «век насыщения» и не хотят работать ради идеи так же неистово, как предыдущие поколения. И поэтому, я думаю, что фирмы в недалеком будущем вынуждены будут искать новые методы повышения мотивации труда.

 

 

Список литературы

 

 

1. Абрамова С.Г. Психологический механизм управления, и о том, как их использовать. М.: Известия, 2002,-311с.

2. Арестова О.Н. Психологические механизмы структурирующего влияния мотивации на мысленную деятельность. М.: изд-во Московский университет, 2006,-№4, 10-20с.

3. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2003,-582с.

 4. Менькин Н.П. Психология управления. Учебное пособие Барнул: Азбука, 2007,-161с.

5. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988,-199с.

6. Островский Э.В. Психология управления. Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2008,-247с.

7. Шипунов В.Г. Основы упраленческой деятельности. 2-е изд.- М.: Высшая школа, 2004,-328с.

8. Конспект лекций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: