Оценка эффективности использования ресурсного потенциала организации

На объем производства (продаж) продукции оказывает влияние использование производственных ресурсов, которые можно объеди­нить в три группы факторов:

1)факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов (факторы труда);

2) факторы, связанные с использованием основных средств (факторы средств труда);

3) факторы, связанные с использованием материальных ресурсов (факторы предметов труда).

Все три группы производственных факторов находятся во взаим­ной связи, так как отсутствие одного из этих ресурсов или недоста­точность одного из них нарушают процесс производства продукции. При формировании объема производства и продаж продукции следу­ет вначале определять лимитирующий из трех производственных факторов. Для этого рассчитаем максимально возможный объем продукции по каждому ресурсу при полном обеспечении производст­ва всеми другими ресурсами [19].

Отправной точкой оценки обеспеченности производственными ресурсами являются производственная мощность организации и ее фондоотдача, т. е. максимально возможный объем выпуска продук­ции исходя из наличных основных производственных средств при полном укомплектовании материальными и трудовыми ресурсами. Производственная мощность ООО «Антей» составляет 1200 ед. изделий в год.

Далее оценим возможности материального потенциала предприятия, т. е. количество продукции, которое можно произвести из имеющихся материальных ресурсов и их материалоотдачи (при дан­ном организационно-техническом уровне производства), в условиях, когда производство полностью обеспечено основными производст­венными средствами и трудовыми ресурсами. Матери­альный потенциал составляет 900 ед. изделий.

Далее исследуем возможности трудового потенциала организа­ции, т. е. максимально возможный объем производства продукции при имеющемся персонале и действующей научно обоснованной системе производительности труда. Трудовой потен­циал предприятия составил 1000 ед. изделий.

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что лимитирующим фактором объема производства продукции и продаж являются имеющиеся в организации материальные ресурсы. Объем продукции составит 900 ед. изделий. В этой ситуации производственная мощность будет использована на 75% (),а трудовой потенциал на 83,3% (). Недостаточность материальных ресурсов в конечном итоге приведет: а) к потерям в использовании основных производственных средств за счет снижения фондоотдачи; б) к потерям в использовании труда за счет снижения его произво­дительности труда. При рациональном планировании все производ­ственные ресурсы должны быть предусмотрены на один объем про­изводства и продаж. Должно быть, равенство потенциалов по каждо­му ресурсу [30].

При планировании объема производства (составлении программы производства) определим, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения плана продаж и для поддержания запа­сов готовой продукции на запланированном уровне.

Смета производства товаров (бюджет производства) составляется в натуральных и денежных единицах. Объем производства в нату­ральных единицах (шт.) рассчитывается в следующем порядке:

 

Бюджет (смета) = Бюджет + Планируемый запас — Запас готовой

производства      продаж на   готовой продукции   продукции на

на год                  год                  на конец года         начало года

 

Расчет сметы производства товаров (продукции) занесем в таблицу 6.

                                                                                      Таблица 6

Смета производства товаров (продукции)

 

Производство, шт.

Показатель   А Б
1. Планируемая продажа 2500 500
2.Планируемый запас готовой продукции на конец года 550 25
3. Всего на продажу и запасы (п. 1 + п. 2) 3050 525
4. Запасы готовой продукции на начало года 50 25
5. Планируемое производство (п. 3 — п. 4) 3000 500

 

Для составления сметы производства продукции в стоимостном выражении необходимо рассчитать себестоимость единицы продук­ции, которая складывается из затрат материалов, труда и накладных расходов [24].

Далее проанализируем влияние на объем продажи продукции ис­пользования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда. Показатели, характеризующие использование производственных ре­сурсов, представлены в таблице приложение В.

Для анализа влияния трудовых факторов на объем продаж состав­ляется аналитическая таблица на основании данных отчетности и аналитического учета приложение Г.

По имеющимся данным, в приложении Г, рассчитаем влияние из­менения трудовых факторов на приращение выручки от продаж в сумме 3590 тыс. руб.

На изменение объема продаж (+3590 тыс. руб.) оказали влияние следующие факторы:

- увеличение численности работников (R);

-   снижение числа дней, отработанных одним работником (Дн);

- снижение средней продолжительности рабочего дня (t);

- увеличение среднечасовой выработки на 1 работника (λчас).

    Расчет влияния факторов производится методом цепных подста­новок с использованием абсолютных разниц. Факторная модель име­ет следующий вид:   N=RДнчас

Расчет влияния факторов представим ниже.

-Влияние изменения численности работников на прирост вы­ручки от продаж:

ΔNR= 14-240-8-43,460=+П68 тыс. руб.; +32,53%.

-Влияние изменения количества отработанных дней 1 работни­ком на прирост выручки от продаж:

ΔNДн=165-(-2)-8-43,460 = -П5 тыс. руб.; -3,20%.

-Влияние изменения средней продолжительности рабочего дня на прирост выручки от продаж:

ΔNt=1б5-238-(-0,2)-43,460 = -341 тыс. руб.; -9,50%.

-Влияние изменения среднечасовой выработки на прирост вы­ручки от продаж:

ΔNλчас=165-238-7,8-9,396=+2878 тыс. руб.; +80,17%.

Комплексное влияние факторов на приращение выручки от про­даж (ΔN) составило

ΔN = 1168 + (-115) + (-341) + 2878 ~ +3590 тыс. руб.

Структура комплексного влияния факторов такова: 80,17% при­роста объема продаж получено за счет интенсификации производст­ва, т. е. повышения производительности труда; 32,53% прироста объ­ема продаж получено за счет экстенсивного фактора — увеличения численности работников.

Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение цело­дневных и внутрисменных потерь рабочего времени. За счет цело­дневных потерь объем продаж уменьшился на 115 тыс. руб., или на 3,2%, а за счет внутрисменных потерь на 341 тыс. руб., или на 9,5%.

Данные анализа свидетельствуют о том, что руководство предприятия прилагает усилия, направленные на повышение среднечасовой производительности труда, и снижает контроль за использованием рабочего времени.

Для анализа влияния трудовых факторов на увеличение объема продаж мы можем использовать двухфакторную мультипликативную модель:

Объем продаж = Среднесписочная     х  Среднегодовая выработка на

(N)           численность работников             1 работника (D)

                                       (R)

Влияние факторов на прирост объема продаж рекомендуется рас­считать: с использованием коэффициентов экстенсивности и интен­сивности использования трудовых ресурсов; способом абсолютных разниц и интегральным методом факторного анализа [25].

Рассмотрим методику определения коэффициентов экстенсив­ного и интенсивного влияния на прирост выручки от продаж (+3590 тыс. руб.).

-Коэффициент экстенсивного влияния определяется делением прироста соответствующего ресурса (в процентах) на темп прироста объема продаж (в процентах).

-Коэффициент интенсивного влияния равен единица минус ко­эффициент экстенсивного воздействия.

Чтобы оценить влияние на объем продаж степени экстенсивности и интенсивности использования ресурсов, необходимо прирост объе­ма продаж умножить соответственно на коэффициент экстенсивно­сти и интенсивности.

По данным приложения Г (см. прилож Г) определим:

Кэкс=ΔR(%) / ΔN(%) = 9.25/28.49 = 0.325

Кинт= 1- Кэкс = 1- 0.325 = 0.675.

Полученные коэффициенты означают, что при росте объема продаж на 1% численность работников увеличилась на 0,325%, а средняя выработка на 1 работника возросла на 0,675%. Это свидетельствует об интенсивном использовании трудовых ресурсов.

Далее определим влияние на абсолютный прирост объема продаж:

экстенсивности использования трудовых ресурсов, т. е. увели­чения численности работников: 3590 * 0,325 = 1167 тыс. руб.;

интенсивности использования трудовых ресурсов, т. е. повышения производительности труда: 3590 * 0.675 = 2423 тыс. руб.

Общее влияние факторов: +3590 тыс. руб. (1167 + 2423). Оценка влияния факторов способом абсолютных разниц на прирост продаж:

Влияние изменения численности:

ΔNR = +14-83444= +1168 тыс. руб.

- Влияние изменения производительности труда на ΔN:

ΔND = +14677-165= +2422 тыс. руб.

Общее влияние факторов: +3590 тыс. руб. (1168 + 2422). Оценка влияния факторов интегральным методом:

ΔNR = +14-83 444 =+1168+103=+1271 тыс. руб.;

ΔND = +14677*151+ =+2216+103=+2319 тыс. руб.

Общее влияние факторов: +3590 тыс. руб. (1271 + 2319).

Как видно из расчетов, наибольшее приращение объема продаж получено за счет интенсивного фактора (повышения производитель­ности труда). При интегральном методе полученные результаты фак­торного анализа отличаются от полученных другими методами. Это объясняется особенностями используемых методов. Математически наиболее обоснованным и точным является интегральный метод фак­торного анализа.

Проведем анализ влияния использования предметов труда (материальных ресурсов) на прирост выручки от продаж.

Эффективность использования материальных ресурсов характери­зуют

- Материалоемкость продукции— обобщающий стоимостной по­казатель. Он означает величину материальных затрат на 1 руб. про­дукции:

Мем=

- Материалоотдача— это показатель, обратный материалоемко­сти:

Мот=

Материалоотдача означает выпуск продукции с 1 руб. израсходо­ванных материальных ресурсов.

- Частные показатели материалоемкости продукции: сырьеемкость, топливоемкость; энергоемкость и т. д. Они рассчитываются по каждому элементу материальных затрат как отношение их к стоимост­ной величине выручки от продаж.

Частные показатели материалоемкости отражают эффективность использования конкретных видов материальных ресурсов.

- Удельная материалоемкость.Она рассчитывается по конкрет­ным видам изделий. Источником информации служат калькуляции себестоимости этих изделий. Удельная материалоемкость означает ве­личину материальных затрат на 1 руб. цены изделия и определяется путем деления материальных затрат на изготовление изделия на от­пускную цену этого изделия.

- Отходы материалов.Уровень отходов, в машино­строении составляет примерно 21% от потребленного металла. Почти половину всех отходов составляют отходы в стружку.

В процессе анализа мы будем исчислять данные показатели использования материальных ресурсов за 2005 год, за отчетный 2006 год, оцени­м их динамику.

При анализе необходимо определить влияние использования материальных ресурсов на прирост объема продаж. На объем продаж оказывают влияние следующие факторы:

1) величина израсходованных материалов (М);

2) материалоотдача (Мот).

Влияние указанных факторов мы можем рассчитать:

- способом абсолютных разниц;

- с применением коэффициентов экстенсивности и интенсивно­сти использования ресурсов;

- интегральным методом факторного анализа. Построим двухфакторную мультипликативную модель:

Исходная информация для анализа имеется в приложении В.

- Способ абсолютных разниц

ΔN(M) =+1762-1,7515 =+3086 тыс. руб.;

ΔN(М) = +0,05627-8956= +504 тыс. руб.

Общее влияние факторов: +3590 тыс. руб. = (3086 + 504).

- Способ коэффициентов

Определим: Кэкст(M)= ΔМ(%)/ΔN(%) = 24,49: 28,49 = +0,860;

Кинт = 1 - Кэкст = 1 - 0,860 = +0,140.

Расчет совокупного влияния на прирост объема продаж:

1) коэффициента экстенсивности использования материальных

2) коэффициента интенсивности использования материальных ресурсов (материалоотдачи): +3590 - 0,140 =+503 тыс. руб.;

3) общее влияние факторов: 3087 + 503 = 3590 тыс. руб.

- Интегральный метод

ΔN(M)=+1762*1,75146+ +33136 тыс. руб.

ΔN(Mот)=+0,05627*7194+ = +454 тыс.руб.

Общее влияние факторов: 3136 + 454 = +3590 тыс. руб.

Как видно из расчетов, наибольшее приращение объема продаж получено за счет экстенсивного фактора, т. е. за счет увеличения за­трат на материалы. Оно составило 87,4%. Лишь 12,6% прироста объе­ма продаж получено за счет интенсивного фактора, т. е. повышения материалоотдачи.

Проведем анализ влияния объема продаж на изменение прибыли от продаж

На объем продаж оказывают влияние факторы, связанные с ис­пользованием производственных ресурсов (труда, средств труда и предметов труда). Объем продаж, в свою очередь, также является фактором, влияющим на изменение прибыли от продаж. Между этими показателями существует прямая пропорциональная зависи­мость:

Прирост прибыли от      Прибыль от продаж        Темп прироста

Продаж за счет увели = базового периода * объема продаж

чения объема продаж     (Ро), тыс. руб.                         (ΔN(коэф))

 

ΔРN = PoΔN(коэф)

 

Необходимо иметь в виду, что прирост может быть со знаком плюс или минус. Используем данные приложения Д

Р0 = 2550 тыс. руб.;    ΔN(коэф) = 0,2849. Прирост прибыли за счет увеличения объема продаж составил

(ΔРN) - 2550 * 0,2849 = 726,5 тыс. руб.

Данные расчета показывают, что увеличение объема продаж на 28,49% привело к повышению прибыли от продаж на 726,5 тыс. руб. Доля влияния увеличения объема продаж на прирост прибыли в общем объеме прироста прибыли составила 62,6% ( *100). Все остальные факторы, влияющие на изменение прибыли (себестои­мость продаж, коммерческие и управленческие расходы, структура продаж, цены), составили в общем приросте прибыли 37,4% (100 - 62,6%).

Далее мы проведем комплексную оценку эффективности использования производственных ресурсов.

Для комплексной оценки эффективности использования произ­водственных ресурсов воспользуемся данными приложения Д отчет о прибылях и убытках, и сделаем необходимые расчеты в табл.7

Комплексный темп роста качественных показателей использова­ния производственных ресурсов (Кj)определяется извлечением корня третьей степени из произведения темпов роста (коэф.) производи­тельности труда, фондоотдачи и материалоотдачи, т. е. по формуле средней геометрической.

Kj= = =1,1295.

 

 

 

.

                                                                                                            Таблица 7

Комплексная оценка использования трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда и их влияния на прирост выручки от продаж

 

Показатель

Условные обозначе­ния

Темпы роста ка­чествен­ных пока­зателен (коэф.) Прирост ресурсов на 1% прироста выручки (коэф. экстенсив­ности)

Доля влияния на прирост выручки от продаж

Относи­тельная экономия (перерас­ход) ре­сурсов
    Кол-во Кач- во         экстенсив­ности ис­пользова­ния ре­сурсов интенсив­ности ис­пользова­ния ре­сурсов    
А 1 2 3 4 5 6 7
1. Среднесписочная чис­ленность работников R λR 1,1759 0,3254 32,54 67,46 -586
2. Среднегодовая стои­мость основных средств F λF 1,1874 0,2882 28,82 71,18 -316
3. Материальные затраты М λM 1,0321 0,8596 85,96 14,04 -230
4. Комплексный показа­тель использования про­изводственных ресурсов(Kj) X X 1,1295 0,4911 49,11 50,89 -1132

 

Сумма относительной экономии (перерасхода) по каждому виду ресурсов определяется следующим образом: из соответствующего по­казателя за отчетный год вычитают этот же показатель за предыду­щий год, скорректированный на темп роста объема продаж (коэфф). Определим относительную экономию (перерасход) соответствующего ресурса, используя данные табл. Приложение В

1. По численности работников:

165 - (151 * 1,2849) = 165 - 194 = -29 чел.

Относительная экономия численности работников на 29 чел. при­вела к экономии заработной платы, которая определяется умножени­ем среднегодовой заработной платы в отчетном году на сэкономлен­ную численность работников.

Среднегодовая заработная платав отчетном году составила:

3 335 000: 165 = 20 212 руб. Экономия заработной платы составила

20 212 * (-29) = -586 тыс. руб.

2. Экономия основных средств составила

1688 - (1560 * 1,2849) = 1688 - 2004 = -316 тыс. руб.

3. Экономия материальных затрат составила

8956 - (7149 * 1,2849) = 8956 - 9186 = -230 тыс. руб.

По результатам комплексной оценки использования производст­венных ресурсов можно сделать выводы о том, что качественный показатель использования всех производствен­ных ресурсов составил 1,1295. Это свидетельствует о том, что по сравнению с предыдущим годом качественное, т. е. интенсивное, ис­пользование ресурсов повысилось на 12,95%. Более быстрыми темпа­ми росли производительность труда и фондоотдача. Менее эффектив­но использовались материальные ресурсы.

Прирост выручки от продажи получен за счет экстенсивного использования производственных ресурсов на 49,11%, а за счет ин­тенсивного их использования — на 50,89%. Относительная экономия производственных ресурсов состави­ла 1132 тыс. руб.

Все это свидетельствует о том, что, анализируя комплексно дея­тельность предприятия, можно с уверенностью утверждать, что руководство настойчиво предпринимает усилия к повышению эффективности ис­пользования производственных ресурсов [20].

 

3.2 Основные технико-экономические показатели создаваемого прибора

 

Создаваемый приборЭхолот (иллюстрация 1) - прибор, предназначенный для измерения глубины водоемов, распознавания рельефа дна и определения наличия рыбы.

 Принцип работы эхолота основан на приеме ультразвукового сигнала, отраженного от подводных объектов, и дальнейшей обработке полученных данных с выводом на дисплей эхолота.   Эхолот используются также для поиска косяков рыбы, определения типа грунта. Изображение, выдаваемое на дисплей, в зависимости от модели эхолота может быть двух либо трехмерным.

Данный прибор создается для подключения его к навигационной системе научно-исследовательских, а так же рыболоветских судов.

Все исходные данные, а также некоторые рассчитанные величины, используемые при изготовлении разрабатываемого прибора, приведены в таблице 8.

                                                                                                            Таблица 8

Исходные данные, используемые при изготовлении разрабатываемого прибора

 

№ п/п

Наименование показателя

Код показателя

Единица измерения

Значение

 

1

2

3

4

5

 

1.

Наименование изделия

-

-

УНЧ

 

2.

Месячная программа

- выпуска

- запуска

Nвып

Nзап

 

шт.

шт.

700

714

 

3.

Трудоемкость работ

- сборки

- монтажа

- регулировки

tр

tсб

tм

tрег

 

норма-час

норма-час

норма-час

5

2,0

0,7

2,3

 

4.

Разряд выполняемых работ

- сборки

- монтажа

- регулировки

Рсб

Рм

Рр

 

разряд

разряд

разряд

4

4

6

 

5.

Часовые тарифные ставки

- сборки

- монтажа

- регулировки

Ссб

См

Ср

 

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

0,291

0,291

0,310

 

6.

Процент выполнения норм

ПВ

%

108

 

7.

Стоимость комплектующих изделий

Ском

тыс. руб.

2

 

8.

Стоимость материалов

Стм

тыс. руб.

1

 

9.

Количество руководителей, специалистов цеха

чел.

12

 

10.

Месячный фонд оплаты труда руководителей и специалистов цеха

ЗПобщ

тыс. руб.

916,2

 

11.

Годовая норма амортизации

- машин и оборудования:

- зданий и сооружений:

 

%

 

 

10

1

 

12.

 

Норматив рентабельности

 

НР

 

%

 

20

 
                     

Расчетаем стоимости комплектующих изделий и материалов на единицу изготавливаемой продукции. Расчёт производим в таблицах 9,10 [34].

                                                                                                          Таблица 9

Стоимость комплектующих изделий

№ п/п   Наименование элементов Количество (шт.) Стоимость одной штуки (тыс. руб.) Полная стоимость (тыс. руб.)
    1 2 3   4 5 6     Конденсаторы: С1 К50-6-25мкф С2,С3 К10-17-0,1мкф С4 К10-17-0,01мкф Резисторы: R1,R4, МЛТ-0,125-5,1кОм R2,R3 МЛТ-0,125-4,3кОм R5 МЛТ-0,125-160Ом       1 2 1   2 2 1       0,4 0,3 0,3   0,15 0,15 0,1     0,4 0,6 0,3   0,3 0,3 0,1  
  Итого:     2,0

                                                                                                               

 

                                                                                                         Таблица 10

Расчёт стоимости материалов

№ п/п Наименование материалов Ед. измер. Стоимость материалов тыс. руб. Норма расхода материалов на одну пайку Норма расхода на одно изделие Полная стоимость, тыс. руб.
1. 2. 3. 4. 5. Припой Стеклотекстолит Корпуса Монитор Комплектующие кг кг кг кг кг 4 2 5 7 6 0,006 ------------- 0,002 ------------ ------------ 0,0412 0,06 0,0213 0,06 0,02 0,165 0,12 0,106 0,42 0,12

Итого:

1,0

 

 При создании продукта необходимо провести расчёт параметров поточной линии производства и определить вид производства [7, 6, 1, 8,].

 

Рисунок 5 Виды производства

 

Номенклатура – количество наименований изделий, закрепленных за производственной системой.

Единичное – характеризуется неповторяющимся или повторяющимся нерегулярно выпуском единичных экземпляров широкий номенклатуры.

Серийное – характеризуется выпуском ограниченной номенклатуры изделий сравнительно большим объёмом продукции и повторяющимися через определённое время партиями.

Массовое – характеризуется выпуском узкой номенклатуры изделий в течение длительного периода и большим объёмом продукции.

Различают три основных (базовых) вида движения партий деталей по операциям:

1. Последовательный.

2. Параллельный.

3. Параллельно-последовательный или поточный.

 

Рисунок 6 Последовательный вид движения партий деталей

 

При последовательном виде движениявся партия деталей пере­дается на последующую операцию после окончания обработки всех деталей на предыдущей операции. Достоинствами этого метода являются отсутствие перерывов в работе оборудования и рабочего на каждой операции, возможность их высокой загрузки в течение смены. Но производственный цикл при такой организации работ является наибольшим, что отрицательно сказывается на технико-экономических показателях деятельности цеха, предприятия.

 

Qизд = 3 шт.

t1= 1 мин.

t2= 3 мин.

t3= 2 мин.

                      

m- кол-во операций.

n- кол-во изделий.

 

Рисунок 7 Параллельный вид движения партий деталей

 

При параллельном виде движения детали передаются на следующую

операцию транспортной партией сразу после окончания ее обра­ботки на предыдущей операции. В этом случае обеспечивается наиболее короткий цикл. Но возможности применения параллель­ного вида движения ограничены, так как обязательным условием его реализации является равенство или кратность продолжитель­ности выполнения операций. В противном случае неизбежны пе­рерывы в работе оборудования и рабочих.

Длительность цикла Тц определяется по формуле:

 

Рисунок 8 Параллельно-последовательный или поточный вид движения партий деталей

Длительность цикла Тц определяется по формуле:

Если одна и та же деталь используется в одном или нескольких изделиях, то производство этой детали целесообразней организовать поточным методом. Поточное производство - это такая форма организации производства, при которой все операции согласованы во времени, все рабочие места специализированы и расположены согласно технологического процесса. В поточном производстве время выполнения каждой операции равно или кратно друг другу. Обработка деталей идёт непосредственно, при синхронности передачи предметов труда по рабочим местам. Поточный метод и поточные линии имеют следующие характерные параметры:

1.1 Программа выпуска и программа запуска. (Nвып. дана в задании)

Nзап =1.02*Nвып =1,02 * 700= 714 шт.

1.2 Стоимость комплектующих изделий на месячную программу запуска

Ском = Nзап*Ском = 714*2 = 1428 тыс. руб.

1.3 Определяем стоимость материалов на месячную программу запуска

Смат = Nзап * Смат = 714* 1 = 714 тыс. руб.

  Параллельно-последовательный метод является наиболее прогрессивным и характеризуется следующими параметрами:

1. Nвып = 700 шт.

2. Nзап = 714 шт.

3. Z – такт поточной линии.

Такт – интервал рабочего времени, через который периодически производится выпуск определённой продукции.

Z= (Тобщ-tперерывов)/Nзап

Тобщ – кол-во часов за рабочий месяц.

tперерывов – суммарное время перерывов для отдыха рабочих за месяц.

Тобщ = 22*8 = 176 часов * 60 = 10560 мин.

tперерывов = 10*2*22 = 440 мин.

Z=(10560 - 440)\714 = 14,2 мин. [29].

Расчёт заработной платы рабочих и служащих, работающих в цехе по выпуску прибора.

В промышленности используются 2 формы оплаты труда: сдельная и повременная.

При сдельной оплате труда заработная плата работнику (или группе) начисляется за каждую единицу изготавливаемой продукции или выполненной работы, выраженной в производственных операциях, штуках, кг, м3, и т.д..

При повременной оплате труда зарплата начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактическое отработанное время.

Единая тарифная сетка работников состоит из 27 тарифных разрядов и соответствующих тарифных коэффициентов.

В производственных отраслях народного хозяйства ЕТС состоит из 23 тарифных разрядов.

Для рабочих действует 8-разрядная тарифная сетка, раньше была 6-ти.

Увеличение разрядов до 8-ми позволяет повысить тарификацию труда в тех видах работ, где сложность труда превышает квалификацию 6-го разряда.

Месячная тарифная ставка 1-го разряда: 23200 руб.

Часовая тарифная ставка 1-го разряда:

С1 =23,2*1,8\169,2 = 0,247 тыс. руб.

169,2 — средняя продолжительность рабочего времени в месяц.

В производстве усилителя низкой частоты принимают участие рабочие имеющие разряды 4 и 6.

                                                                                                        Таблица 11

Расчёт коэффициента заработной платы рабочих и служащих

 

Разряд 1 2 3 4 5 6 7 8
Коэффициент 1,0 1,16 1,35 1,57 1,73 1,9 2,03 2,17
Корректирующий коэффициент 1,8 1,73 1,52 1,35 1,27 1,19 1,15 1,12

 

Расчёт часовой тарифной ставки для 4 и 6 разрядов:

С4=23,2*1,35*1,57/169,2=0,291 тыс. руб.

С6=23,2*1,19*1,9/169,2= 0,310  тыс. руб.

Среднечасовая тарифная ставка для данного изделия:

С=(Ссб*tсбмонт*tмонтрег*tрег)/tобщ=(0,291*2,0+0,291*0,7+0,31*2,3)/

/5,0=0,3 тыс. руб.

Определяем величину сдельной расценки (зарплаты рабочих).

P=C*tобщ=0,3*5,0=1,5 тыс. руб.

Определяем величину заработной платы ИТР на одно изделие.

ЗПитр=ЗП/Nвып=404/700=0,577 тыс. руб.

Определяем величину комплексной расценки на одно изделие:

Рк=(Р+ЗПитр)*1,5=(1,5+0,577)*1,5=3,1155 тыс. руб.

Определяем месячную ЗП по изделию:

ЗПмес.к*Nзап=3,1155*714= 2224,47 тыс. руб [22, 4, 33].

Определим рабочие места на конвейере

Конвейеры – приводные транспортные устройства, которые не только перемещают предметы труда с одной операции на другую, но и регулируют такт потока.

По конструктивным признакам различают ленточные и цепные конвейеры.

В зависимости от характера движения конвейеры с непрерывным и прерывистым (пульсирующим) движением.

При непрерывном движении все операции выполняются одновременно с перемещением предметов труда.

При пульсирующем движении конвейера все операции выполняются в период его неподвижности.

Расчетаем количество рабочих мест на конвейере:

РМ = (tр *60*k)\Z = 5,0*60*1,08/14,2 = 22,8 ≈ 23 места, где:

tр –общая трудоёмкость работ;

60 – кол-во минут в часе;

k – коэффициент перевыполнения норм = 1,08;

Z – такт поточной линии.

Определяем темп конвейера.

Темп – количество продукции, которое сойдёт с поточной линии за 1 час её работы.   Тконв = Тсмпер\ Z = 480-20 \ 14,2 = 32 шт./час, где

Тсм – время смены;

Тпер – время перерывов;

Рабочая длина конвейера:

Lраб = L*(PM\2 + l) + d = 1,2*(23\2+1)+3 = 18 м.

d – закругление конвейера = 3 м;

l – расстояние между рабочими местами;

L – шаг конвейера = 1,2 м.

Скорость конвейера:

Vконв = Lраб\ Z = 18\14,2 = 1,27 м/мин.

Ритм конвейера = темп = 32 шт./час [26, 9]

Расчетаем численности рабочих

Численный состав работающих состоит из:

- основных рабочих, выполняющих производственные задания;

- вспомогательных рабочих;

- инженерно-технических работников.

Количество основных рабочих равно количеству рабочих мест, рассчитанных выше.

Ро.=РМ=23 чел.

Количество инженерно-технических работников:

Ритр = 10%*Ро = 0,1*23 = 2,3 ≈ 2 человека [22,26].

                                                                                                       Таблица 12                         

Состав руководителей и специалистов цеха и их суммарная зарплата

№ п/п Должность Коли-чество Разряд Тарифный коэффи-циент Месячный оклад, тыс. руб. Суммарная зарплата за месяц, тыс. руб.
1. 2. 3.   Нач. цеха Нач. участка Мастер   1 1 2   14 13 11   0,96*3,85 0,97*3,6 1,01*3,14   85,75 81,01 73,6   85,75 81,01 147,2  
 

Техническое бюро

4. 5. 6.     7. 8.   9.     10. 11. Начальн. бюро Инженер Техник   Бюро Нач. бюро Инженер-нормировщик Ст. иженер -экономист Планово- Нач. бюро Ст. диспетчер 1 1 1   труда 1 1   1   диспе 1 1 14 10 8   и 14 9   12   тчерск 14 7 0,96*3,85 1,05*2,93 1,12*2,56   заработно 0,96*3,85 1,08*2,74   0,98*3,36   ое 0,96*3,85 1,15*2,33 85,75 71,37 66,5   й  платы 85,75 68,65   76,39   бюро 85,75 62,16 85,75 71,37 66,5     85,75 68,65   76,39     85,75 62,16

Итого по цеху:

12       916,2

 

Месячная трудоёмкость цеха

 

Трудоёмкость – количество затрат труда рабочих соответствующей профессии и квалификации необходимой на выполнение единицы доброкачественной продукции при правильно организованных инженерно-технических условиях.

Трудоёмкость работ месячного задания по цеху:

Qизд = tобщ*Nзап = 5,0*714 = 3570 нормо-час.

Определяем суммарную трудоёмкость по количеству рабочих:

Qцеха = РМ*2*8*22 = 23*2*8*22 = 8096 нормо-час.

Определяем процентное соотношение трудоёмкости изделия и цеха:

%= Qизд\Qцеха*100% = 3570/8096*100% = 44,1%

Определяем величину з/п ИТР, которая “ляжет” на изготавливаемое изделие:

ЗП = ЗПобщ.*% = 916,2*0,441 = 404 тыс. руб [26, 11].

 

Расчёт площади цеха

 

Общая площадь цеха:

1. Рабочая (производственная) площадь.

2. Площадь необходимых проходов и проездов.

3. Административная площадь.

4. Складские помещения.

5. Бытовые помещения.

Расчёт площади цеха сводим в таблицу

                                                                                                          Таблица 13

Расчёт площади цеха

№ п/п Наименование площади цеха Формула расчёта Результат, м2.  
1. 2. 3. 4. 5. Производственная Проходов и проездов Административная Складские Бытовые Sраб =РМ*5м2 Sпр.=25%*Sраб. Sадм=10%*Sраб. Sскл=40%*Sраб. Sб=7%*Sраб. 115 28,75 11,5 46 8,05

Общая площадь цеха (Sобщ.):

209,3

 

Учитывая специфику технологического производства радиотехнической отрасли, принимаем высоту цеха h=3,2 м, исходя из этого, строительный объём здания равен: Vцеха =Sобщ.*h=209,3*3,2= 669,76 м3.

Расчетаем стоимость ОПФ и годовых амортизационных отчислений

Стоимость ОПФ и амортизационных отчислений складывается из стоимости пассивной части (здания, сооружения) и активной части (машины, станки).

Величина амортизационных отчислений зависит от первоначальной стоимости ОПФ и годовой нормы амортизации, которая в свою очередь зависит от срока службы (Ао=ОПФперв.*nа, na=100%/Tслуж.)

Расчёт стоимости пассивной части ОПФ

1.Стоимость цеха: Сцеха=Vцеха*97*500 = 669,76*97*500=32483,4 тыс. руб., где 97 – стоимость 1 м3 здания на 1991, а 500 – индекс перевода на 2002 год.

2.Годовая величина амортизационных отчислений пассивной части:                

Ао год=ОПФ * nа= 32483,4* 0,01=324,834 тыс. руб.; Сцеха=ОПФ

3.Месячная величина амортизационных отчислений:                                         

Ао месо год/12=324,834/12=27,1 тыс. руб.

4. Величина амортизационных отчислений на единицу продукции:

Ао изд= Ао мес/Nвып.=27,1/700=0,0387 тыс. руб.

Расчёт стоимости активной части ОПФ

Стоимость активной части ОПФ складывается из:

1. Стоимость основного оборудования:Со=12*Lраб=12*18=216 тыс.руб.,

где 12 тыс. руб. – стоимость одного погонного метра конвейера.

2. Стоимость инструмента: Синстр.=25%*Со= 0,25 * 216 = 54 тыс. руб.

3. Стоимость инвентаря: Синв.=6%*Со=0,06*216 = 12,96 тыс. руб.

4. Стоимость транспортных средств: Стр=50%*Со= 0,5*216=108 тыс. руб.

5. Стоимость прочих средств технической оснастки:

Спр.=2%*Со=0,02*216 = 4,32 тыс. руб.

Собщ.оинстр. инв.тр.пр.= 395,3 тыс. руб.

6. Величина годовых амортизационных отчислений:

Ао годобщ*naакт =395,3*10%(0,1)=39,53 тыс. руб.

7. Величина месячных амортизационных отчислений:

Ао месо год/12=39,53/12=3,3 тыс.руб.

8. Величина амортизационных отчислений на единицу продукции:

Ао изд.= Ао мес/Nвып=3,3/700=0,0047 тыс. руб.

9. Суммарная величина амортизационных отчислений на единицу продукции:

Ао сум= Ао пас+ Ао акт=0,0387 +0,0047= 0,0434 тыс. руб.

Расчёт прямых материальных затрат на изготовление прибора

Прямые материальные затраты складываются из:

1. Стоимости материалов:

Смат= См ед.изд*Nзап.= 1*714=714 тыс. руб.

2. Стоимости комплектующих:

Скомп = Скомп ед изд * Nзап = 2*714 = 1428тыс.руб.

3. Стоимости запчастей:

Сзап.=8%*(Смат + Скомп) = 8 %*(714+1428) = 171,36 тыс. руб.

4. Стоимость топливно-энергетических расходов:

Стэр=300%*(Сматкомп + Сзап) = 3 * (714+1428+171,36) =6940,1тыс. руб.

5. Стоимость возвратных отходов:

Свозвр= 2 % * (Смат + Скомп) = 0,02*2142 =42,84 тыс. руб.

6. Общая сумма материальных затрат:

Собщ.мз= Смат+ Скомп+ Сзап+ Стэр – Свозвр=

= 714+1428+171,36+6940,1–42,84 = 9210,62 тыс. руб.

7. Сумма материальных затрат на единицу изделия:

Сед издмз= Собщ мз/Nвып=9210,62 /700=13,6 тыс. руб [1, 3, 2, 11].

                                                                                                       Таблица 14

Расчёт цеховых расходов

№ п/п Наименование показателя Формула расчёта Результат, тыс. руб.
  А

 

Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования

1. 2. 3. 4. 5. Амортизация оборудования (месячная) Эксплуатация оборудования Ремонт оборудования Внутризаводское перемещение грузов Прочие расходы Ао акт мес Эо=3%*п.1 Ро=1%*п.1 Пг =10%*п.1 Рп=0,1%*(п.1+п.2++п.3+п.4) 3,3 0,1 0,033 0,33   0,00376

Итого по разделу А:

3,77
  Б

 

Расходы по организации и управлению производством

6. 7.   8. 9. 10.   11. Содержание аппарата управления Содержание младшего обслуживающего персонала Амортизация зданий и сооружений Содержание зданий и сооружений Испытание нового оборудования, рационализация и изобретательство Охрана труда ЗПобщ ЗПмоп= 0,5%*п.6   Апас мес Сзс=0,8%*п.8 ИРИ=1%*п.6   ОТ=0,1%*п.6 916,2 4,581   27,1 0,2168 9,162   0,9162

 

Итого по разделу Б:

  958,176

 

Итого по А и Б:

  961,946

 

 

Определяем цеховые расходы на единицу изготавливаемого прибора:

РЦ=(А+Б)/Nвып = 961,946/700 = 1,374 тыс.руб.

                                                                                                      

                                                                                                       Таблица 15

Расчёт заводских расходов

№ п/п Наименование показателя Формула расчёта Результат, тыс. руб.
  А

 

Расходы по управлению.

1.   2. Расходы по оплате труда административно-управленческому персоналу Командировочные расходы ЗПА=50%*ЗП   Рк=3%*п.1 202   6,06

Итого по разделу А:

208,06
  Б

 

Расходы по организации и обслуживанию производственно-хозяйственной деятельности.

3. 4. 5. 6. 7. Содержание производственного персонала Амортизация здания завода Содержание и ремонт здания завода Охрана труда и окружающей среды Представительские расходы Зпп=0,3%*п.1 Аз=20%*Ао цех Срз=0,2%*п.4 Отос=2%*(п.1+..+п.3) Рп=0,1%*(п.1+..+п.3+п.6) 0,606 5,42 0,01084 4,173   0,213

 

Итого по разделу Б:

10,52

 

Итого по А и Б:

218,58

 

 

Определяем величину заводских расходов на единицу продукции:

 

ЗР=(А+Б)/Nвып=218,58/700= 0,3123 тыс.руб.

 

 

                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                        

                                                                                                         Таблица 16

 Калькуляция себестоимости и цены

№ п/п Наименование затрат Формула расчета Результат, тыс. руб.
1 2 3 4
1. Сырье и материалы (сумм МЗ на единицу изделия) Сед издмз= Собщ мз /Nвып 13,158
2. Основная ЗП производственных рабочих (сдел. расц.) P=C*tобщ 1,5
3. Дополнительная ЗП производственных рабочих п.2*50% 0,75
4. Расходы на подготовку и освоение нового производства 0,5%* ∑(п.1÷п.3) 0,077
5. Цеховые расходы п.5.1+5.2+5.3 1,37
5.1 Амортизационные отчисления (Аоакт + Аопас) в месяц о акт мес + Апас мес) / Nвып. 0,0434
5.2 Расходы по оплате труда (ЗПобщ+ЗПмоп+ИРИ+ОТ)/Nвып 1,33
5.3 Прочие расходы Рп /Nвып
6.

Заводские расходы                                                             п.6.1+6.2+6.3                     0,312

6.1 Амортизационные отчисления (аморт. зав./ Nвып) Аз / Nвып 0,00774
6.2 Расходы по оплате труда (ЗПА+ Ркпптосп)/Nвып 0,304
6.3 Прочие расходы Срз / Nвып
7 Отчисления в бюджетный и внебюджетный фонды от средств по оплате труда Обф = п.7.2+ п.7.3+п.7.4 1,55
7.1 Расходы на оплату труда (п.2+п.3+п.5.2+п.6.2) 3,884
7.2 На социальное страхование 35 % * п.7.1 1,36
7.3 В фонд занятости 1 % * п.7.1 0,03884
7.4 Чрезвычайный налог 4 %*п.7.1 0,1554
8. Потери от брака 2 % * ∑(п.1÷п.7) 0,374
9. Коммерческие расходы 1 % *∑(п.1÷п.8) 0,191
10. Полная производственная себестоимость (п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6+п.7+п.8+п.9) 19,282
11. Нормативная прибыль 20 % *п.10 3,856
12. Местный налог по общему нормативу 2,5 %*(п.10+п.11) 0,578
12.1 Ремонт и содержание жилья 1 % * (п.10+п.11) 0,23
12.2 Стабилизационный фонд 1 % * (п.10+п.11) 0,23
12.3 Жилищно-инвестиционный фонд 0,5 % * (п.10+п.11) 0,116
13. Объединённый республиканский налог 2 % * (п.10+п.11+п.12) 0,4745
13.1 Сельскохозяйственный налог 50 % * (п.13) 0,2373
13.2 Дорожный налог 50 % * (п.13) 0,2373
14. Налог на добавленную стоимость 0,2 * ∑ (п.10¸п.13) /(1-0,2) 6,05
15. Отпускная цена производителя ∑ (п.10¸п.14) 30,24
16. Оптовая наценка 5 % *п.15 1,512
17. Оптовая цена ∑ (п.15÷п.16) 31,752
18. Торговая наценка 10 % *п.17 3,1752
19. Розничная цена товара ∑(п.17÷п.18) 34,9272

 

 

Все составляющие части розничной цены одного прибора помещены в таблице 17. Здесь также находятся процентные соотношения каждого показателя от полной цены реализации изделия [11].

                                                                                                          Таблица 17

Структура розничной цены изделия

Показатель Процентное соотношение, % Величина, тыс. руб.
1.Полная цена реализации товара 100 34,9272
2.Торговая надбавка 9,1 3,1752
3.Оптовая надбавка 4,32 1,512
4.Отпускная цена производителя 86,58 30,24
5.Налоги в цене 20,33 7,1
6.Нормативная прибыль 11,04 3,856
7.Полная производственная себестоимость: 55,21 19,282
7.1.Материальные затраты 37,67 13,158
7.2.Расходы по оплате труда 11,12 3,884
7.3.Амортизационные отчисления 0,14 0,05
7.4.Отчисления на государственное социальное страхование 4,44 1,55
7.5.Прочие расходы 1,84 0,642

 

Рисунок 9 Структура розничной цены изделия 

 

После проведенных расчетов можно сделать вывод, что производство данного продукта выгодно, т.к. срок окупаемости затрат на производство продукта Ток=  составляет 5 месяцев, при месячной норме выпуска – 700 штук; цена реализации продукции – 34,9272 тыс.руб. Валовая выручка от реализации продукции – 24449,04тыс.руб. Прибыль цеха – 2699,2тыс.руб. Рентабельность продукции 20 %

Р=прибыль/себ-ть*100% [13,28,15].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономическая эффективность в рыночной экономике приобретает важное значение для предприятий всех форм собственности. Обобщающим критерием экономической эффективности производства служит уровень производительности общественного труда. Важной предпосылкой повышения эффективности производства на предприятиях является достаточный уровень развития и активная деятельность производственной и социальной инфраструктуры предприятия.

Актуальность темы данного дипломного проекта обусловлена развитием промышленности России, обеспечением стабильной работы предприятий. Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов и производственных мощностей предприятия, достижения более высоких экономических показателей, повышение производительности труда и эффективности производства, это важные и актуальные задачи работников управления производством. Но современные условия развития экономики предприятия невозможны без внедрения научных достижений и обновления продукции.

Важнейшими показателями экономической эффективности производства служат трудоемкость, материалоемкость и фондоемкость.

Анализ экономической эффективности ООО «Антей» показал, что предприятие наращивает объем производства и прибыли. Особое внимание для достижения роста экономической эффективности предприятие уделяет качеству продукции.

Факторный анализ использования оборудования показал, что предприятие не достаточно эффективно его использует. За последнее время произошло снижение коэффициента сменности, участились внутрисменные простои оборудования.

Комплексная оценка уровня интенсификации свидетельствует о том, что интенсивное использование ресурсов повысилось на 12,9%. Прирост выручки получен за счет экстенсивного использования производственных ресурсов на 49,11%, а за счет интенсивного их использования на 50,89%. Относительная экономия производственных ресурсов составила 1,132 тыс. рублей. Данные полученные в ходе исследования свидетельствуют, что анализируя комплексно дея­тельность предприятия, можно с уверенностью утверждать, что руководство настойчиво предпринимает усилия к повышению эффективности ис­пользования производственных ресурсов.

При создании нового продукта был проведен комплекс взаимосвязанных работ по научно-техническому и экономическому обоснованию концепции нового продукта, его проектированию и производственному освоению.

Был проведен сбор и анализ информации о технических характеристиках имеющихся на рынке продуктов, научных и технических возможностей. Определялись перспективы развития рынка товара. Составлялась программа выполнения работ по созданию продукта. Проведена детальная инженерная проработка изделия и комплекса работ по организационной подготовке производства и освоения нового продукта. Проектирование продукта проводилось с учетом целевой группы потребителей, а в частности заказчиком и соавтором выступила группа ученых океанологов.

Освоение нового вида продукта требует не только разработки новых технологических процессов и приобретения новых технологических средств, но и изменения форм и методов организации производства и труда, приобретения новых знаний и навыков кадровым составом коллектива, перестройки материально технического снабжения и т.д.

При проведении оценки организационно-технических условий учитывались:

наличие резерва производственных мощностей, наличие свободных производственных площадей, внутризаводская специализация, разделение труда в цехах и на участках, наличие квалифицированных кадров, уровень организации материально технического обеспечения, уровень гибкости производственного аппарата.

При оценке конструкции нового прибора учитывали его новизну, уровень унификации и стандартизации, конструкторскую преемственность и особенности нового продукта по сравнению с существующими на рынке, габариты, вес, материалоемкость и энергоемкость, трудоемкость и другие технико-экономические показатели.  

Внедрение нового продукта эффективно для предприятия т.к. прибор полностью соответствует всем техническим нормам, имеет очень широкий спектр применения. Срок окупаемости продукта очень мал и составляет 5 месяцев. Рентабельность продукции – 20%, прибыль цеха составит 2699,2 тыс. руб. Цена внедряемого продукта составит 50 тыс. руб. за единицу, что значительно дешевле импортных аналогов, их цена на рынке начинается от 70 тыс. руб. за единицу. Данный прибор гарантированно будет актуален на рынке т.к. он отлично сочетается и работает с любой навигационной системой. Очень прост в обращении. По качеству, дизайну и техническим возможностям он превосходит некоторые импортные аналоги.

Подводя комплексный анализ дипломного проекта можно с уверенностью сказать, что руководство предприятия стремится к наращиванию объемов производства и выпуску новых видов продукции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: