Понятие о банковской деятельности

Банк — один из основных элементов инфраструктуры рыночной экономики. Без банка немыслима работа любого предприятия, поскольку деятельность каждой организации подразумевает контакт с банком, который начинается с открытия расчетного счета, расчетного и кассового обслуживания. Через банки осуществляются различные расчеты с партнерами, предоставляются кредитные ресурсы, совершаются определенные сделки и проводятся валютные операции.

Коммерческие банки выполняют следующие функции:

· мобилизация временных свободных денежных средств и превращение их в капитал;

· выпуск кредитных денег и кредитование государства, предприятий, населения. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды, и сокращается, когда эти ссуды возвращаются. Значение кредитования состоит в том, что оно обеспечивает финансирование народного хозяйства, расширение производства, а потребительские ссуды способствуют повышению уровня жизни населения и росту спроса на товары и услуги;

· обеспечение расчетно-платежного механизма, то есть банки выполняют для своих клиентов операции по проведению расчетов и платежей;

· эмиссионно-учредительская функция состоит в том, что банки выпускают и размещают ценные бумаги, а также предоставляют посредников для рынка ценных бумаг, кредита для подписки на ценные бумаги, а посредники продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу;

· консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Специфика банковской деятельности позволяет давать им консультации по слияниям, поглощениям, по инвестициям, по состоянию годовой отчетности.

Принципы деятельности банков состоят в следующем:

· работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать средства на расчетных счетах своей клиентуры, сверх имеющихся у них ресурсов, ограничены. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банка и при регулировании его операций. В пределах имеющихся у банка ресурсов он свободен в проведении своих активных операций при соблюдении установленных экономических нормативов. Работа в пределах реально привлеченных ресурсов заинтересовывает банк в привлечении депозитов, вкладов, стимулирует поиск эффективных сфер их приложения и в результате этого происходит перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли;

· полная экономическая самостоятельность и экономическая ответственность за результаты своей деятельности, которая заключается в свободе распоряжения собственными и привлеченными ресурсами, свободном выборе клиентов и вкладчиков, свободном распоряжении доходами после уплаты налогов. Экономическая ответственность означает, что по своим обязательствам банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом. Весь риск от своих операций банк берет на себя;

· взаимоотношения банка и его клиентов строятся на рыночных принципах, то есть критерием отношений является прибыльность, риск, ликвидность.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что финансовые результаты деятельности банков, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересуют достаточно большое количество пользователей информации, к которым можно отнести: администрацию, руководство, персонал, партнеров, собственников, настоящих и потенциальных клиентов, государственные органы, внебюджетные фонды и пр.

Понятие о банковском аудите

В 1993 году был сделан первый шаг в направлении создания законодательной базы и организации аудиторской деятельности. Указом Президента Российской Федерации “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” (от 22 декабря 1993 года за № 2263) утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля. На основании этих правил, а также в соответствии с Федеральными законами “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности” и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” разработано “Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации” № 64 от 10 сентября 1997 года.

В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”, деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций.

Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности.

Основной целью банковского аудита является установление достоверности финансовой отчетности банка и соответствия совершенных им операций действующему законодательству Российской Федерации и выражение аудитором мнения о соответствии финансовой отчетности банка его действительному положению.

Второй целью аудиторской проверки является проверка адекватности системы внутреннего контроля банка.

Основные показатели (содержание, объем и формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Аудит кредитных организаций могут осуществлять аудиторские фирмы и самостоятельно работающие аудиторы, имеющие лицензию Банка России.

Вопрос о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудитору или аудиторской фирме рассматривается Банком России при соблюдении определенных условий.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.

Аудиторские фирмы (аудиторы), помимо проведения проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета; составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализу финансово-хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов кредитной организации; консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредитным организациям по профилю своей деятельности.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Аудиторские фирмы (аудиторы) несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности.

Для развития аудита в России важнейшим направлением явилось проведение работ по становлению и созданию аудиторских фирм, определению их статуса, структуры, видов выполняемых услуг и др. По данным Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России, по состоянию на 1 мая 1999г. действуют 3 313 лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, страхового и инвестиционных институтов.

Аудиторские фирмы (АФ) могут иметь любые организационно-правовые формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением формы открытого акционерного общества (ОАО).

Аудиторская проверка кредитной организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Кредитная организация самостоятельно выбирает аудиторскую фирму (аудитора) для проведения аудиторской проверки с целью подтверждения достоверности годового отчета.

Перед заключением договора на проведение аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) должна предъявить кредитной организации лицензию, выданную Центральным Банком Российской Федерации.

В недельный срок после начала аудиторской проверки по итогам деятельности за истекший год кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка России по месту нахождения своего корреспондентского счета информацию, содержащую данные об аудиторской фирме (аудиторе), привлекаемой для проведения проверки.

При проведении аудиторской проверки аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право:

· самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, а также конкретных условий договора с кредитными организациями;

· проверять у кредитной организации в полном объеме управленческую документацию и документацию о финансовой деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

· получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших провести проверку;

· привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, аудиторские фирмы;

· отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемой кредитной организацией необходимой документации. О всех случаях отказа от проведения проверки с указанием причин аудиторская фирма (аудитор) сообщает в 2-х недельный срок в территориальное учреждение Банка России.

В настоящее время проходить ежегодную аудиторскую проверку обязана большая часть экономических субъектов, в том числе коммерческие банки.

Банки должны получать аудиторское заключение установленной формы и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой.

На основании действующих нормативных актов разработан и применяется Стандарт № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита “Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год”:

Федеральный закон от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ “О банках и банковской деятельности”;

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997 года № 64, утвержденное Приказом Банка России от 10 сентября 1997 года № 02–391 (с изменениями и дополнениями);

Положение банка России от 23 декабря 1997 года № 10-II “О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год”;

Правила (стандарты), аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;

Положение Банка России от 28 августа 1997 года № 509 “Об организации внутреннего контроля в банках”.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: