IХ. Работа в группах по составлению слов

1-й ряд – составьте три слова с буквой У; 2-й ряд – с буквой О; 3-й ряд – с буквой А.

Дети работают на переносных досках.

1-й ряд: улитка удав удочка

2-й ряд: олень волк дом

3-й ряд: заяц мама азбука

Все слова после проверки дети читают хором и одобряют правильность аплодисментами.


X. Чтение предложений

На доске:

КАК ЖИВЁТ ЁЖИК

Летом ёжик много ест. Пауки, жуки, мухи – вот его еда. Потом он всю зиму будет спать.

И только весной вылезет из норы.


Дети, которые не умеют читать, находят, сколько в тексте букв У, И, Ы на таблице (У – 5, И – 8, Ы – 2). Остальные читают весь текст.

 

Прочитаем вслух по одному предложению.

Дети читают по одному предложению.

 

Всю зиму, ежик спит, не просыпаясь. Почему ежик много ест летом? (Потому что он спит всю зиму. Он должен за лето столько съесть, чтобы не проголодаться за зиму).

Какую еду он любит? (Он ест пауков, жуков, мух).

Кто знает, как их можно назвать одним словом? Пауков, жуков, мух, комаров, муравьев называют насекомыми, у них насечки на брюшке. Насечки – насекомые.


XI. Занимательные задания

Откройте книгу «Я читаю?» на с. 8–9 и отгадайте ребусы.

                                        Ы И

                                         МИШКА ЛАПА

 

Сделайте вывод (Одна буква может изменить смысл слова).

 

Работа по рисунку из книги.

Найдите спрятавшихся животных.

 




XII. Итог урока

Что узнали нового? (Одна буква может изменить смысл слова. Слово «животное» образовалось от слова «жизнь», а слово «насекомые» – от слова «насечки». Интересно, как живут ежики).

Что понравилось? (Петь гласные звуки, разгадывать ребусы, придумывать слова).

Что было трудно? (Составить слова с нужной буквой).

 

Предложенная Л. В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность в развитии школьника, она остается до настоящего времени нереализованной концепцией. В 60-70-е гг. попытки ее внедрения в массовую школьную практику не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х – начале 90-х гг. на личностно развивающее обучение привела к возрождению этой концепции. Но, как показывает практика, предложенные Л. В. Занковым дидактические принципы используются пока не в полной мере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система образования постоянно находится в динамичном развитии: пересматриваются содержание образования, общие теоретические подходы к его проектированию, разрабатываются новые образовательные технологии, совершенствуется система оценки учебной деятельности школьников и т. д. Все эти процессы протекают в режиме инновационной деятельности.

В инновационную деятельность включается целенаправленная педагогическая деятельность, связанная с исследованием, осмыслением или освоением нового. Причем, понятие «инновация» относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Из наиболее распространенных в педагоги­ческой практике можно выделить следующие технологии: современное традиционное обучение, педагогические технологии на основе личност­ной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека), педагогические технологии на основе активи­зации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е. И. Пассова и др.), педагогические технологии на основе эффек­тивности управления и организации учебного про­цесса (технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С. Н. Лысенковой, дифференцированное обучение, технология индивидуализации обучения, программированного обучения и др.), педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала, технологии развивающего обучения (система развивающего обучения Л. В. Занкова, развивающее обучение Д. Б. Эльконина – В. В. Давы­дова, технология саморазвивающего обучения Г. К Селевко), частно-предметные педагогические технологии (технология раннего и интенсивного обучения гра­моте Н. А. Зайцева, технология обучения математике на основе реше­ния задач и др.)

Среди большого числа новаций, захлестывающих сегодня школу, развивающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемых с ним ожиданий по повышению качества образования.

В рамках курсовой работы нами была изучена и проанализирована система развивающего обучения Л. В. Занкова и разработан примерный план-конспект урока русского языка во 2 классе по этой системе.

Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе начального обучения, ориентирующая учебный процесс на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, то есть человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.

Анализ педагогической теории и практики показал, что с введением развивающего обучения в массовую практику выявляются ряд проблем:

1. Сосуществование развивающего обучения с традиционной системой в рамках одного и того же учебного заведения.

2. Подготовка специалистов по развивающему обучению.

3. Не описана целостно технология обучения в новой для учителя образовательной системе, где старые методы и формы работы оказываются не эффективными.

Особенность технологии развивающего обучения заключается в том, что она выстраивается в совместных действиях учащих и учащихся. Методы работы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Все это делает технологию развивающего обучения много функциональной.

    Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы. Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века.

    Новый век требует новой личности: свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. Создать такую личность можно, используя систему развивающего обучения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Межироков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 448 с.

2. Еленский, Н. Г. Инновационная педагогическая деятельность / Н. Г. Еленский // Пачатковая школа. – 2007. - № 7. – С.12-16.

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.02.2003 № 8 «Об утверждении инструкции об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь (в ред. постановлений Минобразования от 30.12.2005 N 129, от 08.12.2006 N 121) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 7 марта 2003 г. N 8/9218.

4. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл / В. И. Слободчиков // Педагогические инновации. – 2004. - № 1. – С. 17-36.

5. Цыркун, И. И. Развитие метакогнитивных представлений об инновационно-педагогической деятельности / И. И. Цыркун // Педагогические инновации. – 2004. - № 1. – С. 37-42.

6. Цыркун, И. И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И. И. Цыркун. – Мн.: Тэхналогія, 2000. – 326 с.

7. Найн, А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А. Я. Найн // Педагогические инновации. – 2004. - № 1. – С. 50-57.

8. Плешкина, Л. Н. Активизация речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка на основе комплекса инновационных педагогических технологий: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. Н. Плешкина. – М., 2004. – 206 с.

9. Канарская, О. В. Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку (Инновационный подход): дисс.... д-ра пед. наук: 13.00.02. / О. В. Канарская. – М., 1998. – 430 c.

10. Юнина, Е. А. Педагогическая психология: социально-личностное образование / Е. А. Юнина. – Пермь: ПРИПИТ, 2004. – 92 с.

11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 220 с.

12. Дьяченко, В. К. Диалоги об образовательных технологиях / В. К. Дьяченко // Школьные технологии. – 2000. - № 2. – С.16-19.

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2003.– 272 с.

14. Днепров, Э. Д. Современная школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. – М.: Интерпракс, 1998. – 464 с.

15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 4. Проблема возраста / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

16. Репкин, В.В. Система развивающего обучения: проект и реальность / В. В. Репкин, Н. В. Репкина // Вестник (Международная Ассоциация развивающего обучения). – Вып. 2. – М. – Рига, 1998. – С.18-26.

17. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее образование / Е. Н. Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 1981. – 310 с.

18. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. - № 4. – С.6-21.

19. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В. В. Давыдов. – 2-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 479 с.

20. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. – Томск: Пеленг, 1992. – 260 с.

21. Репкин, В. В. Что такое развивающее обучение? / В. В. Репкин. – Томск: Пеленг, 1997. – 210 с.

22. Петровский, В. А. Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский, А. М. Виноградова. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

23. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 275 с.

24. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

25. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов. – М.: Академия, 2003. – 390 с.

26. Аргинская, И. И. Обучаем по системе Л. В. Занкова. Первый год обучения / А. И. Аргинская. – М., 1994 – 244 с.

27. Гусева, С. А. Содружество ученого и учителя / С. А. Гусева. – М.: Просвещение, 1991. – 320 с.

28. Занков, Л. В. О начальном обучении / Л. В. Занков. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 290 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: