Развитие бюджетного учета в РФ

 

Министерством финансов РФ издан приказ от 30.12.2008г. №148н об утверждении Инструкции по бюджетному учету. Данный приказ зарегистрирован в Минюсте России 12.02.2009 г. (регистрационный номер№13309) и вступил в действие 17 марта 2009г.

Действие Инструкции №148н распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009г. С введением в действие Инструкции №148н утрачивает силу ранее действовавшая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 10.02.2006 № 25н (Инструкции №25н). Это означает, что учетная политика бюджетных учреждений для целей бухгалтерского учета должна быть соответствующим образом скорректирована, а все хозяйственные операции, начиная с 1 января 2009г., следует отражать в бюджетном учете с учетом требований новой инструкции. При этом необходимо отметить, что Министерством финансов РФ пока не изданы рекомендации о порядке перехода на новую инструкцию.

Инструкция № 148н не содержит кардинальных изменений порядка организации и ведения учета по сравнению с требованиями, содержащимися в Инструкции №25н.

Прежде всего в тексте Инструкции №148 н нашли отражение многочисленные изменения, внесенные Федеральным законом от 26.04.2007 №63-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ, касающийся организации бюджетного учета в условиях среднесрочного планирования бюджета. Введены новые счета для ведения балансового и забалансового учета, в отдельных случаях изменена нумерация и наименования ранее действовавших счетов синтетического и аналитического учета. Изменения коснулись также порядка ведения учета нефинансовых активов, начисления амортизации, переоценки активов, учета санкционирования расходов и других вопросов организации и ведения бюджетного учета.

    В п.1 Инструкции 148н уточнен состав участников бюджетного процесса. В разд.1 Инструкции №148н и других ее разделах, включая приложения, вновь используются понятия «финансовые органы» и «органы казначейства» вместо громоздких словосочетаний «органы, организующие исполнение бюджетов» и «органы, осуществляющие кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В Инструкции № 25н все субъекты учета были названы учреждениями, в п. 3 Инструкции № 148н содержится 3 категории субъектов учета:

- учреждения;

- финансовые органы;

- органы казначейства;

 Эти изменения продиктованы изменениями, внесенными в бюджетное законодательство.

Представляется весьма важным, что в п.9 Инструкции №148н содержится уточнение, касающееся внесения дополнительных разрядов в код счетов.

Пункт 9 Инструкции №25н органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления было предоставлено право вводить в код аналитического у

чета Плана счетов бюджетного учета разряд для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям. Теперь такое право предоставлено только финансовым органам, органам казначейства и учреждениям.

Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета операций, отражающих отраслевую деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в их учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции №148н. В качестве Приложения №1 к рассматриваемой Инструкции приведен перечень типовых корреспонденций счетов. Это означает, что данный перечень не является исчерпывающим, предусматривается возможность применять также иные, не содержащиеся в данном приложении, бухгалтерские записи по исполнению бюджета в рамках требований, предусмотренных Инструкцией. Такое право предоставлено Федеральному казначейству, финансовым органам, главным распорядителям средств бюджетов.

    В план счетов бюджетного учета внесены изменения, как в части нумерации, так и в части названий счетов. Введены также новые балансовые и забалансовые счета. Рассмотрим эти изменения более подробно.

Балансовые счета.

Счет 0 104 07 000 «Амортизация библиотечного фонда». В соответствии с ранее действовавшими правилами амортизация данного актива в бюджетном учете не начислялась. В связи с этим последовательно изменилась нумерация других счетов, на которых отражались суммы начисленной амортизации. Так к счету «Амортизация прочих основных средств» присвоен номер 0 104 08 000 (был 0 104 07 000), счету «Амортизация нематериальных активов» - 0 104 09 000 (был 0 104 08 000).

Для учета имущества в составе казны в план счетов введены новые аналитические счета: 0 108 01 000 «Недвижимое имущество в составе имущества казны»; 0 108 02 000 «Движимое имущество в составе казны»; 0108 03 000 «Нематериальные активы в составе имущества казны»; 0 108 04 000 «Непроизводственные активы в составе имущества казны»; 0 108 05 000 «Материальные запасы в составе имущества казны» и соответствующие им счета амортизации: 0 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе казны»; 0 104 11 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны; 0 104 12 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» (амортизация непроизводственных активов и нематериальных запасов не начисляется).

Кроме того, появились следующие новые счета: 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы» (аналог счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», применяемого для формирования стоимости объектов нефинансовых активов); 0 210 01 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства»; 0 502 02 000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности»; 0 504 00 000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности».

Забалансовые счета: 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами»; 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»; 23 «Периодические издания для пользования».

Рассмотрим некоторые изменения наименований счетов. Синтетический счет 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» теперь называется «Расчеты по принятым обязательствам»; счет 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями и получателями средств» переименован во «Внутриведомственные расчеты»; счет 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджета» назван «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами»; счет 1 502 01 000 «Принятые обязательства» имеет теперь название «Принятые бюджетные обязательства». Забалансовый счет 01 «Арендованные основные средства» прерименован в «Основные средства в пользовании».

    В преамбуле к разд. 1 гл. III Инструкции №148н в обобщенном виде изложены принципы формирования стоимости нефинансовых активов для отражения в бюджетном учете. В инструкции № 25н эти принципы были приведены по каждому из активов в отдельности.

В п. 12 Инструкции № 148н предусмотрено дополнительное основание для изменения стоимости объекта нефинансовых активов – разукомплектация. В связи с выделением имущества казны из состава основных средств отметим особенности учета основных средств в рамках новых требований. На балансовом счете 0 101 00 000 «Основные средства» учитываются с 1 января 2009г. лишь объекты основных средств, которые в соответствии со ст. 296 ГК РФ закреплены за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления.

Инвентарные номера не присваиваются теперь объектам стоимостью до 3 000 руб. включительно (п. 16 Инструкции №148н).

В п. 21 Инструкции 148н содержится корреспонденция счетов по операциям принятия к учету объектов основных средств, поступивших в натуральной форме, которой не было в прежней инструкции. А в п.60 Инструкции содержится аналогичная операция по материальным запасам, принятым в натуральной форме в возмещение ущерба. Объекты основных средств, находящиеся в пользовании (например арендованные) следует, как прежде, учитывать за балансом на счете 01, который назван Основные средства в пользовании». Имущество казны следует перенести на соответствующие аналитические счета балансового счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. за единицу (вместо 1 000 руб. по прежнему порядку) оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения. Как и прежде, такие объекты списываются с баланса учреждения при выдаче в эксплуатацию.

Изменен порядок отражения в бюджетном учете операций по передаче объектов основных средств, по которым сформирована балансовая стоимость, между бюджетными учреждениями. Такие операции отражают теперь у принимающей стороны без отражения на счете 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства».

С января 2009г. изменился порядок начисления амортизации основных средств. Согласно п. 43 Инструкции №148н, амортизация не начисляется по объектам стоимостью за единицу до 3 000 руб. включительно, амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости по объектам стоимостью свыше 3 000 до 20 000 руб. включительно, а также по объектам библиотечного фонда стоимостью за единицу до 20 000 руб. (при выдаче книг в эксплуатацию). По объектам стоимостью свыше 20 000 руб. амортизация начисляется ежемесячно в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

Поскольку библиотечный фонд отнесен к амортизируемому имуществу, следует учесть при расчете месячной нормы амортизации, что фонды библиотек относятся к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования от 15 до 20 лет (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 в редакции последних изменений). Расчет производится, исходя из максимального срока 20 лет. Исключение составляют издания картографические, которые относятся к пятой амортизационной группе. При этом следует иметь в виду, что согласно подп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ библиотечный фонд не амортизируется. То есть в налоговом учете амортизация библиотечного фонда не отражается.

  Еще одна новация – правила начисления амортизации по имуществу, находящемуся в казне. Согласно п. 44 Инструкции № 148н не начисляется амортизация по имуществу, включенному в состав имущества казны (с даты включения). На счетах амортизации имущества казны (1 104 10 000, 1 104 11 000 и 1 104 12 000) отражаются суммы ранее начисленной амортизации нефинансовых активов. Аналитический учет амортизации имущества казны не ведется.

Расчет и единовременное начисление амортизации за время нахождения имущества в казне осуществляет учреждение, получившее амортизируемый объект в оперативное управление.

В Приложении №1 к Инструкции в приведенном перечне корреспонденции счетов приводятся не только номера счетов, но и коды бюджетной классификации к каждому аналитическому счету, а в ряде случаев – и коды вида деятельности, что позволяет бухгалтеру понять, как следует правильно формировать первые 18 разрядов аналитического счета в каждой из приведенных бухгалтерских записей.

В приложении №4 к Инструкции № 148н приводится код бюджетной классификации, соответствующий каждому счету аналитического учета, что является большим подспорьем для начинающего бухгалтера-бюджетника. В качестве примера можно привести следующие счета из указанного приложения:

- КДБ 1 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами»;

- КДБ 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами»;

- КИФ 0 201 05 000 «Денежные документы»;

- г КБК 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Приведенные сокращения означают:

- КДБ – код главного администратора доходов бюджета;

- КРБ – код главного распорядителя бюджетных средств, код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета;

- КИФ – код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;

- КБК – код главы по Бюджетному кодексу РФ, в 4-17 разделах номера счета указываются нули.

Номера счетов в данном приложении в отдельных случаях приведены с указанием конкретного вида деятельности. Например, если указан код вида деятельности «1», это означает, что данный счет может применяться исключительно для отражения операций по бюджетной деятельности. То же относится к приложению №1.

 

Заключение

   Сложившаяся бюджетная система РФ недостаточно хорошо обеспечивает рациональное и целевое использование бюджетных средств, что связано с относительно высоким уровнем коррупции в стране. Необходимость совершенствования и развития бюджетной системы назрела уже давно. Возможно, что новая президентская кампания уделит больше внимания этой застарелой проблеме. Например, следует увеличить штрафные санкции, налагаемые на организации (прежде всего на руководителей организаций и иных должностных лиц) за нецелевое использование бюджетных средств. Целесообразно также навсегда (а не на короткий срок) запретить лицам, ранее привлеченным к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, занимать руководящие посты в бюджетных учреждениях и организациях. Следует пересмотреть УК РФ с тем, чтобы ввести статью, предусматривающую уголовную ответственность лиц, осуществляющих финансовый контроль за формированием и расходованием бюджетных средств, за неисполнение ими своих должностных обязанностей.                                                                                                                                        Любые действия, направленные на обеспечение сбережения бюджетных средств и их целевого расходования, следует рассматривать, прежде всего, как действия, направленные на уменьшение уровня коррумпированности государственных служащих, что, несомненно, вызовет одобрение в обществе.                                                                         Необходимо постоянно совершенствовать систему проведения государственных закупок товаров, работ и услуг на средства из государственного бюджета. Такие закупки должны проводиться исключительно на конкурсной основе с объективной оценкой всех участников конкурса. К сожалению, зачастую победители определяются еще до официального объявления конкурса, поэтому в настоящее время такого рода конкурсы или тендеры носят чисто формальный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: