Поступивший товар приходуется на счет 41 «Товары», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи. Торговые организации на счете 41 учитывают также тару (как покупную, так и собственного производства). Тара, служащая для хозяйственных (производственных) нужд самого предприятия, учитывается либо на счете 01 «Основные средства», либо на счете 10 «Материалы».
К счету 41 действующий План счетов бухгалтерского учета рекомендует открывать следующие субсчета:
1) субсчет 1 «Товары на складах»;
2) субсчет 2 «Товары в розничной торговле»;
3) субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя»;
4) субсчет 4 «Покупные изделия».
При необходимости исходя из специфики своей деятельности организация может открывать и другие субсчета.
Поступление товара отражается по дебету счета 41, а его выбытие — по кредиту счета 41.
Счет 41 «Товары» корреспондирует со следующими счетами.
По дебету Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Счет 41 «Товары» Счет 42 «Торговая наценка» Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» Счет 68 «Расчетам по налогам и сборам» Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Счет 75 «Расчеты с учредителями» Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» Счет 80 «Уставной капитал» Счет 86 «Целевое финансирование» Счет 91 «Прочие доходы и расходы» | По кредиту Счет 10 «Материалы» Счет 20 «Основное производство» Счет 41 «Товары» Счет 44«Расходы на продажу» Счет 45 «Товары отгруженные» Счет 76 «Расчетам с разными дебиторами и кредиторами» Счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» Счет 80 «Уставной капитал» Счет 90 «Продажи» Счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Счет 97 «Расходы будущих периодов» Счет 99 «Прибыль и убытки» |
Товары (а также тара), поступившие на склад организации, отражаются по дебету 41 счета в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения. Некоторые предприятия розничной торговли ведут учет товара по продажным ценам, а не по покупным. В этом случае при поступлении товара одновременно с записью дебет счета 41 и кредит счета 60 делается запись по дебету счета 41 и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между покупной стоимостью товара и его стоимостью по продажным ценам.
При признании выручки от продажи в бухгалтерском учете предприятия стоимость товара списывается с кредита счета 41 в дебет счета 90 «Продажи». В случаях, когда выручка от продажи товара не может быть признана в бухгалтерском учете сразу, до момента ее признания товары списываются с кредита счета 41 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».
В учетной политике предприятия должен быть закреплен способ учета товаров. Учет товаров может вестись несколькими способами:
1)по покупным ценам;
2)по фактической себестоимости;
3)по учетным ценам;
4)по продажным ценам.
Как правило, по покупным ценам товары учитываются на предприятиях оптовой торговли, а организации розничной торговли могут применять в зависимости от своей учетной политики учет товаров как по фактической себестоимости (непосредственно на счете 41)., так и по продажным ценам (с использованием счета 42). На практике учет по продажным ценам применяется не часто, а наиболее распространенным способом является учет по фактической себестоимости.
Аналитический учет — это учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Аналитический учет связан с синтетическим и не может существовать без него. В бухгалтерии аналитический учет ведется с помощью дополнительных субсчетов, привязанных к синтетическим счетам. Субсчета в синтетическом учете должны создаваться в тех случаях, когда требования аналитического учета диктуются требованиями бухгалтерской отчетности или порядком исчисления налогов. В приказе об учетной политике предприятия утверждается, в том числе, и рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета исходя из специфики деятельности конкретного предприятия.
В соответствии с методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5) организациям торговли необходимо вести аналитический учет в следующих разрезах:
1) «по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям;
2) по каждому хозяйствующему субъекту — по материально-ответственным лицам;
3) по каждому материально ответственному лицу — по ассортименту товаров;
4) а также в удобном для предприятия разрезе».
На практике аналитический учет товаров в торговых организациях ведется и по ассортименту товара, чаще всего по каждому его наименованию.