Права и обязанности как основные элементы административно-правового статуса государственных служащих

 

Статус государственных служащих является основным элементом правового института государственной службы. Прочие его структурные образования призваны обеспечивать функционирование профессионального чиновничества (кадрового персонала), они конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать его потенциал[6].

Правовой статус государственных служащих включает следующие составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда; требования, предъявляемые к государственным служащим; права, обязанности, ограничения и запреты по должности; прохождение службы (аттестация, повышение по службе, присвоение классных чинов, специального звания, ранга и т.д.); меры стимулирования и ответственности.

Специфика выполняемых служащими задач, возложенных на них обязанностей и характер служебных полномочий определяет особенности правового статуса различных категорий государственных служащих, закрепленного в специальных нормативных актах.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, регулируются федеральным законом от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе»[7].

В качестве основного элемента правового статуса федерального государственного гражданского служащего, раскрывающего демократизм государственной службы и обусловливающего ее эффективное функционирование, выступают права государственного служащего.

Под правами государственного служащего имеется в виду обусловленные Конституцией РФ, установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов[8].

В статье 14 Закона о государственной гражданской службе предусматриваются общие для всех государственных гражданских служащих права, обладание которыми не связано с конкретными государственными должностями.

В юридической литературе права государственных служащих подразделяются на отдельные группы. Так, Ноздрачев А.Ф. права государственных служащих подразделяет на две группы: первую - составляют относящиеся к существу служебной деятельности. Вторую – сопутствующие статусу служащих государственные права[9].

 Старилов Ю.Н. права государственного служащего делит на три группы:

1. права, обеспечивающие уяснение служащими своего правового

статуса и его правовую защиту;

2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;

3. права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных права и свобод и обеспечивающих социальные гарантии служащего[10].

Охотский Е.В. права государственного служащего подразделяет на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные.[11]

Рассматривая права в соответствии с данной классификацией и на основе закона о государственной гражданской службе, к первой группе прав следует отнести:

1. Право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанностями по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностногороста. В соответствии со статьей 47 Закона о государственной гражданской службе 2004 г., профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа. В должностной регламент включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию и стажу работы; должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего и др.

Под критериями оценки эффективности исполнения государственной должности имеются в виду оценочные показатели, складывающиеся из многих факторов служебной деятельности и вместе с тем охватывающие широкий круг служебных и моральных проблем.

2. Право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. При реализации данного права гражданский служащий может изучить свое личное дело полно и конфиденциально, сделать для себя записи и снять копии с документов.

3. Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров;

4. Право на проведение по его заявлению служебной проверки. Данное право выступает своеобразной гарантией государственного служащего и членов его семьи от угроз, насилия, оскорблений, ложных обвинений. Срок проведения служебной проверки не должен превышать 30 суток.

Ко второй группе прав государственного гражданского служащего относятся:

1. Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа. В целях реализации данного права гражданский служащий вправе запрашивать любую необходимую информацию, пользоваться современными научными и организационно-техническими средствами ее хранения и обработки, а также иметь возможность применять указанные средства в процессе своей служебной деятельности.

2. Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием этих сведений. Доступ гражданских

служащих к данным сведениям, осуществляется в соответствии с Законом от 21.07.1993 г. «О государственной тайне»[12]. Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

3. Право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

4. Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законом о государственной гражданской службе и другими федеральными законами. Данное право принадлежит всем гражданским служащим, независимо от занимаемых должностей государственной гражданской службы и присвоенных классных чинах.

Переподготовка может быть разного типа, а именно: подготовка к занятию должности гражданской службы, профессиональная подготовка в процессе прохождения службы, повышение квалификации, переквалификация, подготовка к аттестации и квалификационному экзамену.

Переподготовка, повышение квалификации должны осуществляться государственными органами в соответствии с Федеральным законом от 13.01.1996 г. «Об образовании»[13].

Наконец, последнюю, третью группу прав государственного гражданского служащего составляют:

1. Право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду право на создание безопасных и здоровых условий труда в нормальной социально-психологической обстановке согласно нормативам, установленным действующим законодательством (трудовым и другими отраслями законодательства, а также должностными инструкциями), и с учетом специфических особенностей управленческого труда. Система безопасных и здоровых условий включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

2. Право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной

продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

3. Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законом о государственной гражданской службе, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ст. 50 Закона о государственной гражданской службе). Денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином и иных ежемесячных и дополнительных выплат.

4. Право на защиту сведений о гражданском служащем;

5. Право на должностной рост на конкурсной основе. В подп. 6 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы РФ» данное право называлось «право на продвижение по службе», под которым понималось изменение назначения государственного служащего и увеличение его денежного содержания[14]. Продвижение по службе имеет две формы: продвижение по классным чинам и продвижение по должности.

6. Право на членство в профессиональном союзе; Данным правом охватываются отношения, связанные с созданием профсоюзов, которые предполагают профессиональный плюрализм в виде широкого разнообразия интересов в рамках государственной службы.

7. Право на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

8. Право на государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.. Это право предполагает получение пенсии с учетом стажа гражданской службы (выслуга лет), пенсии членам семьи гражданского служащего по случаю потери кормильца, в случае смерти, связанной с исполнением гражданским служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с гражданской службы.

Перечисленные права государственного служащего принято считать основными по той причине, что далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Полный объем должностных прав по каждой должности, естественно, индивидуальный, но обязательно строго в едином статусно-правовом поле государственного служащего РФ. Должностные инструкции определяют точные границы полномочий, выход за которые законодательство квалифицирует как превышение служебных обязанностей или злоупотребление ими.

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности, ибо государство (государственный орган) принимает на работу главным образом с целью возложения на него соответствующих должностных обязанностей.

Под обязанностями служащего понимаются обусловленными Конституцией РФ и установленные федеральным законом о государственной гражданской службе, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции (основные действия), составляющие в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов[15].

Федеральный закон от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе» перечисляет десять общих для всех государственных гражданских служащих обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний, разумеется, не исчерпывая всех проблем регламентации общеслужебных обязанностей. Конкретные обязанности государственных гражданских служащих по соответствующим должностям определяются должностными инструкциями и положениями.

Круг общих обязанностей государственного гражданского служащего сводится к следующему:

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение. Обязанность соблюдения Конституции РФ и иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов РФ – непреклонное требование, предъявляемое к государственному гражданскому служащему. Выполнение этого требования означает, что гражданский служащий должен исполнять свою должность в

духе конституционных принципов: соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; равноправия и полноправия граждан; законности; гуманизма (признания человека высшей ценностью); идеологического многообразия, многопартийности и др.

2. Обязанность исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Это требование обязывает государственного гражданского служащего иметь совершенно точно представление об объеме и границах полномочий по своей должности. Законом также установлены правила соподчинения между должностями гражданской службы, соблюдение которых охватывается обязанностью гражданского служащего осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

3. Обязанность исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. Условиями исполнения данной обязанности являются предметная компетенция руководителя давать поручения; предметная компетенция подчиненного гражданского служащего получать поручения; соответствие поручения, полученного гражданским служащим, Конституции РФ и нормам закона.

Незаконным поручением гражданскому служащему следует считать такой правовой акт, который противоречит закону либо принят вне предметной компетенции, издавшего его руководителя. Если у гражданского служащего существуют сомнения, относительно правомерности полученного для него поручения, он обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю, так и руководителю, давшему поручение. Условие правомерности исполнения поручения в этом случае одно: письменное подтверждение данного поручения вышестоящим по должности руководителем. В этом случае гражданский служащий освобождается от личной ответственности за правомерность своих должностных действий.

4. Обязанность соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций. Данная обязанность означает своевременное издание правовых актов, связанных с обеспечением реализации гражданами своих прав; организацию исполнения законов, имеющих непосредственное отношение к правам и свободам граждан; оказание помощи и содействия гражданам в реализации их конкретных субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод граждан.

5. Обязанность соблюдать служебный порядок государственного органа. Служебный распорядок в государственном органе устанавливается руководителем. Типовые правила внутреннего трудового распорядка предусматривают следующие основные обязанности: работать честно и добросовестно, соблюдать дисциплину труда, вести себя достойно, воздерживаться от действий, мешающих другим выполнять свои обязанности, систематически повышать свою деловую репутацию и др. Требования соблюдения установленного в государственном органе служебного распорядка обязывают гражданского служащего присутствовать на своем рабочем месте в течение всего рабочего дня. Он не может по собственному желанию прервать работу, за исключением законных случаев (отпуск, разрешение на отсутствие и др.).

6. Обязанность не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Как указывалось выше, правовой режим государственной тайны устанавливается в законе от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»[16]. В нем указывается какие сведения, составляют государственную тайну. Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная тайна. Служебную тайну составляет несекретная информация, касающаяся деятельности государственных органов, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью. Прекращение государственно-

 

служебных отношений служащего не освобождает его от обязанности неразглашения сведений.

7. Обязанность беречь государственное имущество, в том числе и предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.   

 8. Обязанность предоставлять сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных доходах и принадлежащего ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

9. Обязанность сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства. Данная обязанность связана с тем, что согласно Закону от 27.07. 2004 г., на государственную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным законом. Выход из гражданства РФ служит основанием для расторжения служебного контракта.

10. Обязанность соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению. Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а федеральный государственный гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, устанавливаются в законе о государственной гражданской службе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: