Налоговая политика государства, ее цели и стратегия

 

Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

 

- экономические - обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

- социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

- фискальные - повышение доходов государства;

-международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

 

Экономическая сущность, функции налогов

Налог – основной источник формирования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части ВОП (валового общественного продукта). ВОП состоит из потребленных средств производства (с), выплаченной з/пл (v), прибыли (m).

ВОП=c+v+m, где (v+m) вновь созданная стоимость (ВНД).

ВНД и ВОП проходят 4 стадии развития: производство – распределение – обмен – потребление. На стадии распределения производственный процесс осуществляется без участия государства, т.к. процесс невозможно осуществить без выплаты з/пл и получения прибыли. На стадии обмена (перераспределения)осуществляет изъятие государством определенной части ВОП в свою пользу для формирования бюджета – это перераспределение и составляет эк. сущность налогов.

Источник налоговых платежей ВНД. Его перераспределение в пользу государства осуществляется м/у двумя участниками производственного процесса: из V- в форме налогов на доходы от работников, из M – от работодателей (налог на прибыль, на имущество).

Налоги – обязательные, регулярные платежи, осуществляют физическими юридическими лицами на условиях, определенных законодательными актами.

Функции налогов:

- фискальная (основная) - образуются государственные денежные фонды, создаются материал. условия для функционирования государства и предпосылки для вмешательства в экономику.

- экономическая – означает, что налоги участвуют в перераспределении. НД и влияют на его воспроизводство через: стимулируя или сдерживая темпы ВНД (через систему льгот); усиливая или ослабляя накопление капитала; расширяя или уменьшая платежеспособность населения.

Если фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, то эк-ая наоборот.

 

Классификация налогов. Основы их построения и принципы налогообложения

Налоговая система включает в себя различные виды налогов, классифицирующихся по разным признакам.

Группировка налогов по уровню власти и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т. д. представляет собой классификацию налогов.

По уровню управления налоги делятся на федеральные, региональные и местные налоги.

 По целевому назначению налоги делятся на общие, специальные и чрезвычайные.

К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете

В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специального налога может служить единый социальный налог.

Введение чрезвычайных налогов непосредственно связано с конкретным событием или конкретным этапом существования и развития той или иной страны.

В зависимости от характера налогового изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество и ряд других налогов. 

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем (НДС, акцизы и т.д.).

По субъектам налогообложения налоги бывают: с юридических лиц; с физических лиц; с юридических и физических лиц.

По объекту обложения налоги разделяются на налог на доходы; налог на имущество; налог на действия и ресурсные налоги.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: