Основные содержательные характеристики системы корпоративной социальной ответственности

Принципы корпоративной социальной ответственности определяют основные положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности по реализации корпоративной социальной ответственности в компании. Если считать, что принцип – это основное, отражающее сущность КСО правило, то можно сделать вывод о том, что несоблюдение требований одного принципа корпоративной социальной ответственности искажает сущность данного понятия.

Важнейшими принципы КСО являются [7]:

● Системность, обеспечивающая эффективность реализации функций и направлений КСО в системе корпоративного управления.

● Комплексность, направленная на скоординированность деятельности компании по трем направлениям устойчивого развития.

● Социальность, т. е. общественная значимость.

● Открытость всех действий компании в данной области и ее нефинансовой отчетности.

● Подотчетность перед заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и обществом в целом, а также соответствие принятым на себя обязательствам и применяемым стандартам.

● Инновационность мероприятий и технологий КСО внутри и вне компании.

● Интегрированность в основную деятельность компании.

● Взаимодействие со стейкхолдерами на регулярной, открытой и диалоговой основе.

● Существенность мероприятий и технологий КСО, имеющих реальное значение для стейкхолдеров компании, местных сообществ и общества в целом.

● Реагирование на оценки, критические замечания и ожидания стейкхолдеров по всем направлениям социальной ответственности.

Принципы социальной ответственности формируются за счёт общественных ожиданий. В последнее время общественные ожидания, адресованные бизнесу, значительно изменились. Обществу стало не безразлично, как компания ведет свою дея­тельность, чем она при этом руководствуется и как она распоряжается своими доходами.     Таким образом, встала необходимость разработки принципов деятельности компаний в раках корпоративной социальной ответственности.[25, с. 320-321]

 Можно выделить первую группу принципов – открытость. Принципы открытости предполагают, что компания ведет свою деятельность публично, понятно и доступно, предоставляя только достоверную информацию и предполагая обратную связь со всеми заинтересованными сторонами.   Социальные программы должны носить регулярный характер, соответственно второй группой принципов выступает системность, что означает, направленность социальных программ в необходимые области последовательно и регулярно.

Особенно важно, чтобы социальные программы исполнялись в тех сферах, в которых общество испытывает потребность в настоящий момент, значит, имеет место такая группа принципов, как значимость, что определяет актуальность реализуемых программ, их эффективность и масштабность. И, наконец, принципы корпоративной социальной ответственности должны базироваться на соблюдение субординации компанией относительно религии, политики, спортивных и музыкальных течений. Базируясь на этих принципах, компании включают в свою стратегию задачу защиты прав человека, а, оценивая влияние деятельности своей компании на конфликт, разрабатывают и принимают меры, направленные на предотвращение или разрешение конфликта. Значит необходимо выделить последнюю, четвертую группу принципов – недопущение конфликтов.[27, с. 195-197]

Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системный характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.[15, с. 48-49] Мировой опыт показывает, что социальная ответственность бизнеса вызревает по мере развития и бизнеса, и общества. Бизнес сам по себе не плох и не хорош, он, как и молодежь, такой, каким заслуживает его общество. Можно выделить десять основных преимуществ корпоративной социальной ответственности для развития бизнеса:

● Увеличивается прибыль, возрастают темпы роста.

● Компании получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды. Существует несколько индексов, позволяющих оценить степень социальной ответственности организации.

● Могут сокращаться операционные расходы, например, за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов.

● Улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса.

● Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты.

● Повышаются производительность и качество продукта (услуги).

● Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными.

● Сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.

● Улучшается управление рисками.

● Возрастает конкурентоспособность.

Таким образом, социально ответственная компания придерживается следующих принципов как открытость, системность, значимость, недопущение конфликтов и может называть себя социально ответственной. Необходимые преимущества корпоративной социальной ответственности для развития бизнеса, три стадии: сильных личностей, служения, социального партнерства которые играют огромную роль в современной России.

Социально ответственный бизнес носит многоуровневый характер:

● Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности – предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

● Второй уровень предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Именно этот уровень условно носит название «корпоративной социальной ответственности».

● Третий уровень (высший) предполагает благотворительную деятельность [4].

Социальная отчетность в основном ориентирована на государство и акционеров (в меньшей степени – на общество).

Отношения со stakeholder можно разделить на две группы: первичные и вторичные. Первичные отношения предприятия с обществом включает все прямые отношения, которые необходимы для того, чтобы выполнить главную цель предприятия - получить прибыль за счет удовлетворения потребностей потребителей. Первичные отношения формируют стратегию предприятия и показывают важность stakeholder для осуществления его хозяйственной деятельности. К первичным Stakeholder относятся (рис. 1.): персонал предприятия, акционеры, кредиторы, поставщики, конкуренты, клиенты.

 

 

Рисунок 1 - Первичные stakeholder предприятия

 

Вторичные отношения возникают тогда, когда сторонние организации, группы или отдельные люди проявляют интерес к действиям предприятия, результатам его деятельности, взаимодействию с внешней средой. Отношения предприятия со второй группой stakeholder возникает как результат первичных деловых действий предприятия. К вторичным stakeholder относятся те, кто затрагивают непосредственно или косвенно предприятие вторичным воздействием или причастностью к деятельности компании. Это федеральные, государственные и местные органы власти, иностранные правительства, социально активные группы, средства массовой информации, группы поддержки бизнеса, общественная публика, местные общества.

 

 

Рисунок 2 - Вторичные stakeholder предприятия

 

Вторичные отношения так же серьезно влияют на деятельность предприятия, как и первичные. "Вторичные" отношения не подразумевают, что они менее важны, чем первичные. Это означает, что они происходят как последствия первичных хозяйственных действий предприятия. Взаимодействие первичных и вторичных stakeholder создает диалоговую социальную модель предприятия и общества, как показано на рис.3. На рис.3 первичные stakeholder показаны слева, а вторичные - справа [1].

Главные выводы, которые можно сделать на основании диалоговой модели следующее:

1) на принятие управленческих решений в бизнесе влияют первичные и вторичные stakeholder. Влияние этих stakeholder стало важным для предприятий различных видов деятельности, форм собственности, размеров;

2) менеджеры предприятий в настоящее время стали особенно ответственными за людей, на которых влияет их экономическая, политическая и социальная деятельность (прямо или косвенно);

Диалоговая модель бизнеса и общества признает фундаментальную роль предприятия как экономического вкладчика в развитие социальной сферы. Но она также предлагает, что менеджеры должны принимать решения и выполнять действия, которые приносят пользу как обществу в целом, так и экономическим интересам предприятия.

 

 

Рисунок 3 - Диалоговая социальная модель предприятия и общества

 

Социальная ответственность предприятия означает:

● создание условий для воспроизводства рабочей силы;

● развитие и софинансирование объектов социальной сферы;

● своевременную выплату достойной заработной платы и обязательных платежей на социальные нужды;

● обеспечение охраны и безопасных условий труда;

● поддержание уровня занятости, участие в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;

● софинансирование систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации;

● своевременную и в полном объеме уплату налогов;

● обеспечение нормальных условий труда и быта работников, привлекаемых к исполнению обязанностей с отрывом от постоянного места жительства;

● отчисление страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;

● развитие корпоративного профессионального пенсионного страхования;

● софинансирование добровольных видов страхования работающих;

● осуществление социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);

● благотворительную деятельность.

Социальная ответственность бизнеса проявляется в следующих областях [24, c. 46]:

● Рынок - справедливое ценообразование, высокое качество товаров и услуг, безопасность потребителей, добросовестная конкуренция.

● Работник и рабочее место - достойной вознаграждение, охрана труда, равные возможности при найме, профессиональный и карьерный рост, участие в деятельности предприятия.

● Окружающая среда - экологическая безопасность производства, экономное потребление природных ресурсов, утилизация отходов.

● Партнерство с обществом, властью, территориями.

● Права человека как работника и гражданина.

По отношению к обществу социальная политика предприятия выражается в следующем:

● производство необходимой обществу продукции наиболее эффективным с учетом интересов бизнеса и общества способом в объеме, качестве и ассортименте, соответствующих рыночному спросу, использование ресурсосберегающих технологий, обеспечение экологической и промышленной безопасности производства;

● соблюдение требований и норм международных соглашений, в том числе норм ведения бизнеса, выработанных международным сообществом;

● неукоснительное соблюдение законодательств стран расположения предприятий, в том числе в части уплаты налогов;

● реализация общественно эффективных проектов в социальной и природоохранной сферах на национальном и международном уровнях.

По отношению к местным сообществам корпоративная социальная ответственность компании проявляется в таких признаках, как:

● обеспечение занятости населения территорий;

● уплата налогов, формирующих местные и региональные бюджеты;

● реализация проектов, содействующих социально-экономическому развитию территорий и социальной сферы;

● участие в проектах по охране окружающей среды;

● оказание благотворительной помощи слабо защищенным категориям населения.

По отношению к персоналу корпоративная социальная ответственность компании проявляется в:

● обеспечении эффективных рабочих мест с конкурентоспособным уровнем вознаграждения и социальных льгот;

● неукоснительном соблюдении установленных законодательством и коллективными соглашениями норм в сфере социально-трудовых отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: