Результат опытно – экспериментальной работы

На последнем этапе работы был проведён контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента - выявить сформированности представлений о времени, с целью повышения уровня умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

В эксперименте участвовало 3 ребёнка.

Методика педагогической диагностики была направлена на выявления уровня сформированности представлений о времени

Детым были предложены задания аналогичные тем, что использовались при проведении констатирующего эксперимента.

Результаты уровня сформированности временных представлений у детей данной группы отображены в диаграмме [см. диаграмму №2 приложение].

Результаты проведённой педагогической диагностики показали, что уровень умственного развития значительно повысился.

По результатам исследования был составлен протокол сравнения уровня сформированности представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста [см. таблицу №4 приложение].

 

 

Рекомендации

воспитателям и родителям по использованию дидактических игр и занимательных упражнений для развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста

 

Анализ психолого-педагогической литературы и результатов диагностики показал необходимость разработки рекомендаций воспитателям и родителям по использованию дидактических игр и занимательных упражнений для развития представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

1. При формировании представлений о времени в работе со старшими дошкольниками целесообразно использовать дидактические игры и занимательные упражнения, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников.

2. При проведении игр необходимо учитывать общие рекомендации к проведению дидактических игр:

- если игра имеет оборудование, то его целесообразно рассмотреть до игры, что бы новые предметы не отвлекали внимание детей;

- что бы игра заинтересовала детей, можно на глазах у детей внимательно рассматривать ее, читать вслух правила;

- не спешите срезу играть в игру, познакомьтесь с оборудованием, но скажите, что сегодня вы не успеете поиграть, на следующий день познакомьте с правилами и выскажите сожаление о том, что вам пора идти на прогулку, отложите начало игры на завтра, это создаст интерес и желание поиграть;

- если вы заметили, что интерес к игре ослабевает, уберите из поля зрения детей игру на несколько дней, чтобы сохранить интерес к ней.

3. Для формирования представлений о временах года используйте игры «Когда это бывает?», лото «Времена года», «Помоги незнайке собраться на прогулку», «Когда деревья надевают этот наряд», «Волшебный круг», «Лови, бросай, месяцы года называй», «Собери месяцы вместе», «Какое время года заблудилось?», «Что перепутал художник», «Какое время года я загадала?». Используйте игры-путешествия в различные времена года.

4. Формированию представлений о частях суток помогут следующие дидактические игры: «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью», «Назови пропущенное слово», «День и ночь», «Кто, когда спит», «Что я люблю делать днем, утром…», «Подбери картинки», «Скажи наоборот». Как и при формировании знаний о временах года, при закреплении знаний о частях суток можно использовать игры-путешествия в разные части суток.

5. При формировании представлений о днях недели, используйте такие игры как «Неделька, стройся», «Веселая неделя», «Радуга-дуга», «Чья неделя скорее соберется», «Лови, бросай, дни недели называй», «Найди соседей», «Найди свой день», «Я начну, а ты продолжи», «Назовите 1, 2, 5, 7… день недели», «Семь волшебных листков», «Наведи порядок», «Разноцветная неделька», «Совушка», «Неделькина лесенка».

6. Важной задачей является знакомство детей с часами. Для решения этой задачи используйте игры: «Какое время», «Который час?», «Часы гнома ТИК-ТАК», «Когда начинается спектакль», «Веселые часы».

7. При формировании представлений о текучести времени можно использовать игры «Вчера, сегодня, завтра», «Машина времени», «Было – будет», «Дни приходят и уходят».

8. Так как детям сложно определять временной интервал, используйте игровые задания, которые дети должны выполнять в течение определенного отрезка времени.

9. Подбирая дидактические игры, помните об особенностях детского мышления. Ведущим видом в дошкольном возрасте является наглядно-действенное мышление, следовательно, в играх должна быть наглядная основа.

10. В процессе дидактических игр и игровых упражнений используйте разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют материализовать» различные временные категории производить с ними те или иные манипуляции», «отыскивать» недостающие дни недели, «вставить» на место «пропущенный» месяц, расставить по порядку, определить, когда это произошло, и совершать другие игровые действия.

11. Помните, что в дидактической игре у ребенка должен быть партнер.

12. В дидактических играх, связанных с формирований представлений о времени, обязательно должен участвовать взрослый, который является носителем знаний о времени, а также является организатором детской игры. 

13. Привлекайте к оценке действий в игре, к исправлению ошибок детей. Это будет способствовать закреплению и уточнению полученных знаний.

14. Помните, что вы играете с детьми, поэтому поддерживайте игровую обстановку и не превращайте игру в занятие. Важно, чтобы кроме знаний, ребенок получил удовольствие от игры.

 

Заключение

 

Формирование представлений о времени является важнейшей задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что с началом систематического обучения в школе, детям будет необходимо реагировать на разные временные интервалы, ускорять и замедлять темп своей деятельности, рационально использовать свое время, укладываться в отведенный отрезок времени. Чувство времени позволяет ребенку быть более организованным, собранным, точным.

Результаты исследовательской работы позволили сделать следующие выводы:

1. Время является сложной абстрактной категорией. Усвоение временных категорий требует определенного уровня развития мышления ребенка. Интерес детей ко времени с возрастом расширяется и углубляется, охватывая разные аспекты времени и круг явлений, протекающих в нем.

2. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей протекает во времени, представления о нем возникают у детей сравнительно поздно. Это связано со специфическими особенностями времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

3. Восприятие детьми времени своеобразно: оно воспринимается конкретно и опосредовано, то есть через косвенные признаки и действия. Знания о времени часто носят формальный характер, так как не опираются на понимание деятельности, текучести, необратимости и периодичности времени.

4. При целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и учатся использовать его в практической и интеллектуальной деятельности.

5. Важнейшим средством формирования представлений о времени является дидактическая игра. В работе с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры с предметами, пособиями, которые «материализуют» время. Большое место занимают игры-путешествия и игры-инсценировки. В качестве дидактических игр многие авторы рекомендуют использовать подвижные игры.

Цель исследования достигнута: изучены возможности использования дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования выполнены:

- изучены теоретические исследования проблемы формирования представлений о времени у старших дошкольников средствами дидактических игр и занимательных упражнений;

- выявлен уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- составлены рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр и занимательных упражнений в формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Материал имеет практическое значение, может быть использован педагогами ДОУ и студентами колледжа в работе с детьми дошкольного возраста при формировании представлений о времени.

 

 

Список литературы

 

1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж. В 2 кн. [Текст] – М., 2005.- 206 с.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович. [Текст] – СПб., 2001.- 244 с.

3. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. [Текст] – М., 1999.- 64 с.

4. Ерофеева Т. Е., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст] – М., 1992.- 191 с.

5. Козлова С. А., Куликова т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. Пед. учеб. заведений. [Текст] – М., 1999.- 432 с.

 6. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. [Текст] – М., 2005.- 88 с.

7. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени: Методическое пособие для педагогов ДОУ. [Текст] – СПб., 2003.- 80 с.

8. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». [Текст] – М., 1974.- 368 с.

9.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. [Текст] – СПб., 1998.- 191 с.

10. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности «Педагогика и психология» /сост В. В. Данилова.  [Текст] – М., 1987.- 175 с.

. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: Учнбно-методическое пособие.  [Текст] – СПб., 2004.- 64 с.

12. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. А. М. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] – М., 2005.- 208 с.

13. Рихтерман Т. Д. формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. [Текст] – М., 1991.- 47 с.

14. Тарабарина Т. И. И учеба и игра: математика: Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] – Ярославль, 2001. – 240 с.

15. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] – М., 1980.- 64 с.

16. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] – М., 1998. - 330 с. 

17. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. [Текст] – М., 1998. - 336 с.

   18. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей.  [Текст] – М., 1978. –

136 с.

19. Фидлер М. математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст] – М., 1981.- 159 с.

20. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] – М., 200.- 272 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Таблица №1

 

  Ф. И. Ребенка «Суточ­ные часы» «Поста­вь стрелку прави­льно» «Кото­рый час?» «Какое это время года» «Поставь по поряд­ку» Уровень развития
1 Катя П. - - + - - низкий
2 Аня Н. + + + + + высокий
3 Дима К. - - + + - средний
4 Кирилл Ш. + + + + + высокий
5 Саша П. + + + + + высокий
6 Андрей М. + - + - - средний
7 Артем Ш. - - + + + средний
8 Ваня К. + + + + + высокий
9 Лиза М. + + + + + высокий
10 Тимофей М. - + + - + средний
11 Полина А. + + + - + средний
12 Ваня М. - - - - + низкий
13 Даша Г. + + + + + высокий
14 Аня З. + + + + + высокий
15 Изабелла Д.                               - - + - - низкий

 

   «+» - справился

«-» - не справился

«+-» - затрудняется

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: