Структура и значение федеральных стандартов (ПСАД)

Федеральные правила (стандарты) в России определяются в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» следующим образом. [9]

1.  Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом;

2. Разрабатываются соответствии с международными стандартами аудита;

3. Являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулиремых организациях аудиторов; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских ор­ганизаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

Саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами. При этом дополнительные требования правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемых организаций.

Закон предусматривает три вида правил (стандартов):

• федеральные;

• правила (стандарты) саморегулиремых организаций;

• внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты являются внешними и носят универсальный характер.

Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:

• «Общие принципы правила (стандарта)»;

• «Основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте»;

• «Сущность стандарта»;

• «Практические приложения».

В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:

• цель и необходимость разработки данного стандарта;

• объект стандартизации;

• сфера применения стандарта;

• взаимосвязь с другими стандартами.

Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характе­ристику.

В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.

Раздел «Практические приложения» включает различные приложения — схемы, таблицы, образцы документов и др.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты: номер стандарта, дату ввода в действие, цель разработки, сферу применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.

Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости) [4].

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" Правительство Российской Федерации постановило утвердить следующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности:

 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
№ 2. Документирование аудита.
№ 3. Планирование аудита.
№ 4. Существенность в аудите.
№ 5. Аудиторские доказательства.
№ 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту.
№ 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
№ 9. Связанные стороны.
№ 10. События после отчетной даты.
№ 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 12. Согласование условий проведения аудита.
№ 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.
№ 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита.
№ 15. Понимание деятельности аудируемого лица.
№ 16. Аудиторская выборка.

 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.
№ 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников.
№ 19. Особенности первой проверки аудируемого лица.
№ 20. Аналитические процедуры.
№ 21. Особенности аудита оценочных значений.
№ 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.
№ 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности пятой очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 24. Основные принципы федеральных правил(стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами.
№ 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.
№ 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
№ 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
№ 28. Использование результатов работы другого аудитора.
№ 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита.
№ 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации.
№ 31. Компиляция финансовой информации.

 

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди

НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА
№ 32. Использование аудитором результатов работы эксперта.
№ 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности.
№ 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях.

 

Российские ПСАД позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.

Аудиторские стандарты используются также в суде для доказательства качества проведения аудита в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший, в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.

Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:

• способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;

• содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;

• определяют действия аудитора в конкретных ситуациях [3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: