Федеральные правила (стандарты) в России определяются в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» следующим образом. [9]
1. Определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом;
2. Разрабатываются соответствии с международными стандартами аудита;
3. Являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в саморегулиремых организациях аудиторов; правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.
Саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами. При этом дополнительные требования правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
|
|
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемых организаций.
Закон предусматривает три вида правил (стандартов):
• федеральные;
• правила (стандарты) саморегулиремых организаций;
• внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные стандарты являются внешними и носят универсальный характер.
Правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат обычно следующие разделы:
• «Общие принципы правила (стандарта)»;
• «Основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте»;
• «Сущность стандарта»;
• «Практические приложения».
В разделе «Общие принципы правила (стандарта)» отражаются:
• цель и необходимость разработки данного стандарта;
• объект стандартизации;
• сфера применения стандарта;
• взаимосвязь с другими стандартами.
|
|
Раздел «Основные понятия и определения, используемые в стандарте» охватывает новые термины и их краткую характеристику.
В разделе «Сущность стандарта» формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
Раздел «Практические приложения» включает различные приложения — схемы, таблицы, образцы документов и др.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты: номер стандарта, дату ввода в действие, цель разработки, сферу применения стандарта, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы.
Структура документа для оформления стандарта следующая: титульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости) [4].
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" Правительство Российской Федерации постановило утвердить следующие федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности:
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности второй очереди
НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛА СТАНДАРТА |
№ 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту. |
№ 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности. |
№ 9. Связанные стороны. |
№ 10. События после отчетной даты. |
№ 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица. |
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности третьей очереди
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности четвертой очереди
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности пятой очереди
|
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности шестой очереди
|
Российские ПСАД позволили значительно повысить квалификацию аудиторов и качество аудиторских проверок.
Аудиторские стандарты используются также в суде для доказательства качества проведения аудита в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший, в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен объяснить причину этого.
Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
• способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
• содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;
• определяют действия аудитора в конкретных ситуациях [3].