Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет

Сегодня жизнь любого человека невозможно представить без сотен тысяч килобайт информации, которые он получает и отправляет через сеть Интернет. Однако именно Всемирная паутина в настоящее время является пристанищем разного рода мошенников, которые готовы присвоить средства любого доверчивого пользователя.

Фишинг – это одна из наиболее распространённых схем похищения платёжных реквизитов и паролей пользователей компьютеров. Как часто пользователи присматриваются к адресу, который введён в адресной строке? Можно предположить, что чаще всего не присматриваются. Из этого следует, что любой сайт, оформленный по аналогии с сайтом банка или сайтом платёжного кошелька, не вызовет у пользователя никакого недоверия.

Он, как это делал уже не раз, введёт номер кошелька, пароль и оплатит товар.

И вот тут наступает момент истины.

Если сайт, на котором был введён пароль, не является подлинным, то через определённое время с карты плательщика или с его электронного кошелька спишут все деньги.

Такое случается со многими гражданами нашей страны практически ежедневно, и тут вина не только мошенников, но и самих пользователей. Причина потери собственных сбережений кроется в первую очередь в их невнимательности.

Источник фишинговых угроз таится в малоизвестных интернет-магазинах, а также спам-ссылках в социальных сетях и на интернет-почте, т. е. на тех интернет-страницах, которые предполагают введение конфиденциальной информации. Основная задача мошенников – отвлечь внимание человека, представив на экране страницу, полностью идентичную странице платёжной системы, которой он пользуется.

В отдельных случаях фишинговый сайт предполагает взаимодействие с реальными людьми. Так, известен случай, когда клиент одного из банков, после того как вошёл в свой онлайн-кабинет (как он думал), ввёл номер сотового телефона и имел продолжительную беседу с неким якобы работником банка. Тот предлагал клиенту сообщить некоторые

личные данные, включая пин-код банковской карты.

Как уберечься от фишинга? Рецепты есть, и они достаточно просты.

1. Перед тем как ввести платёжные реквизиты и пароль, необходимо обратить внимание на начало адресной строки. Поскольку передача сведений происходит по защищённым каналам, в начале адресной строки должны находиться буквы http://.

2. Важно внимательно изучить адрес сайта в адресной строке. Ни в коем случае нельзя вводить личные данные на странице сайта, в адресной строке которого изменена хотя бы одна буква. Например, адрес http://www.yandex.ru и http://www.yondex.ru – это два абсолютно разных сайта, с различным содержанием, поэтому изменение даже одной буквы уже повод насторожиться и отказаться от платежа.

3. Пользователь должен остерегаться перехода по спамовым рассылкам со взломанных страниц, именно эти ссылки наиболее опасны с точки зрения похищения денег.

4. За правило нужно принять использование только известных и проверенных страниц интернет-магазинов. Опасность малоизвестных интернет-магазинов в том, что они не только обманут клиентов с платёжной системой, но и просто не вышлют заказанный товар. В результате клиенты лишатся и денег, и покупки.

Фарминг. Более продвинутой версией фишинга является фарминг. Пользователя, так же как и при фишинге, направляют на другой сайт. Однако это делается уже не через поддельные ссылки, а посредством заражения компьютера вредоносными программами. Вирусы либо делают так, что, даже если адрес сайта введён

правильно, пользователь всё равно попадает на поддельный сайт, либо просто пересылают вводимые им пароли и номера кошельков своим владельцам.

Подручными средствами тут справиться не получится. Заражение происходит независимо от желания человека при посещении самых различных сайтов, поэтому действенным вариантом защиты может стать только хорошая антивирусная программа. Такая программа блокирует вирус в самый момент заражения и не позволяет проникнуть в компьютер. В случае если антивируса нет, то от фарминга защититься невозможно.

Скандинавский аукцион. Достаточно популярным способом сравнительно лёгкого обогащения за счёт граждан – активных пользователей сети Интернет является скандинавский аукцион.

Можно ли аукцион считать мошенничеством? Конечно, нет, однако сама схема очень благоприятствует использованию её и в преступных целях.

Модель выманивания денег достаточно проста. На аукцион выставляется товар с первоначальной стоимостью всего в один рубль. Шаг аукциона составляет 25 коп (или около того – всё зависит от конкретного аукциона), однако за право сделать такой шаг  участник должен уплатить 10 руб. (тоже варьируется в зависимости от сайта). Таким образом, за то, чтобы увеличить первоначальную цену до 1 руб. 25 коп., участник должен заплатить 10 руб. Следующий участник, перечислив ещё 10 рублей, поднимет ставку до 2 руб. и так до бесконечности. Аукцион заканчивается в случае, если в течение 30 минут (часа, двух и т. п.) не будет подано ни одной заявки.

После этого товар продаётся участнику, предложившему последнюю ставку. Вроде всё просто, и человек может вполне получить заветную вещь по очень даже привлекательной цене.

Давайте рассмотрим один пример того, как здесь теряются деньги.

Пользователь заходит на один из сайтов и с восхищением и надеждой видит, как какой-то счастливчик умудрился приобрести плазменный 3D-телевизор за 1801 руб. 50 коп. Неплохо? Да, но на первый взгляд.

Дело в том, что никто в рыночной экономике не будет продавать товар себе в убыток. Но откуда деньги? Дело вот в чём. Представим, что в приведённом примере шаг ставки – 5 коп., а стоимость шага – 10 руб. Для того чтобы цена достигла 1801 руб. 50 коп, участники должны оплатить 36 010 шагов! Таким образом, доход владельцев

такого аукциона составит 360 100 руб. плюс 1801 руб. 50 коп, которые оплатит победитель.

Ошеломляет? Таким образом, всё мероприятие становится привлекательным уже не для участника, а для владельца аукциона.

Однако существует небольшая оговорка: если все участники – это реальные люди. Возникает вопрос: неужели в аукционе может участвовать и кто-то ещё? Да, это роботы. Их цель – не дать закончиться игре до тех пор, пока владелец товара не получит требуемый доход. В случае совсем уж откровенного мошенничества в аукционе выигрывает также робот. Но об этом узнать никому из реальных участников не придётся, к сожалению.

Резюмируем: мошенничеством действия организаторов скандинавского аукциона считать нельзя. Здесь нет хищения или присвоения чужого имущества обманным путём. Игроки знают правила, играют по ним, стало быть, соглашаются с этими правилами. Никто никого не обманывает. Игроку сказано изначально – он рискует своими деньгами. Может выиграть, но может и проиграть. Да и квалифицировать действия по статье «мошенничество» – прерогатива суда.

«Семь кошельков». Это один из самых простых способов отъёма денег у пользователей сети Интернет. Мошенникам нет необходимости знать даже какие-то основы программирования.

Вот одно из объявлений – типичное для системы «Семь кошельков».

«Я предлагаю Вам возможность зарабатывать деньги, не выходя из дома, участвуя в проекте от организаторов системы «Деньги». После первых 2–3 месяцев участия в данном проекте Вы будете иметь доход не менее 1000 долларов/месяц, это доказано многочисленными участниками проекта. Ваш доход будет полностью зависеть от Ваших усилий и времени, затраченного на работу. Никакого подвоха. Вам всего лишь придётся потратить 90 рублей, и вы начнёте работать. Работа в основном заключается в размещении объявлений на специализированных сайтах. Для получения солидного дохода нужно ежедневно размещать сотню объявлений, проходя

регистрацию на многих сайтах. Так же нужно отвечать на письма. Потребуется усердие и время.

 Суть проекта «Деньги». Вы получаете список из семи номеров, каждый номер – это кошелёк одной из платёжных систем одного из участников проекта. Для вступления в проект Вы переводите с Вашего кошелька по 10 рублей на каждый кошелёк из списка. Затем сдвигаете номера в списке на 1 позицию вверх. В результате верхний (первый) номер удаляется из списка (и выбывает из проекта) и высвобождается нижняя (седьмая) позиция в списке. В эту (седьмую) позицию Вы вписываете номер Вашего кошелька. Теперь Ваш кошелёк в списке кошельков участников проекта!

 Приступаете к работе. Размещаете своё объявление в сети Интернет, на сайтах, посвящённых поиску работы, тем самым распространяете список, содержащий Ваш кошелёк, а заодно и мой, и других участников проекта».

С первого взгляда кажется, что информация проста и понятна, однако подвох существует: никакой системы нет – это вымысел тех, кто подаёт объявление. Смысла отсылать деньги куда бы то ни было тоже нет. Любой пользователь может завести семь кошельков, рассылать подобный спам всем пользователям, чьи адреса в сети сможет найти, и станет таким же мошенником.

Периодически в Интернете пытаются наладить системы, которые позволили бы придать схеме «Семь кошельков» организованную структуру, а вместе с ней и новое дыхание. Однако все попытки со временем сходят на нет – как ни крути, но суть модели – пирамида, пусть и не такая изощрённая, как МММ-2011.

МММ-2011. Пирамида МММ-2011 является одной из крупнейших пирамид в сети Интернет, созданных в последнее время. Реклама системы, придуманной С. П. Мавроди, была доступна в реальной жизни на билбордах и рекламных щитах, а также в Интернете, в том числе на сайте самой системы.

 Любому человеку с экономическим образованием будет понятно следующее: если некий инвестор отдаёт кому-то свои деньги под проценты, то человек или организация, получившие такие деньги, становится финансовым посредником.

 Почему финансовым посредником?

 Всё просто: чтобы отдать инвестору его же деньги обратно с процентами, финансовому посреднику нужно их передать ещё кому-то под проценты, часть из которых он отдаст после всех операций инвестору, т. е. пока есть кто-то, кто платит посреднику, инвестор может рассчитывать на получение своих денег и процентов.

Но вот с МММ, как, впрочем, и с другими пирамидами, ниточка на этих самых пирамидах как раз и обрывается. Они берут деньги, а вот куда вкладывают – не говорят. Судя по словам организатора, они идут мимо него. О том, что они размещаются на рынке ценных бумаг, в банках, в реальном секторе, тоже ничего не сказано.

Откуда же берётся прибыль?

Ответ повергает в изумление: «Не забивайте себе голову этими глупостями. Вы знаете, как работает телефон? Вам это вообще надо знать? Главное, что он работает. Нажимаешь кнопку – сигнал пошёл. А как – неважно. Ну, волны там какие-то электрические и пр. Да какая разница?! Так же в точности и здесь. ЭТО – работает!»

(http://giryaev.com/blog/mmm_2011_piramida_obmanshhikov_i_prostakov/2011-01-29-121)

Частичным объяснением источников дохода инвестора может служить следующая схема: 20 % инвестор платит тому, кто привёл его, ещё 10 % – тому, кто привёл того, кто привёл инвестора, и т. д., т. е. 30 % (как минимум) распределяется между старыми участниками, благодаря которым инвестор попал в систему, оставшиеся средства распределяются, по всей видимости, следующим образом: часть на 20-процентную доходность для обычных участников системы и на 30-процентную для льготников (список которых очень размыт и определяется самим С.П. Мавроди).

Идея перехода в Интернет пирамиды МММ-2011 выглядит очень даже разумным ходом. Почему?

1. Здесь есть широкий контингент потенциальных участников.

Что могут предложить традиционные СМИ? Высокую стоимость минуты рекламного времени за обращение к уже опытному и почти как 20 лет назад обработанному контингенту. Контингент Интернета намного более молодой, авантюрный и денежный.

2. Издержки такого предприятия чрезвычайно низки. Действительно, владельцу МММ-2011 необходимо было фактически оплачивать только услуги программиста. Офис, сотрудников, оборудование и прочие атрибуты современного бизнеса проект МММ-2011 не предполагает.

3. Отсутствует необходимость иметь дело с наличными деньгами. При ведении бизнеса в реальном мире все операции с деньгами должны быть строго задокументированы. Приняли деньги? Покажите, на каком основании. Продали услугу? Где договор на оказание услуг? В случае с МММ-2011 люди по собственной инициативе обмениваются между собой деньгами, и никаких документов не требуется.

4. Создатель системы создал всего лишь идею, а организационно-правовую форму ей не придал, т. е. никакой предпринимательской деятельности не осуществляется, отсутствуют

официальные денежные операции. Следовательно, формально С.П. Мавроди создал идею и рассказал её в Интернете, а там её подхватили и воплотили в жизнь.

Однако как ни крути, но МММ-2011 так и осталась пирамидой, что пришлось ощутить на собственном кошельке многим её участникам уже весной 2012 г. В то же время неудачный опыт МММ-2011 не помешал созданию новой системы – МММ-2012. (3, с. 354 - 363)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: