Свойства творческого мышления

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Выделяя в творческом мышлении его имманентные, неосознаваемые компоненты, отдельные исследователи нашли экспериментальные приёмы, позволяющие выявить некоторые особенности этих компонентов. Узнадзе Д.Н., Элиава Н.Л. установили, что большое влияние на решение проблемы может оказать наличие установки, т.е. внутреннего неосознаваемого состояния готовности к действию, определяющей специфику всей осуществляемой мыслительной деятельности. Пономарёв Я.А. выявил ряд закономерностей влияния вспомогательных задач на решение проблем. Интуитивные решения подразумевают построение психологических моделей, моделирование условий творческой деятельности, то есть действия, соотносимые с подлинным творчеством.

Жариков Е.С. приводит следующие характеристические черты творческого мышления:

1. эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;

2. креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;

3. мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;

4. независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;

5. экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;

6. системность - способность охватывать объект как целое;

7. разумность - способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;

8. открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;

9. антиномичность - видеть единство противоположностей или исключающих друг друга определений предмета;

10. способность к обобщению материала, позволяющая подниматься от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.

Лук А.Н. указывает: зоркость в поисках; способ кодирования информации нервной системой (зрительно-пространственный, словесный, акустически-образный, буквенный, цифровой); способность к свёртыванию мыслительных операций; свёртывание длинной цепи рассуждений и замена их одной обобщающей операцией; экономное символическое обозначение понятий и отношение между ними как важнейшее условие продуктивного мышления; способность к переносу; боковое мышление; цельность восприятия окружающего, умение оторваться от логического рассмотрения фактов, рассматривая их в более широком плане, увидеть новое; готовность памяти; сближение понятий; гибкость мышления; способность быстро и легко переходить от одного класса понятий к другой, далёкой от первого по содержанию; способность к оценочным действиям, выбор из многих альтернатив до её проверки; лёгкость генерирования идей; беглость мысли; способность к доведению до конца, способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Описание характерологических качеств творческой личности предпринималось и такими учёными, как А.В. Барабанщикова, Афанасьев В.В., Буш Г.Я, Варламова Е.П., Морозов М.Н., Паховамова Т.И. и т.д.

Процессуальные черты или содержание опыта творческой деятельности в обучении приводятся следующие:

1. самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;

2. видение новой проблемы в традиционной ситуации, постановка новых вопросов или видение новых проблем в традиционной ситуации выступает как важнейший элемент творческого мышления;

3. видение структуры объекта;

4. видение новой функции объекта в отличии от традиционной;

5. учёт альтернатив при решении проблемы;

6. комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

7. отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения).

Таким образом, в педагогике можно выделить два основных направления раскрытия сущности творческого мышления через описательные модели - описание процессуальных черт творческой деятельности и характерологических качеств творческой личности. Однако сегодня вопрос состоит не в выборе той или иной модели, а в доказательстве взаимозависимости процессуального и личностного аспектов мышления [38]. Отсюда следует, что описательные модели творческого мышления должны содержать как процессуальные, так и личностные его характеристики.

Представленный выше спектр взглядов на сущность понятий «творчество» и «творческое мышление» показывает, что в науке пока нет однозначного их толкования. Такая ситуация, по моему мнению, в значительной мере определяется не только глобальностью и сложностью проблемы, но и разнонаправленностью подходов к её исследованию.

Заключение.

Целью нашего исследования было изучение психологического процесса мышления.

Сформулируем краткие выводы по проведенному исследованию:

1. Процесс мышления является самостоятельным для каждого человека, однако при этом обладает индивидуальными особенностями.

2. Мышление – это психологический процесс, который заключается в отражении человеком свойств предметов и явлений, установления связей между ними.

3. Выделяют следующие основные виды мышления: теоретическое, практическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, аутистическое, реалистическое, эгоцентрическое, репродуктивное. Каждый из видов мышления обладает своими характеными особенностями и принципами.

4. Речь и мышления – два взаимосвязанных процесса. Речь является не только формой мышления, но и его орудием.

5. Наиболее важными стратегиями мышления являются стратегии по классификации глобальности - микростратегии, макростратегии, метастратегии.

6. Воображение – психологический процесс, который находится в неразрывной связи с процессом мышления, поскольку он также представляет собой некую практическую деятельность человека и его мозга, с одной лишь разностью, что при воображении происходит создание новых представлений о мире на основе уже имеющихся.

7. Творчество также находится в тесной взаимосвязи с мышлением, так оно представляет собой активный способ познания мира.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: