Цель и задачи исследования

Цель данной работы – проанализировать концепцию духовности в социальной философии И. А. Ильина и выявить её роль в решении проблем самоопределения современной России, развития её государственности.

   Логика достижения этой цели определяет структуру диссертационного исследования и его основные задачи:

· выявить философские грани понимания феномена духовности Ильиным, прояснить вкладываемый мыслителем в это понятие смысл и определить его социально-философскую составляющую в её детерминированности православным пониманием духовности;

· выяснить, насколько понимание духовности Ильиным совпадает или отличается от понимания этого феномена другими философами, что особенно важно при оценке Ильиным таких мыслителей, как Гегель, Августин, Ницше; противостоянию их идейным позициям принадлежит особая роль в конституировании философии Ильина в целом и его концепции духовности, в частности;

· конкретизировать концептуализацию феномена духовности И.А. Ильиным, определив его понимание природы духовного аристократизма, духовной сплочённости личности и народа, а также – роли православной религиозности и культуры в процессе духовно-нравственного обновления Российского общества;

· определить значение рассмотренной концепции духовности, с одной стороны, для уяснения духовных основ возрождения российской государственности, исключающей крайности анархизма и тоталитаризма, а с другой, - для социально-философской оценки сложившихся в современной России политических стратегий её самоопределения.

Объектом исследования выступает наследие И.А. Ильина в его социально-философском аспекте.

Предметом исследования является концепция духовности в философии И.А. Ильина и её место в понимании мыслителем возрождения России, её государственности.

Теоретико-методологические основы исследования.

8
7
8
7
   Тема и избранный ракурс  исследования во многом определяют особенности методологического подхода к нему. Социально-философская проблематика в данной работе, где специально рассматриваются социальные аспекты философии И.А.Ильина в контексте современности, сочетается с онтологической и аксиологической постановкой вопросов. Многие русские мыслители, например, С. А. Левицкий, ещё в середине ХХ века обосновали необходимость начинать философский анализ с аксиологии, с определения системы ценностных категорий и ориентиров.[3]

   Смысл философского категориального аппарата Ильина нужно постигать, постоянно учитывая его наполненность нравственным, этическим содержанием. Такая наполненность отличает всё творчество И.А. Ильина: его работы, посвящённые теоретическим проблемам философии, его труды по философии права, многочисленные политические памфлеты, философско-исторические исследования, философские эссе о творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского, Шмелёва, Мережковского и т.д.

   Сам мыслитель стремился в своём творчестве исследовать любую проблему на трёх уровнях. Первый уровень – поверхностно-телесный или материально-предметный. Второй – социально-психологический, который в соответствии с мыслью Ильина неизбежно предполагает социально-исторический анализ. И третий – духовно-нравственный, выявляющий вечное, абсолютное, непреходящее в содержании любого предмета. Такой подход понимался философом как выражение органической конкретности. Подобный подход взят на вооружение в данном диссертационном исследовании, в котором реализованы принципы историзма, научной объективности, конкретности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: