На защиту выносятся следующие положения

   1. Концепция духовности И.А. Ильина пронизывает весь творческий поиск мыслителя и философски выражает православно-христианское восприятие духа и духовности. Ильину удаётся классически философское, логически выверенное оформление такого восприятия. Содержательное исследование самого понятия духа носит ярко выраженный личностно-активистский характер экзистенциального типа.

2. Стержнем  концептуализации феномена духовности Ильиным выступает проблема соотношения Духа абсолютного и духа человеческого в их синергии. Ильин формулировал её как проблему «связи Духа с духом»[4].

       3.Дух человека призван к овладению душевностью и телесностью, но в отличие от Бога, для него существует абсолютно непреодолимый предел. Этот предел есть обстояние смерти, которое и является, с одной стороны, основой подлинной трагедии человеческого бытия, но и, с другой стороны, - критерием подлинности всех жизненных содержаний.

     4. Ильин детально исследует соотношение в человеческой личности духа и инстинкта, что неожиданно сближает идеи русского мыслителя с традициями европейского психоанализа. Он приходит к выводам, что, отвергая инстинкт, его индивидуальную форму и, следовательно, - мир как соблазн, нельзя создать на земле христианскую культуру, а по сути, нельзя вообще строить человеческую жизнь, ибо она невозможна вопреки законам природы. Но, не имея личной духовности и утрачивая духовность родовую, также нельзя создавать жизнь человеческую, ибо она невозможна вопреки законам духа.

  5. Для философской концепции Ильина полюсами выступают учение бл. Августина и философия Ф. Ницше. Противостояние этим двум крайностям в разработке одного проблемного поля позволило, во-первых, выявить методологический аспект проблемы связи Духа и духа, и, во-вторых, выявить логику формирования «пневматической актологии»[5] Ильина, т.е. услышать его голос в полифонии голосов мировой философской мысли. 

6. Основой противостояния любым соблазнам в духовном обновлении России должна стать духовная аристократия, которая в социально-политическом смысле противопоставляется Ильиным не демократии и не монархии. Она несовместима лишь с анархией и тоталитаризмом. Именно новый слой духовной аристократии должен стать носителем гражданского правосознания и воспитателем всего народа в духе уважения к закону.

   7. Христианская культура в социальной философии Ильина, отождествляется с подлинно человеческой жизнью, она возможна только в сочетании, взаимодействии и взаимопроникновении законов природы и законов духа. Человек как природный организм должен стать духовной личностью, а духовная личность должна принять законы природного организма, включая строительство личной семьи, утверждение в труде частной собственности, патриотическое служение народу и выработку гражданского правосознания. Именно этим, по мысли Ильина, и определяются пути грядущей России.

8. Идеи Ильина в социально-политическом аспекте продолжают и развивают идеологию либерального консерватизма, которая оказалась в его эпоху наиболее адекватным выражением белого движения. А главным рецептом духовного обновления России оказывается возрождение и укрепление правосознания народа как наиболее яркого проявления духовности человеческой личности и основой строительства сильной и правовой государственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: