Пар.25:17. И посоветовался Амасия, царь Иудейский, и послал к Иоасу, сыну Иоахаза, сына Ииуева, царю Израильскому, сказать: выходи, повидаемся лично

Вторая книга Паралипоменон

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

 

Глава 25

Амасия, 9-й царь иудейский

(Ср. 4Цар. 14:1–20) 1–4. Начало царствования, казнь над убийцами Иоаса. 5–13. Война с Идумеей. 14–16. Поклонение Амасии богам Сеира и пророческое обличение. 17–24. Война Амасии с Иоасом израильским, поражение и плен Амасии, ограбление храма и дворца. 25–28. Вторая половина царствования Амасии, насильственная смертьего.

Пар.25:1. Двадцати пяти лет воцарился Амасия и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иегоаддань из Иерусалима.

Пар.25:2. И делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца.

Пар.25:3. Когда утвердилось за ним царство, тогда он умертвил рабов своих, убивших царя, отца его.

Пар.25:4. Но детей их не умертвил, так как написано в законе, в книге Моисеевой, где заповедал Господь, говоря: не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за свое преступление должен умереть.

Сн. (4Цар. 14:2–6). В характеристике религиозной двойственности Амасии во (2Пар. 25:2) стоит (делал угодное в очах Господних, однако)«не от полного сердца» (слав.: «не сердцем совершенным») вместо стоящего в (4Цар. 14:3) (делал угодное в очах Господних, впрочем) «не так, как отец его Давид». Большей верностью Иегове отличался Амасия в первую половину царствования своего. См. Толков. Библию т. II, с. 512.

Пар.25:5. И собрал Амасия Иудеев и поставил их по поколениям под власть тысяченачальников и стоначальников, всех Иудеев и Вениаминян, и пересчитал их от двадцати лет и выше, и нашел их триста тысяч человек отборных, ходящих на войну, держащих копье и щит.

2Пар.25:6. И еще нанял из Израильтян сто тысяч храбрых воинов за сто талантов серебра.

2Пар.25:7. Но человек Божий пришел к нему и сказал: царь! пусть не идет с тобою войско Израильское, потому что нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема.

2Пар.25:8. Но иди ты один, делай дело, мужественно подвизайся на войне. Иначе повергнет тебя Бог пред лицем врага, ибо есть сила у Бога поддержать и повергнуть.

Пар.25:9. И сказал Амасия человеку Божию: что же делать со ста талантами, которые я отдал войску Израильскому? И сказал человек Божий: может Господь дать тебе более сего.

2Пар.25:10. И отделил их Амасия, – войско, пришедшее к нему из земли Ефремовой, – чтоб они шли в свое место. И возгорелся сильно гнев их на Иудею, и они пошли назад в свое место, в пылу гнева.

2Пар.25:11. А Амасия отважился и повел народ свой, и пошел на долину Соляную и побил сынов Сеира десять тысяч;

Пар.25:12. и десять тысяч живых взяли сыны Иудины в плен, и привели их на вершину скалы, и низринули их с вершины скалы, и все они разбились совершенно.

Пар.25:13. Войско же, которое Амасия отослал обратно, чтоб оно не ходило с ним на войну, рассыпалось по городам Иудеи от Самарии до Вефорона и перебило в них три тысячи, и награбило множество добычи.

О войне Амасии с идумеянами в 4 Царств XIV есть лишь краткое упоминание в одном стихе – 7-м; здесь же об этом событии рассказывается со всей обстоятельностью (ср. наши пояснительные замечания к (4Цар. 14:7) -Толков. Библия т. II, с. 512). 2 Паралипоменон здесь прежде всего добавляет сообщение, что Амасия, приведя в известность число собственной боевой армии Иудейского царства – 300 000 солдат (ст. 5), нанял, кроме того, за 100 талантов серебра (около 150 000 рублей) 100 000 израильского войска (ст. 6). Это первый и единственный в библейско-еврейской древности случай найма иноземных войск на помощь собственному войску. У классических народов, как и у иудеев в последние века их самостоятельного существования, наем такой практиковался нередко и состоял обычно в уплате денег царю или вообще повелителю войск, сами же войска и солдаты ничего не получали, кроме добычи и грабежа. Понятно, какое зло для страны представляло такое наемное войско. И уже потому, а еще более ввиду преступности Израильского царства с теократической точки зрении и небогоугодности союза Иудейского царства с ним (ср. 2Пар. 20:37), пророк Божий потребовал от Амасии отпустить нанятое им израильское войско (ст. 7–8), что Амасией и было сделано, хотя и с сожалением о даром потерянной плате войску израильскому (ст. 9). Последнее отказом было крайне раздражено (ст. 10) и на обратном пути вознаградило себя великим грабежом и убийствами в пределах Иудеи (ст. 13). Историческая достоверность всего этого сообщения 2 Паралипоменон о найме израильского войска царем Амасией и последующем распущении его не может подлежать сомнению: в пользу достоверности факта говорит последствие его: начатая по инициативе Амасии война с Иаисом израильским (ст. 17 и д.), довлеющая причина которой может заключаться только в желании Амасии – отомстить за неистовства израильских солдат в Иудее (ст. 13),а также вознаградить себя за потерянную на наем войска сумму (ст. 6, 9).

Ст. 11–12. В описании блестящей победы Амасии над идумеями 2 Паралипоменон добавляет, сравнительно с (4Цар. 14:7), что, кроме 10 000 убитых в сражении. Амасия другие десять тысяч пленников низверг со скалы – способ казни особенно жестокой; подобную казнь однажды хотели применить к Иисусу Христу жители Назарета (Лк. 4:29); у римлян обычно было низвержение казнимых с Терпейской скалы. В данном случае между (4Цар. 14:7) и (2Пар. 25:12) существует следующая разность: тогда как по 4 Царств Амасия взял идумейский город Селу, греч. Петра, 2 Паралипоменон упоминает лишь о скале, евр.: /села,/ LXX: τοῦ κρημνοῦ, Vulg.: petrae, слав.: «стремнины». Очевидно, обе книги здесь взаимно дополняют друг друга.

Пар.25:14. Амасия, придя после поражения Идумеян, принес богов сынов Сеира и поставил их у себя богами, и пред ними кланялся и им кадил.

Пар.25:15. И воспылал гнев Господа на Амасию, и послал Он к нему пророка, и тот сказал ему: зачем ты прибегаешь к богам народа сего, которые не избавили народа своего от руки твоей?

2Пар.25:16. Когда он говорил ему, царь отвечал: разве советником царским поставили тебя? перестань, чтоб не убили тебя. И перестал пророк, сказав: знаю, что решил Бог погубить тебя, потому что ты сделал сие и не слушаешь совета моего.

Известие о поклонении Амасии каким-то богам Сеира, находящееся только во 2 Паралипоменон, характеризует нетвердость Амасии в вере Иеговы, тем более преступную, что проявилась она вскоре после дарованной ему Богом победы над идумеями. Возможно, что первоначально Амасия взял «богов сынов Сеира» и поставил их у себя только в качестве военных трофеев, памятников победы своей над Сеиром, а затем низошел до действительного преклонения пред ними, за что и был обличен пророком, предсказавшим ему гибель вследствие его высокомерия.

Пар.25:17. И посоветовался Амасия, царь Иудейский, и послал к Иоасу, сыну Иоахаза, сына Ииуева, царю Израильскому, сказать: выходи, повидаемся лично.

Пар.25:18. И послал Иоас, царь Израильский, к Амасии, царю Иудейскому, сказать: терн, который на Ливане, послал к кедру, который на Ливане же, сказать: отдай дочь свою в жену сыну моему. Но прошли звери дикие, которые на Ливане, и истоптали этот терн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: