Пар.26:13. и под рукою их военной силы триста семь тысяч пятьсот, вступавших в сражение с воинским мужеством, на помощь царю против неприятеля

Вторая книга Паралипоменон

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

 

Глава 26

Озия-Азария, 10-й царь иудейский

(Cp. 4Цар. 14:21–22, 15:1–7) 1–5. Время воцарения, продолжительность царствования и благочестие Озии. 9–15. Военная и гражданская деятельность Озии, армия его и укрепления Иерусалима. 17–20. Горделивое присвоение Озией священнических прав и проказа его. 21–23. Регентство Иоафама, смерть и погребение Озии.

2Пар.26:1. И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царем на место отца его Амасии.

Пар.26:2. Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими.

2Пар.26:3. Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима.

2Пар.26:4. И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его;

Пар.26:5. и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог.

О двойном имени Озии-Азарии и общем характере царствования его см. примеч. к (4Цар. 14:21–22); Толков. Библия т. II. Из предприятий внешней политики Озии-Азарии здесь (ст. 5), как и в (4Цар. 14:22), отмечается прежде всего возвращение Иудее и укрепление порта Елафа (о положении Елафа см. примеч. к (3Цар. 9:26); Толков. Библия т. II), при Иораме со всей Идумеей отошедшего от Иудеи (2Пар. 21:8, 10;4Цар. 8:20) и после окончательно потерянного последней при Ахазе (4Цар. 16:6). Кроме того, во (2Пар. 26:5) указывается, что источник или основание благочестивой настроенности Озии (ст. 4) в первую половину его царствования заключались во влиянии на него некоего пророка Захарии; о нем ничего не известно из Библии; некоторые ошибочно отождествляли его с Захарией, сыном Иодая (2Пар. 24:20) или произвольно считали сыном этого Захарии, см. Calmet. Блаженный Феодорит с большим вероятием отожествляет этого Захарию с упомянутым у пророка Исайи, из (Ис. 8:2) Захарией, сыном Варахии. Curs. Complet. Patrol. Ser. gr. t. 80, p. 845–846. В принятом евр. тексте ст. 5 Захария, руководитель Озии назван: (гам) /мебин бирот гаёлогим,/ сведущий в видении (или: видениях) Божиих, т.е. провидец, пророк. Подобное и в Вульгате: intelligentis et videntis Deum. Перевод LXX лишь в немногих списках имеет данное чтение, как-то: в код. 19, 93, 108: τοῦ συνιέτος τόν Κύριον ἐν ὀράσει τοῦ Θεοῦ. Но во многих евр. кодексах имеется другое чтение. Так, код. 1, 3, 579, 593, 683, 789 и некоторые др. у Росси имеют (не /бирот,/ в видами, а /бырат/ в страхе (Божьем). Принятый текст LXX также имеет: τοῦ συνιόντος ἐν τῶ φόβω Κυρὶον. Слав.: «разумеющаго в страсе Господни»; русск. синод.: «поучавшего страху Божию». Авторитет LXX и значительное число евр. код., согласных с LXX, дает основание предпочесть это второе чтение, хотя мысль первого имеет полную параллель в (Дан. 1:17).

2Пар.26:6. И он вышел и сразился с Филистимлянами, и разрушил стены Гефа и стены Иавнеи и стены Азота; и построил города в области Азотской и у Филистимлян.

О положении филистимских городов Азота, евр.: /Ашдод/(Onomast. 36) и Гефа, евр.: /Гат/ (Onomast. 301) см. примеч. к (Нав. 11:22) в Толков. Библии т. II. Иавнея (Иавнеил, Иамния), слав.:"Иавнир" или Иамния (LXX Λεβνά, Ἰαβνήρ, Ἰαμνία), – тоже филистимский город, составлявший предел колена Иудина ((Нав. 15:11), Onomast. 533), недалеко от Иоппии (1Мак. 10:69, 75), в 240 стадиях от Иерусалима, в 12 милях от Диосполя (Лидда) и в 20 от Аскалона (по разрушении Иерусалима, здесь заседал Синедрион; в христианскую эпоху тут была епископская кафедра). Это покорение Озией филистимлян, снова освободившихся от иудейского господства при Ахазе (2Пар. 28:18), – событие, совершенно не упомянутое в кн. Царств, по вероятному предположению некоторых экзегетов, имеется в виду у пророка Исайи (Ис. 14:28–29).

2Пар.26:7. И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян;

Пар.26:8. и давали Аммонитяне дань Озии, и дошло имя его до пределов Египта, потому что он был весьма силен.

Подобным же успехом сопровождались столкновения Озии с аравитянами, жившими в местности Гур-Ваал (положение неизвестно, вероятно, не одно и то же с Гур (4Цар. 9:27), где убит был Охозия, ср. Onomast. 356), и с меунитянами (жителями Маона) по LXX μιναίοι слав.: "минеи», Vulg. Ammonitae (ср. примеч. к (2Пар. 20:1)). Аравитяне в кн. Паралипоменон не раз называются в соединении с филистимлянами (2Пар. 17:11, 21:16, 26:7). LXX: τοὺς Ἀραβας τοὺς κατοικοῦντας ἐπὶ τῆς πέτρας (слав.: «аравов, иже обитаху в камениих»), по-видимому, разумели жителей каменистой Аравии с главным городом Петра (ср. 4Цар. 14:7). Ср. блаженного Феодорита. Quaest in II Paral. XXVI. Curs. Complet Patrol. Ser. gr. t. 80, p. 846). По Таргуму, Гур-Ваал тожественен с Гераром.

2Пар.26:9. И построил Озия башни в Иерусалиме над воротами уго́льными и над воротами долины и на углу, и укрепил их.

Пар.26:10. И построил башни в пустыне, и иссек много водоемов, потому что имел много скота, и на низменности и на равнине, и земледельцев и садовников на горах и на Кармиле, ибо он любил земледелие.

О многочисленных и грандиозных постройках царя Озии, по мнению некоторых толкователей, говорят начавшие при этом царе свою деятельность пророки: Осия (Ос. 8:14) и Исайя (Ис. 2:7, 15). Озия первый из царей иудейских основательно укрепил Иерусалим, построив укрепленные башни «над воротами угольными (на северо-западе Иерусалима) и над воротами долины (на западе города, близ нынешних Яффских ворот) и на углу" (ст. 9). Ближайшим поводом к укреплению Иерусалима с западной его стороны могло быть произведенное при отце Озии Амасии разрушение части стены города царем израильским Иоасом (4Цар. 14:13; 2Пар. 25:23), – а затем к этому побуждала мудрого правителя и вообще забота обезопасить город от нападений.

Затем с любовью поощряя развитие земледелия и скотоводства – главных источников жизни и благосостояния древних евреев, – Озия способствовал наиболее рациональному ведению обеих отраслей – построением сторожевых башней в степи, где пасся скот, для защиты от хищников и иссечением водоемов – как для напоения скота, так и для искусственного полеорошения (ср. И. Флавий. Иуд. Древн. IX, 10, 3. Проф. Олесницкий, на основании (2Пар. 26:10), относит ко времени Озии прорытие Силоамского туннеля и начертание известной Силоамской надписи. Ветхозаветный храм, с. 814, примеч.). «На низменности», евр.: /Шефела,/ LXX ἐν σεφηλᾶ, Vulg. sephela, terra campestris, слав. Сефила, равная, напольная, поле, – одна из трех частей территории колена Иудина (Нав. 10:40; Суд. 1:9; Иер. 32:44, 33:13), примыкала с юга от Иоппии (Яффы) к равнине Саронской, спускалась до Газы, с запада граничила с морем, с востока с горами Иудиными (Onomast. 865. Ср. Толков. Библия II, с. 323–361). «На Кармиле». В Библии, как отмечают еще Евсевий и блаж. Иероним (Onomast. 602), известны две различных горы и местности этого имени: гора Кармил на севере Палестины, в южной части Ассирова колена, где пребывал пророк Илии – теперь /Джебел Кармаль;/ о положении этого Кармила см. в Толков. Библии т. II, с. 483. Другой Кармил – местность и город в нагорной части колена Иудина (Нав. 15:55), упоминаемая в истории Саула и Давида (1Цар. 15:12, 25:2), к юго-востоку от Хеврона; см. Толков. Библию II, с. 336 и 404. В данном месте (2Пар. 26:10) может быть разумеем только этот последний Кармил, так как северный Кармил, лежавший далеко на севере Израильского царства, не входил в состав Иудейского царства и потому не мог принадлежать к владениям Озии. Некоторые толкователи (Philippson, Kautzsch), впрочем, считают евр. Karmel данного места нарицательным: сады, фруктовые плантации.

2Пар.26:11. Было у Озии и войско, выходившее на войну отрядами, по счету в списке их, составленном рукою Иеиела писца и Маасеи надзирателя, под предводительством Ханании, одного из главных сановников царских.

2Пар.26:12. Все число глав поколений, из храбрых воинов, было две тысячи шестьсот,

Пар.26:13. и под рукою их военной силы триста семь тысяч пятьсот, вступавших в сражение с воинским мужеством, на помощь царю против неприятеля.

Указывается численность воинской силы царя Озии. В числе составителей списков войска, кроме придворного писца Иеиела (о должности придворных писцов, евр.: /Соферим,/ см. примеч. к (3Цар. 4:3) в Толков. Библии т. II, с. 422), упомянут еще некоторый Маасея надзиратель, евр.: /шотер,/ LXX κριτής, Vulg. doctor, слав.:"судия".

Проф. А.А. Олесницкий видит в Маасее летописца периода царствования Озии: «хотя Маасея и называется здесь именем шотер, но должность шотеримов, или составителей генеалогий, иногда соединялась при царях с обязанностями дееписателя». («Государственная летопись царей иудейских». Труды Киев. дух. Акад. 1879, № 8, с. 427). Правда, летописная функция шотеримов является еще спорной (о ней лишь можно находить неопределенное указание в местах в (Исх. 5:6; Втор. 1:15, 20:5) и др.), но не может подлежать сомнению, что для тех богатых сведений о царствовании Озии, какими восполняет священный писатель 2 Паралипоменон XXVI, сжатое и общее повествование об Озии (Азарин) 4 Царств, необходимо должны были быть материалы современника-летописца, именно из близкой двору сферы, – каким и мог Быть Маасея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: