Глава 3 (основные результаты)

 

 

           За системой страхования в любом государстве должен осуществляться надзор органами государственного управления. Это вызвано, прежде всего, тем, что страховой договор заключается на продолжительное время со всеми вытекающими отсюда последствиями, а также тем, что злоупотребления в страховом деле оказываются губительными не только для допускающей их страховой компании, но в целом доверие потребителя, как отечественного, так и иностранного,  к страхованию подрывается. 

    В силу часто встречающихся вышеуказанных обстоятельств в конце прошлого - начале нынешнего века во всех промышленно развитых странах были образованы органы страхового контроля, действующие в настоящее время, как в виде самостоятельных государственных учреждений, так и виде структурных подразделений страховых компаний. Государство вмешивается в управление делами страхового предприятия настолько, насколько это требуется для интересов страхователей и общегосударственного благополучия. Для самих же страховых компаний, представляет интерес информация, связанная с состоянием страхового рынка. Кроме того, защита от недобросовестного страхователь является одной из важнейших задач большинства страховых компаний.

    В Республике Беларусь такая миссия возложена на структурные подразделения Министерства Финансов Республики Беларусь. Этим органом государственного управления в настоящее время производится прием от страховых организаций документов, необходимых для получения лицензии. Помимо выдачи лицензий, осуществляется контроль за страховыми тарифами, устанавливаются правила формирования и размещения страховых фондов и резервов, определяются формы учета и показатели отчетности по страховым операциям.  Для выполнения своих функций Министерство финансов наделено правом проведения проверок достоверности представляемой страховыми организациями информации и соблюдения страхового законодательства.

К функциям по учету и контролю за деятельностью страховых организаций в Республике Беларусь отнесено и ведение реестра страховые организации, зарегистрированных в нашей стране, а также публикация на своем официальном сайте отдельных сведений из реестра лицензий на осуществление страховой деятельности, доступных любому пользователю.

    Однако в настоящий момент различные базы данных, используемые в страховом деле, необходимы не только государственным органам, но и самим страховым организациям. Деятельность страховщиков зачастую связана с обработкой значительных объемов информации. По одной страховой компании в среднем насчитывается более десяти развернутых (от имени учредителя до аудита) показателей, которые необходимо проверить и учесть. А таких компаний в Республике Беларусь на сегодняшний день насчитывается 24. И это только те компании, которые уже имеют лицензию, либо пока просто зарегистрированы.

 Таким образом, оперативная и правомерная деятельность на рынке страховых услуг оказывается просто немыслима без применения информационных технологий.

     Первым шагом на пути решения этой проблемы должна стать разработка базы данных, в которую были занесены все компании, действующие на территории Республики Беларусь, по которым существует возможность получения информации, а также данные по филиалам и контрагентам самой “организации”. По каждой компании в базе предполагаются все необходимые данные для работы с ней: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, уставной фонд, экономические и другие данные. 

С помощью данной базы станет возможным очень быстро найти какой-либо показатель интересующей компании, например, виды страхования,  используемые в работе организации, правила страхования, поступления, выплаты, отчеты о финансовых результата, а также посредством прикладных программ сводить определенные данные (необходимые, например, для годовых и других отчетов) в таблицы. Насколько разнообразны интересующие показатели, настолько разнообразны и аналитические таблицы. 

    К сожалению, приходится констатировать, что в Республике Беларусь комплексной базы данных всех страховых организаций нет. Лишь каждый конкретный страховщик имеет свои внутренние базы данных, которые используются для служебного пользования. Отдел разработки программных средств, информационного и технического обеспечения, который является структурным подразделением организации, способствует созданию и внедрению автоматизированной системы управления, средств вычислительной техники, связи и оргтехники и призван обеспечивать координацию работ на всех уровнях управления. Постоянно возрастающие объемы деятельности,  ужесточающиеся требования к оперативности предоставления необходимой для управления информации и к ее достоверности настоятельно требуют объединения информационных подсистем, функционирующих в отделах и службах, в единую систему, дополненную необходимыми компонентами.
     Выделяют два типа построения баз данных страховых компаний.

Распределенный тип. При такой реализации каждый филиал компании имеет собственную более – менее автономную информационную систему, данные из которой в заданном режиме синхронизируются с базой данных центрального офиса. Преимущества такой системы – простота внедрения и эксплуатации, независимость от каналов связи. Недостатки – сложность осуществления единой политики компании, недостаточная информированность руководства о происходящем в удаленном офисе, сложность составления отчетности, высокая стоимость создания и поддержки отдельных информационных систем (стоимость оборудования, персонала и т.д.

Централизованный тип. В централизованных информационных системах все бизнес – приложения компании устанавливаются в центральном офисе, а сотрудники филиалов получают доступ к ним через развитую телекоммуникационную среду. Преимущества архитектуры - единое информационное пространство компании, контроль бизнеса филиалов, снижение уровня затрат и ошибок при формировании регламентированной страховой отчетности. Недостатки – зависимость от качества информационной среды.
    Что касается систематизации законодательства в области страхования в Республике Беларусь, то правовая информатизация выступает здесь в качестве обеспечивающей деятельности.

Построение информационного общества в Беларуси рассматривается в качестве одной из приоритетных задач национального развития. Так, в выступлении на Всемирном саммите по информационному обществу 11 декабря 2003 г. в Женеве Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил, что «…у людей формируются большие надежды на то, что жизнь приобретает новое качество с развитием и широким применением информационных технологий…»[1].

Систематизация законодательства в целом служит важным средством для правильного уяснения смысла правовых норм и надлежащего их применения на практике, является эффективным способом обеспечения широкого круга субъектов права необходимой правовой информацией. Вместе с тем, систематизация законодательства играет существенную роль в правотворческой деятельности, поскольку осуществляется с целью совершенствования действующего законодательства.

Системное расположение нормативных правовых актов в области страхования дает возможность правотворческим органам выявлять имеющиеся в страховом законодательстве пробелы и противоречия, а также принимать меры для их устранения. Систематизация обеспечивает большую стабильность законодательства и способствует укреплению режима конституционной законности.

В настоящее время многие приоритетные направления в области правовой информатизации, изначально предусмотренные Концепцией и получившие правовое обеспечение в ряде декретов и указов Президента Республики Беларусь, нашли свою практическую реализацию.

Так, НЦПИ создана и развивается государственная система правовой информации (ГСПИ), предназначенная прежде всего для информационно-правового обеспечения принятия решений на основе процессов сбора, учета, систематизации и распространения правовой информации.

ГСПИ основывается на ЭБДПИ, являющемся ресурсом, имеющим государственное значение, Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, представляющем собой электронную систему учета законодательства и единственное официальное полное издание, Едином правовом классификаторе Республики Беларусь. Созданная НЦПИ позволяет в настоящее время оперативно обеспечивать все государственные органы Республики Беларусь актуальной и официальной правовой информацией.

Это нашло отражение в итоговых документах Международной научно-практической конференции «Современные компьютерные технологии в системах правовой информации» (Правовая информатизация - 2002), а также II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии и право (Правовая информатизация - 2004)», проведенной под эгидой ЮНЕСКО.

Кроме того, в процессе учета и имплементации правовых актов производится их внешняя обработка, которая может осуществляться как правотворческими органами, так и иными организациями (научными, учебными и др.), сохраняется юридическая сила и нормативное содержание взятых на учет и инкорпорированных актов.

Автоматизированный учет нормативных правовых актов обладает неоспоримыми преимуществами в сравнении с другими видам учета (журнальным, картотечным), поскольку позволяет значительно уменьшить трудоемкость обработки документов, установить контроль за сроками и процедурами выполнения отдельных учетных операций, уменьшить вероятность возникновения ошибок у специалистов, обеспечить высокую оперативность в работе справочно-информационной службы по законодательству.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: