Ниже приведены основные команды среды разработчика Турбо Паскаль и соответствующие им горячие клавиши. Более полный перечень горячих клавиш вы можете найти в приложении.
· Ctrl+F9 - запуск программы
· Alt+F5 - просмотр пользовательского экрана
· F2 - сохранение программы
· F3 - открытие сохраненной программы
· Alt+F3 - закрытие активного окна
· Alt+X - выход из Турбо Паскаль
· F1 - контекстная помощь
· Ctrl+F1 - справка об операторе, на котором установлен курсор
· Alt+Backspace - отмена последнего изменения
· Ctrl+Y - удаление строки
· Shift+стрелки - выделение блока текста
· Ctrl+Insert - копирование выделенного блока в буфер
· Shift+Insert - вставка из буфера
Основные элементы языка Pascal
Программы предназначены для решения задач и определённой проблемы. В процессе решения задач необходимые начальные сведения вводятся в память компьютера, указываются способы их обработки и описывается, с помощью какого устройства и в каком виде осуществляется вывод результата. Программа состоит из отдельных строк. Их набор и исправление осуществляются через специальный текстовый редактор. В одной строке можно писать несколько операторов, они разделяются между собой знаком “;”, но желательно писать по одному оператору, так как это удобно для чтения и можно легко исправлять ошибки. Программа на языке Pascal состоит из трёх разделов: заголовка, раздела описания и раздела операторов. Первая строка любой программы начинается с заголовка PROGRAM. Затем пишется раздел описания внутренних объектов программы. Этот раздел помогает предварительно выделить общие свойства таких объектов, как переменные и постоянные. В зависимости от сложности программы раздел описания может состоять из одной или нескольких частей. Последней и основной частью программы на языке Pascal является раздел операторов. Все выполняемые действия и команды располагаются в этой части. Раздел операторов начинается с ключевого слова begin, затем располагается последовательность операторов (команд), записанных в отдельных строках, и заканчивается ключевым словом end. Структуру программы можно изобразить, как показано на рисунке 2.1. В разделе операторов команды располагаются по порядку. Некоторые из них выполняются в зависимости от условия, а некоторые – в виде цикла или вспомогательной программы (подпрограмма, процедура). Рассмотрим основные действия, выполняемые в разделе операторов.
|
|
Данные – это постоянные (константы), переменные и другие подобные структуры или их адреса, которые принимают числовые значения и последовательность символов в виде текста и т.д.
Ввод данных – осуществляет ввод начальных данных с клавиатуры, с дисков или с портов ввода и вывода.
|
|
Операции – выполняет операции присвоения, обработки, сравнения вычисленных и заданных значений.
Получение результата (вывод) – производит запись промежуточных или заключительных результатов на диск или выводит их на экран и порты ввода-вывода.
Условное выполнение – в зависимости от выполнения указанного определённого условия (истинно) выполняется определённая серия команд.
Цикл – если выполняются определённые условия (иногда, если не выполняются), то указанное множество команд многократно повторяется. Количество повторений задаётся с помощью целого числа.
Вспомогательная программа – предварительно именованная группа команд выполняется из любого места программы с помощью указания её имени.