Рынком сбыта продукции завода является как внутренний рынок (84% продукции и услуг завода), так и внешний рынок (16 %), к которому относятся как российские, так и зарубежные потребители.
На российском рынке основными потребителями производимой заводом продукции и оказываемых услуг являются компании, имеющие на своем балансе железнодорожные пути и соответствующую технику и оборудование. К таким компаниям относятся:
1) ОАО «РЖД»;
2) 2,5 тысячи частных российских компаний, обеспечивающих около 26% грузооборота, в т.ч. в значительной части нефте- и газопродуктов, химикатов, цветной руды и другого сырья. Этим компаниям принадлежит примерно 30% вагонного парка[3].
3) Горно-обогатительные комбинаты;
4) Металлургические комбинаты;
5) Нефтяные компании;
6) Добывающие компании;
7) Другие крупные промышленные предприятия.
Объем потребления товаров и услуг ОАО «РЖД» в 2004 году на рынке путевой техники для капитального ремонта и текущего содержания железнодорожного пути и капитального ремонта путевой техники составил 3,5 млрд.рублей (по данным ОАО «РЖД»), около 40,3% товаров и услуг поставил Калужский завод «Ремпутьмаш».
Внутренний рынок в настоящее время испытывает недостаток в качественных услугах по ремонту и изготовлению путевых машин по умеренным ценам (дорогую импортную продукцию готовы поставлять зарубежные изготовители). В ближайшие годы ожидается рост внутреннего рынка и увеличение спроса на качественную путевую технику, и ее ремонт по умеренным ценам со стороны ОАО «РЖД» и сторонних внутренних потребителей.
Анализ конкуренции.
Основными конкурентами КЗ «Ремпутьмаш» являются:
1) «Тулажелдормаш»;
2) «Калугапутьмаш»;
3) «Кировский машзавод 1-го мая»;
4) «Plasser&Theurer» (Австрия);
5) «MTH Praha a.s.» (Чехия);
6) «Speno» (Швейцария);
7) «Compel» (Словакия);
8) Matiza (Франция).
Преимущество продукции КЗ «Ремпутьмаш» перед ее основными конкурентами заключается в следующем:
- высокая производительность путевых машин, позволяющая обеспечить современные ресурсосберегающие технологии ремонта и содержание верхнего строения железнодорожного пути;
- пригодность к тяжелым условиям эксплуатации;
- обширный перечень номенклатуры;
- предоставление хорошего уровня сервисного обслуживания;
- соотношение цены-качества продукции и услуг; при лучшем или сопоставимом качестве продукция КЗ «Ремпутьмаш» имеет цены на 10…30% ниже отечественных и на 50…70% ниже западных конкурентов при производительности на 20…30% выше основных конкурентов. (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Сравнительная стоимость отдельных видов продукции КЗ «Ремпутьмаш»
и основных конкурентов (1 $USD=28,62 руб. по курсу ЦБ РФ на 17.05.05)
Наименование | Европейская фирма-производитель | Стоимость машины европейских производителей на мировом рынке ($USD) (с учетом таможенных платежей) | Стоимость машин КЗ «Ремпутьмаш» ($USD) в действующих условиях (без НДС) | Ценовая разница ($USD) |
Выправочно-подбивочные машины | «Plasser&Theurer» Австрия | 2 046 000 | 927 651 | 1 118 349 |
Щебнеочистительные машины | «МТH Praha a.s.» Чехия | 1 980 000 | 936 867 | 1 043 133 |
Рельсошлифовальный поезд | «Speno» Швейцария | 7 700 000 | 2 583 550 | 5 116 450 |
Динамические стабилизаторы | «Plasser&Theurer» Австрия | 620 000 | 335 800 | 284 200 |
Таким образом, основные конкуренты завода не способны полностью удовлетворить потребность потребителей по номенклатуре, объемам, качеству техники и оборудования и ценовому ряду.