Нормативно- законодательные основы деятельности коммерческих банков как основных инвестиционных институтов в Республики Узбекистан

 

За годы независимости были созданы достаточный запас прочности и необходимая ресурсная база для обеспечения устойчивой и бесперебойной работы банковского сектора республики, который является ядром национальной финансовой системы.

Согласно законодательству в Узбекистане могут создаваться банки с различной структурой собственности. Самая распространенная форма – это открытые акционерные коммерческие банки. Широкое распространение получили частные акционерные банки – это банки, в которых доля учредителей – физических лиц, составляет более 51%.[7]

На 1 января 2011 года в Узбекистане осуществляли деятельность 31 коммерческих банков. В Республике Узбекистан на сегодняшний день создана необходимая законодательная база, позволяющая Центральному банку Республики Узбекистан и коммерческим банкам эффективно оценивать, управлять и снижать риски при осуществлении своей профессиональной деятельности (Приложение 1).

В результате предпринятых в последние годы мер по дальнейшему реформированию банковской системы, повышению уровня капитализации, укреплению стабильности и самостоятельности коммерческих банков, сохранилась тенденция стабильного развития банковского сектора, наблюдалось улучшение качества и расширение спектра оказываемых услуг, о чем свидетельствуют ключевые показатели данной отрасли.

Принимаются последовательные меры по увеличению минимального размера уставного капитала банков. Так, минимальные требования к размеру уставного капитала вновь создаваемых коммерческих банков поэтапно доведены к 1 января 2011 года для частных банков до 5 млн. ЕВРО и до 10 млн. ЕВРО для остальных банков.[8]

Использование в Узбекистане систем управления рисками требований Базельских соглашений, является важнейшим шагом в развитии банковской системы. Требования органов банковского надзора по их внедрению при оценке рисков достаточности капитала, известного больше как «Базель I», принятого Базельским комитетом по банковскому надзору, были впервые внедрены в банковской системе Республики Узбекистан в 1998 году, с принятием Положения «О требованиях к адекватности капитала коммерческих банков», зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 02.12.1998 г. за №560.

Данный документ соблюдал все основные составляющие регулирования капитала и соответствовал 25 базовым принципам «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», которые были приняты в 1997 году со стороны того же комитета.

Созданная законодательная база и эффективная деятельность надзорных органов, позволила банкам Республики не только внедрить и соблюдать все требования «Базель I», но и повысить качество управления рисками, что непосредственно повлияло на оздоровление и улучшение деятельности банков.

Вместе с тем, исходя из развития финансовой отрасли, в условиях нарастания нестабильности мировых финансовых рынков и активизации операций банков на международных рынках, в целях повышения устойчивости, надежности и прозрачности банковской системы, уровня корпоративного управления, совершенствования методов оценки рисков коммерческих банков 7 ноября 2007 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП_726 «О мерах по дальнейшему развитию банковской системы и вовлечению свободных денежных средств в банковский оборот».

Данным решением Правительства перед банковской системой Республики были поставлены задачи по поэтапному внедрению рекомендаций Базельского комитета по банковского надзору (Базель II), реализация которых определена в 2008-2010 гг.

Одним из основных и эффективных механизмов снижения банковских рисков при осуществлении коммерческими банками кредитной деятельности является формирование базы данных заемщиков и ведение их кредитных историй. В Узбекистане были приняты соответствующие меры для организации данных механизмов. Так, было принято соответствующее Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.04.2004 года № 197 «О мерах по формированию системы учета информации о кредитных историях заемщиков». В соответствии с данным постановлением был создан Национальный институт кредитной информации Центрального банка Республики Узбекистан. Его основными задачами были определены:

• осуществление сбора и анализа сведений о кредитных операциях коммерческих банков и их заемщиках, видах обеспечения по обязательствам заемщиков, формирование соответствующей базы данных;

• ведение единого реестра кредитной информации в целях осуществления Центральным банком Республики Узбекистан функций банковского надзора, анализа изменений в кредитной политике и состояния кредитного портфеля коммерческих банков;

• предоставление кредитной информации коммерческим банкам и кредитно-информационным бюро на договорной основе.

Также при Ассоциации банков Узбекистана было создано Межбанковское кредитное бюро. В соответствии с данным Постановлением Кабинета Министров, Центральным банком Республики Узбекистан было разработано и утверждено «Положение об обмене информацией между Межбанковским кредитным бюро и коммерческими банками и порядке предоставления информации о кредитных историях.

Также, для укрепления нормативно- правовой базы коммерческих банков и развития банковского сектора в республике была создана банковская Ассоциация, который занимается правовыми аспектами документации, соблюдение Базельских стандартов и переобучением кадров. Ассоциация банков Узбекистана была создана в июле 1995 по инициативе Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова. Ассоциация является добровольным объединением коммерческих банков республики и является некоммерческой общественной организацией, которая выполняет задачи по защите законных интересов банков, обеспечения соответствия национальных коммерческих банков к уровню международных стандартов с последующей интеграцией банковского сектора республики с мировым сообществом банковских услуг. В настоящее время Ассоциация объединяет 24 коммерческие банки, которые обладают более 97% банковских активов в республике.[9]

Ассоциация призвана защищать законные интересы коммерческих банков в законодательных и исполнительных органов власти. Тесно сотрудничает с Олий Мажлисом, Правительством и Центральным банком Республики Узбекистан.

Ассоциация является членом Республиканского банковского совета, созданного в ноябре 2002 года в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан в целях содействия дальнейшему углублению экономических реформ и либерализации банковского сектора.

Для координации усилий коммерческих банков и Ассоциации в развитии банковской системы республики, при Ассоциации созданы следующие Комитеты:

·  Комитет по банковскому законодательству;

·  Комитет по налогообложению коммерческих банков;

·  Комитет по управлению рисками и внедрения рекомендаций Базель-2;

·  Комитет по внедрению МСФО, аудита и бухгалтерского учета;

·  Комитет по платежным системам, информационным и коммуникационным технологиям;

·  Комитет по развитию розничных банковских услуг;

·  Комитет по развитию ипотечного кредитования и поддержки предпринимательства;

·  Комитет по корпоративному управлению и банковской этики;

·  Комитет по международной деятельности;

·  Комитет по подготовки и переподготовки кадров;

·  Комитет по развитию деятельности на финансовых рынках;

·  Комитет по взаимодействию коммерческих банков с нефинансовыми учреждениями.

Комитеты являются постоянно действующими органами и состоят из представителей Ассоциации и 24 коммерческих банков.[10] После изучения вопросов, касающихся банковской деятельности, комитеты разрабатывают и обсуждают различные проекты документов, направленных на дальнейшее развитие банковской системы.

Основными направлениями повседневный деятельности Ассоциации являются: дальнейшее совершенствование подготовки и переподготовки банковских кадров, создание современной банковской и финансовой инфраструктуры, развитие нормативно-правовой базы деятельности банковской системы, а также защиты законных интересов членов-банков Ассоциации.

Исходя из тематики данной работы банки могут выступать в качестве финансовых институтов по организации проектного финансирование. В качестве источников финансирования могут служить как внешние так и внутренние средства займы. При этом фундаментом деятельности банков в данной области является нормативно- правовая база Республики Узбекистан. В частности в законе «Об инвестиционной деятельности»[11] приводится соответствующие статьи отражающее деятельность коммерческих банков. В таких вопросах как финансирования и инвестиционная деятельность. Также в постановлениях, положениях и распоряжениях президента, Кабинета Министров и ЦБ Республики Узбекистан, куда входит:

1. Распоряжение Кабинета Министров Республики Узбекистан по порядку подготовки и реализации совместных проектов с Международным банком реконструкции и развития от 18 мая 1998 г. № 217-ф

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании механизма привлечения иностранных инвестиций для реализации приоритетных инвестиционных проектов» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 6, ст. 70; 2005 г., № 32-33, ст. 243;№ 34—36, ст. 264)

3. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2010 г» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., № 10, ст. 403; 2010 г., № 17, ст. 130)

4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости и усилению инвестиционной активности банковской системы» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., № 14-15, ст. 104)

Например: «…Инвестиционные проекты малого предпринимательства, финансируемые за счет кредитных ресурсов банков, подлежат экспертизе коммерческим банком о целесообразности осуществления данного инвестиционного проекта»[12]

В современной практике коммерческие банки Республики Узбекистан в своей деятельности нередко прибегают к международному опыту, так, к примеру, стандартам Базельского комитета. Исходя из развития финансовой отрасли, в условиях нарастания мировых финансовых рынков и активизации операций банков на международных рынках, в целях повышения устойчивости, надежности и прозрачности банковской системы, уровня корпоративного управления, совершенствования методов оценки рисков коммерческих банков 7 ноября 2007 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП_726 «О мерах по дальнейшему развитию банковской системы и вовлечению свободных денежных средств в банковский оборот».

Данным решением Правительства перед банковской системой Республики были поставлены задачи по поэтапному внедрению рекомендаций Базельского комитета по банковского надзору (Базель II), реализация которых определена в 2008-2010 гг.

Таким образом, просмотрев законодательной базы Республики Узбекистан и стандарты Базельского комитета, необходима провести сравнительный анализ стандартов в двух систем.

 

Таблица 1.2.1

Отличительные черты Базельского стандарта со стандартами коммерческих банков Узбекистана[13]

  Стандарты коммерческих банков Узбекистана Стандарты Базельского комитета
Минимальные требования достаточности капитала 10% 8%
Применение секьюритизации Не применяется Разрешается применению

 

Согласно данным в таблице примечательно отметить различия в следующих критериях, в таких как: минимальные требования достаточности капитала и применение секьюритизации. Отличительной чертой является то, что со стороны надзорных органов были установлены минимальные требования достаточности капитала, исходя из принимаемых банком кредитных рисков в размере не менее 10% от расчетных показателей по активам банков, тогда как Базельским документом рекомендовано было установить данный показатель в размере 8%.

По постановлению Президента Республики Узбекистан, один из основных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы республики является повышение финансовой устойчивости и ликвидности банков в соответствии с требованиями международных стандартов, установленных Базельским комитетом, за счет дальнейшей капитализации коммерческих банков, привлечения в эту сферу частного капитала, увеличения ресурсной базы, улучшения качества активов, совершенствования банковского дела.[14]

Исходя, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что коммерческие банки Республики Узбекистан, не смотря на короткий период своей деятельности, не только смогли преодолеть финансовый экономический кризис, но и смогли соответствовать международным стандартам. В частности. На сегодняшний день уровень достаточности совокупного капитала коммерческих банков Узбекистана составляет более 23 процентов, что почти в три раза выше международных стандартов «Базель-2», установленных Базельским комитетом по банковскому надзору.

 


Глава II. Особенности осуществления проектного финансирования коммерческими банками Республики Узбекистан



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: