Очевидно, что формировать компетенции можно не только с помощью задач, поэтому, взяв за основу выделенные приемы реализации ключевых компетенций на уроках математики, мы разработали таблицу (табл. 1), содержащую примеры формирования компетенций на разных этапах урока.
Таблица 1
Примеры формирования компетенций на разных этапах урока
Этапы урока | Цель, результативность | Виды деятельности | ||
Проверка домашнего задания | Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции | Рецензирование ответов (домашнего задания) | ||
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования | Математический диктант (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения) | |||
Объяснение нового материала
| Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование общекультурной компетенции | Доказательство теорем, лемм, составление математического словаря и т.п. | ||
Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции | Лекция с использованием приобретенной учениками информации | |||
Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной | Коллективная экспериментальная работа, исследование | |||
Физкульт-минутка (перерыв) | Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность Результативность: формирование компетенций личного самосовершенствования и общекультурной | Игры-физкультминутки, сюда же можно отнести и написание сказок, фантастических историй | ||
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков | Цель: изучить свойства дроби, и т.п. Результативность: формирование учебно-познавательной, ценностно-смысловой компетентности | Учебная самостоятельная работа | ||
Цель: закрепить полученные знания о нахождении процента величины, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования, социально-трудовой, ценностно-смысловой | Исследование различных видов памяти | |||
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных задач | Решение задач, примеров с комментированием | |||
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование учебно-познавательной, общекультурной и коммуникативной компетентций | Математическая эстафета и др. | |||
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции и компетенции личного самосовершенствования | Решение задач несколькими способами | |||
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, развитие информационной компетенциии | Работа с учебником (учебная практическая работа) | |||
Творческая работа
| Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование общекультурной компетенции | Создание проектов | ||
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование общекультурной, коммуникативной и информационной компетенций | Заседание математического кружка | |||
Контроль | Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование коммуникативной, учебно-познавательной, информационной компетенций | Создание рекламы(презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой | ||
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование социально-трудовой компетенции | Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа | |||
Домашнее задание | Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования | Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока | ||
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование социально-трудовой, ценностно-смысловой компетенций, а также других различных видов компетенций, в зависимости от подобранных задач | Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п. |
На каждом этапе в данной таблице представлены не все возможные виды деятельности, а лишь наиболее интересные и часто встречающиеся на уроках математики.