Комплексный анализ отчета о прибылях и убытках форма № 2 ООО Торговый дом «Новый век»

 

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Прибыль – это положительный финансовый результат деятельности организации. Отрицательный результат называется убытком.

Прибыль (убыток) – это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.

С философской точки зрения прибыль можно определить так: «Это функция времени и вознаграждение за терпение».

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

При анализе изменений показателей за 2009 – 2010 гг. в ООО Торговый дом «Новый век» за 2009 – 2010 гг. можно сделать выводы, что большинство показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия снизились, что является отрицательной тенденцией. Показатель выручки снизился по сравнению с 2009 г. на 1565098 тыс. руб., за счет чего снизилась и валовая прибыль на 554042 тыс. руб. Несмотря на то, что на предприятии были значительно снижены коммерческие и управленческие расходы, результатом деятельности стал убыток.

 

Таблица 2.12 – Динамика финансовых показателей ООО Торговый дом «Новый век» за 2009 – 2010 гг.

Наименование показателя Код строки 2009 2010 Отклонение (+,-) Уровень в % к выручке в 2010 г. Уровень в % выручке в 2009 г. Отклонение уровня
1 2 3 4 5 = 4–3 6 7 8 = 6–7
 Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В) 10 2218469 653 371 -1 565 098 100 100
 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С) 20 1556093 545 037 -1 011 056 83,42 70,14 13,28
Валовая прибыль 29 662376 108 334 -554 042 16,58 29,86 -13,28
Коммерческие расходы (КР) 30 86257 39 295 -46 962 6,01 3,89 2,13
Управленческие расходы (УР) 40 208161 111 782 -96 379 17,11 9,38 7,73
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010–020–030–040) (ПП) 50 367958 -42 743 -410 701 -6,54 16,59 -23,13
Проценты к полученные (%пол) 60 8479 24 830 16 351 3,80 0,38 3,42
Проценты к уплате (%упл) 70 43090 52 603 9 513 8,05 1,94 6,11
Прочие операционные доходы (ПрОД) 90 68559 55 115 -13 444 8,44 3,09 5,35
Прочие операционные расходы (ПрОР) 100 21838 84 131 62 293 12,88 0,98 11,89
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр.050+060–070+080+090–100+120–130) (ПБ) 140 380068 -99 532 -479 600 -15,23 17,13 -32,37
 Налог на прибыль (н/п) 150 75070 3 294 -71 776 0,50 3,38 -2,88
Налоговые санкции 180 229 -203 -432 -0,03 0,01 -0,04
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода) (стр. 160+170–180) (ПЧ) 190 297962 -80 240 -378 202 -12,28 13,43 -25,71

 

Примечание. Таблица составлена автором на основе отчетных документов предприятия ООО Торговый дом «Новый век» за 2008 – 2010 гг.

Анализируя изменения в структуре финансовых показателей ООО Торговый дом «Новый век» за 2009 – 2010 гг. приведенных в таблице и графически отображенных можно сделать вывод, что увеличилась доля издержек на производство продукции, товаров и услуг.

 

Рисунок 2.4 – Динамика финансовых показателей ООО Торговый дом «Новый век» за 2009 – 2010 гг.

 

В 2009 г. Этот показатель составлял 70,14 %, в 2001 возрос до 83,42 %. За счет этого снизилась доля валовой выручки, которая в 2009 г. Составляла 29,86 %, а в 2010 г. – 16,58 %. В 2010 году так же увеличилась доля коммерческих и управленческих расходов в структуре финансовых показателей отраженных в отчете о прибылях и убытках. В связи с этим образовался отрицательный результат показывающий чистую прибыль.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.

Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1. Показатели доходности продукции. Рассчитываются на основе выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) и затрат на производство и реализацию:

рентабельность продаж;

рентабельность основной деятельности (окупаемость затрат).

2. Показатели доходности имущества и его частей:

рентабельность всего капитала (активов);

рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов.

3. Показатели доходности используемого капитала. Рассчитываются на базе инвестированного капитала:

рентабельность собственного капитала;

рентабельность перманентного капитала.

Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговая палата, промышленные ассоциации или правительство публикуют информацию о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их допустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансового положения предприятия. В России эта практика пока отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.

 

Таблица 2.13 – Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)

Коэффициент Формула расчета

Рентабельность продаж

стр. 050 (ф. 2) / стр. 010 (ф. 2) × 100 %
Прибыль от продаж / Выручка от продаж × 100 %

Чистая рентабельность

стр. 190 (ф. 2) / стр. 010 (ф. 2) × 100 %
Чистая прибыль / Выручка от продаж × 100 %

Экономическая рентабельность

стр. 190 (ф. 2) / стр. 300 (ф. 1) × 100 %
Чистая прибыль / Средняя стоимость активов × 100 %

Рентабельность собственного капитала

стр. 190 (ф. 2) / стр.490 (ф. 1) × 100 %
Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала × 100 %

Рентабельность перманентного капитала

стр. 190 (ф.2) / (стр. 490 + стр. 590 (ф.1)) × 100 %
Чистая прибыль / (Средняя стоимость собственного капитала + Средняя стоимость долгосрочных обязательств) × 100 %

 

Рентабельность продаж отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от продажи. В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой).

Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является рентабельность активов, который принято называть экономической рентабельностью. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли хозяйствующий субъект получает в расчете на 1 рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах. В 2010 году за счет резкого снижения выручки за реализованный товар в ООО Торговый дом «Новый век» рентабельность активов упала до ноля, то есть организация понесла убытки.

 

Таблица 2.14 Динамика показателей рентабельности ООО Торговый дом «Новый век» за 2008 – 2010 гг.

Показатель 2008 г. 2009г. 2010 г. отклонение 2010 год к 2008 г.
Рентабельность продаж 11,68 16,59 -6,54 -18,22
Чистая рентабельность 4,17 13,43 -12,28 -16,45
Экономическая рентабельность 6,74 30,06 -9,44 -16,18
Рентабельность собственного капитала 21,56 55,47 -17,17 -38,73
Рентабельность перманентного капитала 16,84 54,77 -16,92 -33,76

 

Примечание. Таблица составлена автором на основе отчетных документов предприятия ООО Торговый дом «Новый век» за 2008 – 2010 гг.

В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является главным образом (почти на 98 %) результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи — показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимостью имущества.

Анализируя данные приведенные в таблице и на рисунке можно сделать вывод, что показатель рентабельности собственного капитала в 2010 году снизилась до отрицательного показателя из-за снижения выручки от продаж, вследствие чего, результатом финансово-хозяйственной деятельности ООО Торговый дом «Новый век» за 2008 – 2010 гг. явился убыток.

бухгалтерский отчетность аудит


Рисунок 2.5 – Динамика показателей рентабельности ООО Торговый дом «Новый век» за 2008 – 2010 гг.

 

Таким образом, проводя комплексный анализ отчета о прибылях и убытках форма № 2 ООО Торговый дом «Новый век» за 2008 – 2010 гг. можно сделать вывод, что предприятие в 2010 году сработало в убыток за счет резкого снижения выручки от продаж и услуг. Несмотря на существенное снижение в 2010 году коммерческих и управленческих расходов показатели рентабельности имеют отрицательную динамику. Это говорит о том, что интерес потребителя упал к предлагаемому товару. Руководству предприятия необходимо принять меры по продвижению товара, или предложить потребителю товар, имеющий наибольший спрос.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: