Анализ товарного ассортимента аптек Санкт-Петербурга

За последнее десятилетие изменился подход аптек к клиентам и его потребностям. Если в конце 90-х годов около 90%оборота петербургских аптек составляли медикаменты и только около 10%— предметы личной гигиены и косметические товары, то на сегодняшний день их доля выросла до 50%. Сам рынок красоты говорит о том, что на долю аптек приходится 10% рынка.

Все лекарства на фармрынке делятся на запатентованные оригиналы и дженерики. Инновационных лекарств в стране продается только 22%, а 70%рынка занимают брендированные дженерики (оставшиеся 8% - это небрендированные дженерики). Например, цена небрендированного “дротаверина”— от 15до 60руб. за упаковку, а его раскрученного аналога “но-шпы”— от 77до 160руб.

В подавляющей массе потребитель покупает и доверяет тем лекарствам, которые рекламируются по телевидению. Поэтому при формировании товарной матрицы надо четко определять те маркетинговые усилия, которые производитель тратит на продвижение своего товара.

С другой стороны, правильное позиционирование может позволить аптеке сделать ограниченный ассортимент нормой. Так, например, сеть продуктовых магазинов «Пятерочка» успешно существует с крайне ограниченным ассортиментом товаров. Просто это надо правильно объяснить покупателю.

По данным канала РБK, с начала 2009 года ассортимент аптек сократился приблизительно на 10%, если раньше на полках аптек было представлено 6-7 схожих медикаментов, то сейчас не больше 3-х. Делается прогноз, что сокращение ассортимента – основная тенденция фармрынка на ближайшие 2-3 года. Очень вероятно, что на фармрынке появятся аптеки узкого профиля, где будет продаваться самый необходимый набор лекарств. Это будут несетевые аптеки-дискаунтеры.

Безусловно, в связи с финансовым кризисом на прилавках станет больше российских лекарств. Практически у всех аптечных сетей, которые входят в топ-10, есть свои собственные торговые марки. Так, например, доля продаж private label компании «36,6» в их сети на 2008 год составила 8% от всего оборота фирмы. Многие покупатели крайне напуганы теми цифрами, которые им сообщают СМИ об обороте поддельных лекарственных средств. Положение на лекарственном рынке остается неблагоприятным. По оценке независимых экспертов, объем продаж фальсифицированной продукции за 2008 год составил $200-300млн., или 10-15% от легального оборота лекарств.

Мировые тенденции развития аптек

Специалисты «Фармэксперта» оценивают потребление лекарств на душу населения в России в 2100 рублей в год, то есть 2% от среднего дохода на одного жителя. Для сравнения: в европейских странах этот показатель составляет 7%, в США - 9%. Увеличение потребления лекарств в России может произойти, прежде всего, за счет подорожания лекарств.

Во многих странах упрощаются правила продажи ОТС-препаратов путем выделения лекарственных средств, реализация которых разрешена через общую торговую сеть (General Sales List — GSL). На уровень цен в розничном сегменте в последнее время все больше влияют появление препаратов под собственными торговыми марками розничных операторов и увеличение количества интернет-аптек. Эти и другие особенности развития фармацевтического рынка на современном этапе позволяют экспертам говорить о том, что фармацевтический рынок вступает в эпоху серьезных преобразований. Наиболее перспективными для ОТС-сегмента среди новых продуктов аналитики считают препараты для уменьшения выраженности никотиновой зависимости, болевого синдрома при артритах, средства, применяемые в период менопаузы, и у пациентов с заболеваниями глаз.

Еще одной характерной чертой европейского рынка являются изменения в структуре оптового рынка лекарственных средств. Эксперты отмечают усиление влияния на ценообразование таких явлений, как отпуск розничными операторами продуктов под собственными торговыми марками и развитие интернет-аптек. Еще в 2005 году в Германии количество Интернет-аптек за 12мес. увеличилось с 2 до 800. Снижение розничных цен, уменьшение маржи и усиление конкуренции стали стимулами для консолидации компаний оптового сектора фармацевтического рынка, что на практике выразилось в объединении операторов и приобретении аптек в собственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: