3.1 Анализ устойчивости
Итак, по итогам 2 главы мы сформулировали наши стратегию розничной торговли, это стратегия роста в варианте «развития новой формы торговли» с элементами варианта «проникновение на рынок».
Мы предлагаем поменять способы обслуживания имеющихся покупателей и изменить глубину и ширину ассортимента. Но помимо этого, мы рекомендуем открывать новые аптеки в удобных местах и обучить персонал навыкам кросс-торговли.
Проверим устойчивости предложенной стратегии:
Пригодность
Да, данная стратегия может обеспечить конкурентное преимущество. Но очень важно донести до потребителя, что лекарства и препараты в аптечной сети «НЕВИС» качественные. Тут большую роль сыграет ренейминг. Ведь и у конкурентов товар качественный. Кроме того, борьба государства с поддельными лекарствами косвенно помогает аптечной сети «НЕВИС». Если такая борьба усилится, многие конкуренты покинут рынок. Лозунг о том, компания заботится о своих покупателях, нужно подавать аккуратно и соблюдать соответствие слов и действий. Кроме того, повышение лояльности покупателей это всегда актуальное направление для любой аптечной сети. Закупка препаратов напрямую у производителя, это очень актуальный тренд, позволяющий сформировать ценовое конкурентное преимущество.
|
|
Обоснованность
Предложения по изменению стратегии следует признать реалистичными. Ренейминг, новый лозунг и ряд мероприятий по улучшению качества обслуживания покупателей не вызовут больших затруднений. Это вопросы организационного характера. Для реализации данных мероприятий дополнительно потребуется привлечение рекламного агентства, которое и обеспечит графическую разработку нового названия. Замена всех вывесок и других указателей будет производиться собственными силами компании и займёт около 12 месяцев. В результате проведения данных мы рассчитываем увеличить узнаваемость аптек с 3 % до 50 %.
Осуществимость
Да, у компании есть необходимые ресурсы для предполагаемых изменений. Но потребуются привлеченные специалисты для маркетинговой и рекламной компании в связи с ренеймингом. Кроме того, потребуется изменение существующей организационной структуры с целью реорганизации системы обслуживания покупателей и дизайна самих аптек, Целеустремленность зависит от настойчивости и желания руководителей компании. В противном случае осуществимость данных изменений будет под большим вопросом. Этот пункт особенно актуален, т.к. руководство компании не желает проводить ренейминг, потому что считает это дорогостоящим и затратным мероприятием.
|
|
Последовательность.
Да, предлагаемая стратегия абсолютно логична. Всё ёё элементы дополняют друг друга.
Перечислим их еще раз и сформулируем основные рекомендации по ним.
Товарный ассортимент (мероприятия)
· Более тщательный анализ динамики объема продаж по каждой категории препаратов, маржинального дохода, средней суммы покупки и количества покупок — используется для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии
· Использование и анализ интегрированного АВС — XYZ-анализа ассортимента аптечной сети в целом для составления товарного ассортимента
Закупки товара (мероприятия)
· использовать более оптимальный способ прогнозирования товарного запаса с помощью рейтинговой оценки среднего уровня продаж за последние несколько месяцев
· закупка с учетом изменения продаж по сезонам
· заказывать отечественные препараты напрямую у завода-изготовителя
· для выбора поставщиков аптечной сети НЕВИС необходимо применить предлагаемую нами схему оценки поставщиков
Ценообразование
· Дифференцированное ценообразование для аптек, расположенных в разных субъектах Федерации и в разных районах города Санкт-Петербурга
· Увеличение отсрочки платежа при сохранении предоплатных цен от поставщиков.
· Максимально использовать свой статус – крупной аптечной сети Санкт-Петербурга для закупки медикаментов по минимально низким ценам.
Продвижение
· новый бренд и новый лозунг
· специальные цены и бесплатная доставка лекарств пенсионерам
Управление аптекой
· Пересмотр организационной структуры, выделение направления «аптечная сеть»
· Ежегодная аттестация сотрудников
· Внедрение нематериальной мотивации
Дизайн аптеки и способы представления товара
· Кросс-торговля
· Внедрение музыкального сопровождения
· Оформление торгового зала в холодной цветовой гамме
Обслуживание покупателей
· привлечение врачей-консультантов и консультантов по косметике
· программа ”Тайный покупатель”
· создание тренинг -центра для сотрудников
Продажа товара в розницу
· Новая мебель и витрины
· Четкая навигация по аптеке
Последовательность является фундаментом новой стратегии.
Адаптивность
Да, в новой стратегии присутствует гибкость. Все изменения следует проводить поэтапно, отслеживая реакцию сотрудников и покупателей.
Финансовая привлекательность
Выгода, которую мы ожидаем, заключается в увеличении выручки сети, (рост выручки до 2 млрд. рублей), роста лояльности существующих покупателей и привлечении новых.
3.2 Анализ уязвимости
Уязвимость стратегического плана определяется двумя факторами: стратегической значимостью риска и степенью контроля над фактором риска.
В стратегическом квадранте у нас под пристальный мониторинг попадают два фактора риска. Но и степень контроля высока. Рабочую силу будем искать в других регионах. В данный момент рассматривается Пермский край г.Ижевск. Мы предлагаем продолжить мероприятия по привлечению специалистов - фармацевтов из Ижевска и Перми. Предоставить им общежитие в Петербурге, официальное трудоустройство, что является весомым аргументом для переезда в Санкт-Петербург.
Контроль за качеством продукции уже находится на очень высоком уровне. Но, тем не менее, он не должен ослабевать.
Квадрант уязвимости говорит, нам о том, что три фактора риска, которые попали туда, являются критическими и нуждаются в постоянном контроле. Более того, мы должны разработать ситуационные планы. Как мы будем вести себя в случае принятия государством решений, прямым образом влияющим на фармацевтический бизнес. Нам необходимо будет разработать план на случай свободной продажи безрецептурных лекарств в магазинах и план работы в настоящий (кризисный период). Несомненно, будет наблюдаться отток покупателей в магазины, расположенные рядом с аптеками “Невис”. Кризис так же внес свои коррективы, выручка упала, но в долларовом выражении. В рублях же товарооборот продолжает расти.
|
|
В части ценового регулирования рынка действия государства предугадать сложно. Перечень жизненно необходимых препаратов может быть расширен так и сокращен. Максимальная наценка также может быть пересмотрена. Но в свете последних событий и усиливающихся тенденций по влиянию государства в экономике, с большой долей уверенности можно говорить о том, что рентабельность продаж будет снижаться.
3.3 Выход аптечной сети ”Невис” на новые рынки в Северо-Западном регионе, как поиск альтернативы
Выход на региональные рынки достаточно непрост, многие регионы уже сейчас отличаются высокой конкуренцией, присутствием, как крупных федеральных сетей, так и сильных местных игроков. Однако, тенденции последних месяцев указывают на то, что многие федеральные сети оптимизируют свои точки присутствия и закрывают аптеки. Что является дополнительным аргументом в пользу региональной экспансии в СЗФО.
При вхождении в регионы нужно принимать во внимание особенности каждого конкретного города и региона, анализировать конкурентную среду, насыщенность рынка аптечными сетями, учитывать преобладающий формат представленных аптек, уровень розничных цен в аптеках города, уровень платежеспособности населения.
Кроме того, нужно учесть потенциал роста для нашей сети и законодательные особенности ценообразования, действующие в данном регионе.
В 2008 году среднедушевые денежные доходы в СЗФО составили 14 660 рублей, что ниже среднероссийского показателя и соответствует 4-му месту среди федеральных округов. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2008 году составила 13,9% от общей численности населения округа.
Необходимые нам данные по всем регионам приведены в таблице 3.1
Таблица 3.1 Статистические данные по Северо-Западному федеральному округу
|
|
Население (тыс) | Среднедушевой доход в 2008г.(руб) | Расстояние (км) | Время в пути (часов) | Конкуренция(кол-во аптек) | |
Архангельская обл | 1.262 | 14.392 | 243 | ||
Архангельск | 348 | 16.532 | 1.192 | 22 | 176 |
Северодвинск | 192 | нд | 1.230 | 22 | нд |
Вологодская обл | 1.218 | 11.972 | 133 | ||
Вологда | 286 | нд | 686 | 12 | 65 |
Череповец | 310 | нд | 560 | 8 | 41 |
Калининградская обл | 937 | 12.469 | |||
Калининград | 422 | нд | 1.037 | 24 | нд |
Ленинградская обл | 1.632 | 11.227 | нд | ||
Мурманская обл | 842 | 18.614 | нд | ||
Мурманск | 311 | нд | 1.379 | 24 | нд |
Ненецкий АО | 42 | 48.986 | 2.900 | 95 | нд |
Новгородская об | 646 | 11.514 | 122 | ||
Великий Новгород | 216 | нд | 197 | 5 | 32 |
Псковская обл | 696 | 9.968 | 145 | ||
Псков | 194 | нд | 299 | 5,5 | 49 |
Великие Луки | 100 | нд | 13 | ||
Республика Карелия | 688 | 11.440 | 170 | ||
Петрозаводск | 270 | нд | 445 | 8 | 58 |
Республика Коми | 959 | 18.522 | |||
Сыктывкар | 231 | нд | 1.808 | 32 | нд |
По мнению ФАС сегодняшняя норма равна 1 аптека на 3 тысячи жителей.
С точки зрения транспортного плеча нам интересна Республика Карелия, Псковская область, Новгородская и Вологодская области. Среднедушевой доход в этих регионах примерно сопоставим. А вот конкуренция совершенно разная. Если ориентироваться на норматив ФАС (аптека на 3 тысячи жителей), то в Карелии потенциал роста 30 %, в т.ч. в Петрозаводске порядка 100 %. В Псковской области 50 %, в т.ч. Псков – 30 %, Великие Луки- 150 %. В Новгородской области- 45 %, в т.ч. Великий Новгород более 100 %. И наконец, Вологодская область- 200 %, в т.ч. Вологда 43 % и Череповец 160 %. По совокупности факторов фаворитами данного анализа следует признать г.Петрозаводск, г.Великие Луки и г.Великий Новгород.
По данным ФАС в Вологодской области самая высокая доля в России муниципальных аптек – 67 %., в Псковской области эта цифра равна 55 %., в то время как в Санкт-Петербурге доля муниципальных аптек не более 10 %.
Это очень важная информация при политики ценообразования регионального развития. Нам нужно будет в первую очередь ориентироваться на цены в муниципальных аптеках, а там как известно наценка достаточно умеренная.
При выходе в указанные регионы, компании ”Невис” следует взять за основу, те элементы маркетинга, которые доказали свою эффективность в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а именно:
· Круглосуточная справочная служба с местным телефоном в регионе присутствия
· Продолжение совместного проекта со Сбербанком России, каждому пенсионеру талон на 10-15 % скидку в аптеках Невис.
· Организация бесплатной доставки препаратов для пенсионеров.
· Выдача дисконтных карт. Скидка по региональным дисконтным картам. Например, карты крупнейших региональных игроков розницы.
В качестве инструментов, которые позволят достаточно быстро заявить о себе следует использовать региональное телевидение, цены на рекламу в котором существенно ниже федеральных телеканалов. Да и степень доверия к телевидению в регионах выше, чем в Санкт-Петербурге.
Заключение
На основании проведенного анализа розничной деятельности торговой сети «Невис» можно сделать следующие выводы:
1. Серьезных проблем у аптечной сети «Невис» не существует, но развитие ее на сегодняшний день происходит спонтанно, стратегия развития розничной сети неформализована.
2. В рамках существующей стратегии развития розничной торговли компания решает текущие задачи, связанные с обеспечением устойчивого положения на рынке.
3. Проведенный нами опрос показал крайне низкую осведомленность жителей Санкт-Петербурга относительно узнаваемости бренда «Невис». Нежелание покупателей посещать аптеки «Невис» связано, прежде всего, с непривлекательным видом аптек и неудобным месторасположением;
4. У компании «Невис» отсутствует целевой покупатель вследствие дисбаланса между ценообразованием и внешним видом аптек: состоятельный покупатель чувствует себя в этой аптеке некомфортно, а «бережливый» не видит выгоды в следствии отсутствия цен ниже, чем в среднем по рынку;
5. SWOT-анализ выявил несколько сильных сторон компании: высокий контроль качества входящей продукции, низкую текучесть кадров и низкие издержки на содержание сети.
6. На рынке присутствует угроза со стороны уже существующих местных аптечных сетей-лидеров (таких как «Фармакор» и стремительно развивающихся (например, сеть «А5»);
7. Серьезные изменения в законодательстве, такие как, ценовое регулирование, возможная торговля лекарственными средствами в продуктовом ритейле, могут значительно изменить структуру аптечного рынка.
В соответствии со сделанными выводами мы предлагаем следующие рекомендации, направленные на создание высокоэффективной розничной стратегии:
· Четко определить сегмент покупателей, на которых ориентирована аптечная сеть
· Изменить организационную структуру компании
· Изменить подходы к обслуживанию имеющихся покупателей
· Изменить глубину и ширину ассортимента, расширив спектр продаваемых товаров
· Изменить подход к открытию новых аптек за счет изменения принципов подбора помещений.
· В закупке товара перейти от взаимодействия с фармдистрибьютерами к взаимодействию с производителям лекарственных средств
· Внедрить в компании кросс-торговлю
· Перейти на единую рекламную политику с целью создания синергетического эффекта;
· Произвести ренейминг сети, рассмотрев несколько наименований, предложенных консультантами.
Реализация данных мероприятий позволит
1. Повысить узнаваемость бренда «НЕВИС», достигнув спонтанного узнавания потребителями на уровне 50%
2. Повысить лояльность потребителей к продукции и услугам «НЕВИС» за счет донесения до потребителей информации о сильных сторонах продукции и компании
3. Расширить деятельность на существующих рынках – довести долю на рынке в Санкт-Петербурге до не менее 20%. Расширить сеть в Ленинградской области до 150 аптек, а также открыть аптеки в регионах Северо-Запада Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Авилов А.В. Рефлексивное управление. Методологические основания. М., 2003.
2. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2005
3. Вассел М. Логистика в управлении взаимосвязями с потребителями // Логинфо. – 2001. - №7 – 8
4. Волков К.В., Попов Е.В. Современный реинжиниринг. // Менеджмент в России и за рубежом №4, 2002.
5. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Эксмо, 2001 г.
6. Гельфанд Е. Савич А., Циперман Г., Ципес Г. Бизнес-процессы: будни оптимизации. // Директор ИС. 2003, №4
7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995.
8. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001,№2
9. Ефремов В.С.Стратегия бизнеса: императивы 21-го века. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001, №6
10. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер. 2007
11. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2002.
12. Коммерческая деятельность. Учебник. / Половцева Ф.П. Москва, Инфра-М, 2004 г.
13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб, Питер Ком, 2008. — 896с
14. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. — СПб: «Наука», 1996.
15. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. – СПб: Питер, 1999.
16. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. — СПб: Питер, 2000.
17. Максимкина Е.А. Маркетинг взаимодействия. Технология создания команды. М., 2003.
18. Маркетинг. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/Под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008
19. Мусатов А. Прогноз погоды: Богатые и здоровые. Аптеки богатеют вместе с клиентами
20. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник. М.: ТК Велби, 2008. – 520 с.
21. Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. – 55 с.
22. Попадюк К.Н. Влияние жизненного цикла товара на изменение параметров цепи поставок // Маркетинг в России и за рубежом, 2005, №2.
23. Поташев А.И. Оборачиваемость товарных запасов // Складской комплекс, №6, 2007.
24. Сафронова И.И. Формирование и развитие конкурентных преимуществ организаций сферы услуг на основе принципов маркетинга взаимодействия. Дисс. канд. эк. наук. Орел, 2006.
25. Смирнова Н. Как найти лишние издержки // Консультант. – 2005. – №23
26. Управление цепями поставок / Под ред. Дж.Гатторны. М.: ИНФРА-М, 2008. – 670 с.
27. Харрингтон Дж., Эселинг Э., Харм Ван Нимвеген. Оптимизация бизнес-процессов. М.: «Бизнес-микро», 2002
28. Хотинская Г.И. Реинжиниринг на предприятиях сферы услуг // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - №6.
29. Чеботарев А.А., Чеботарев А.Д. Логистика и маркетинг. Маркетологистика. М.: «Экономика», 2005.
30. Черкашин П. CRM: Управление знаниями о клиентах – основа успешного бизнеса / Из материалов конференции «Менеджмент сегодня». М.: Издательский дом Гребенникова, 2002
31. Шкардун В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория, методология, практика. — Москва: Дело, 2007. — 376 с.
32. ШмидтЮ. Ведомости 01.06.2009, 98(2368)
33. Экономика предприятия: учебник. Грузинов В.П. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 218 с.
34. Экономика предприятия: Учебник. Под ред. О.И. Иванова и др. – М.: Экономика, 2006. – 238 с.
35. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособие. / Под ред. А.П. Градова. – СПб.: ИД «Дашков», 2006. – 184 с.