Современные правовые подходы к применению соглашений о разделе продукции на примере месторождений твердых полезных ископаемых

С точки зрения потенциальных инвесторов состояние горно-добывающей промышленности России выглядит удручающим. Морально устаревшее и физически изношенное оборудование требует замены, которую предприятия-пользователи недр не могут осуществить из-за нехватки собственных средств.

В результате, по данным Министерства экономики РФ, в 2008 г. по сравнению с 1998 г. добыча железных руд составила 67,5 %, добыча всех типов руд цветных металлов и бокситов – 53,3 %, при этом добыча вольфрамовых снижена в 15,3 раза, оловянных – в 7,2 раза, свинцово-цинковых – в 4,4 раза, прекращена добыча танталовых и ниобиевых руд, добыча флюоритовых руд снижена в 4,4 раза.

Отсутствие инвестиций особенно негативно сказывается на обеспечении подготовленных к отработке месторождений цветной металлургии. Несмотря на наличие разведанных запасов практически всех цветных металлов, степень загрузки и эффективность работы металлургических производств все в большей степени начинает зависеть от импорта сырья, в том числе на основе толлинга.

Действующим законодательством предусмотрены меры, позволяющие несколько облегчить налоговое бремя (например, пользователи недр могут получать скидку с платежей за истощение недр в соответствии со ст.40, 44 и 48 Закона РФ «О недрах»), однако оказать заметное влияние на расчетные показатели, определяющие привлекательность проекта для инвесторов, они не могут. Теоретически существует также возможность уменьшения части налоговых отчислений, подлежащих уплате в бюджеты субъектов РФ и даже освобождения от их уплаты, но для депрессивных территорий, испытывающих бюджетные трудности, это не всегда осуществимо.

Задачи модернизации вызывают у горно-добывающих предприятий стремление снизить фискальное бремя, достигающее 45-50 % стоимости объема товарной продукции, путем внесения частных поправок в законодательство о недрах (уменьшение ставок отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы), в таможенное законодательство (снижение или отмена ставок пошлин на ввозимое оборудование), в налоговое законодательство (снижение ставок и/или уменьшение базы налога на имущество, прибыль, НДС). Возникающие при этом трудности проведения поправок во множество законов столь велики, что способны похоронить саму идею такого решения проблемы.

Существует возможность сделать многие проекты освоения месторождений и модернизации горно-добывающих предприятий инвестиционно привлекательными, опираясь на действующее законодательство. Речь идет об использовании механизма соглашений о разделе продукции (СРП).

Принципиальная схема раздела продукции между государством и инвестором (подрядчиком), установленная Федеральным законом «О СРП», не зависит от вида добываемого минерального сырья (См. Приложение, рисунок 1).

Инвестиционную привлекательность СРП обеспечивают:

1) специальный налоговый режим, при котором инвестор (подрядчик) платит минимум налогов, когда несет максимальные капитальные затраты, а государство получает максимальные доходы в виде платы за пользование недрами, налога на прибыль и доли прибыльной продукции, получаемой после того как инвестор окупит свои затраты по проекту;

2) стабильность условий соглашения, закрепляемая так называемой «стабилизационной оговоркой» на весь срок реализации проекта (до 30-50 лет).

Согласно Закону «О СРП» разрешается предоставлять на условиях раздела продукции не более 30 % разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых. Квота по участкам недр, содержащим запасы золота, выбрана всего на 13,4 %. По другим видам твердых полезных ископаемых распределение этой квоты фактически не начиналось. Кроме того, заключать соглашения о разделе продукции можно не по любым представляющим интерес для недропользователя участкам недр, а только по тем, которые включены в специальные перечни, утверждаемые федеральными законами, а в отдельных случаях, о которых будет сказано ниже, – в ином, несколько упрощенном порядке.

В соответствии с Законом «О СРП» основанием для включения в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, являются:

- объективно обусловленная убыточность продолжения разработки месторождений полезных ископаемых, являющихся градообразующими, если она может обеспечить существенный объем добычи, а ее прекращение – повлечь за собой негативные социальные последствия;

- отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений, за счет разработки которых обеспечивается поддержание необходимого для социального развития и экономической безопасности Российской Федерации уровня добычи полезных ископаемых в целом по стране, а также для строительства объектов производственной инфраструктуры (в том числе объектов транспортировки полезных ископаемых) в удаленных и слабоосвоенных районах;

- необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий разработки трудноизвлекаемых, значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях и являющихся остаточными для разрабатываемых месторождений, а также необходимость предотвращения потерь топливно-энергетического и минерального сырья в недрах;

- необходимость обеспечения регионов собственным топливно-энергетическим сырьем, создания рабочих мест, обеспечения благоприятных социально-экономических условий в дотационных регионах и районах, занятость населения в которых находится на низком уровне.

Как можно видеть, существует немало оснований для включения участков недр в перечень для их разработки на условиях СРП. Эти основания должны иметь документальное подтверждение и надлежащие расчеты, позволяющие Правительству РФ поддержать законодательную инициативу.

В отдельных случаях соответствующие перечни участков недр устанавливаются на основании решения Правительства РФ и решения органа государственной власти субъекта РФ без утверждения федеральными законами. Это возможно, если участки недр включают в себя следующие месторождения твердых полезных ископаемых:

- месторождения коренного золота с запасами до 50 т;

- месторождения россыпного золота с запасами до 1 т;

- месторождения иных полезных ископаемых, не относящихся к стратегическим* и не являющихся валютными ценностями.

По рудным месторождениям Государственной Думой приняты или будут в ближайшее время приняты несколько федеральных законов «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции», на основании которых Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ разрешается заключить с недропользователями СРП.

Федеральный закон «О СРП» не дает определения понятия «продукция». Однако в нем очерчен круг видов деятельности, к которым применимо СРП. В п.3 ст.1 Закона говорится, что СРП регулируются «отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения». Из этого следует важный вывод, что СРП может быть применимо к широкому кругу видов деятельности, но с обязательным условием – соглашение должно включать этап добычи минерального сырья. Это сырье может быть переработано в рамках производственных циклов, охватываемых соглашением, до получения ликвидного товарного продукта. Требование ликвидности продукта – одно из фундаментальных, так как государство должно быть уверено в гарантированном получении доходов от реализации своей доли продукции и в достаточно быстром возврате инвестиций, так чтобы максимально сократить период отсутствия бюджетных поступлений. Поскольку определение товарного продукта, подлежащего разделу, в законе отсутствует, оно может устанавливаться самим соглашением.

Таким продуктом, безусловно, является золото, тем более что в золотодобывающей отрасли в соответствии с Законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» первым товарным продуктом является, а значит, и подлежит разделу не золотоносная руда и даже не концентрат, а банковские слитки после аффинажа, причем аффинаж может быть сделан по субподрядным договорам на предприятиях, не принадлежащих недропользователю.

Сложнее обстоит дело в отношении других твердых полезных ископаемых. В частности, переработка руд черных или цветных металлов включает четыре стадии технологического передела:

I – извлечение и доставка руды на перерабатывающее производство;

II – обогащение руды;

III – выплавка чугуна или черновых цветных металлов;

IV – получение стали или рафинированных цветных металлов.

Принимая во внимание стадийность технологического процесса, конечный продукт раздела между государством и инвестором теоретически может быть произвольным (даже электрическая энергия в случае добычи каменного угля). Для предприятий цветной металлургии им могут быть как концентраты цветных и драгоценных металлов, цветные и драгоценные металлы разной степени очистки, так и химические соединения и соли цветных, редких и драгоценных металлов. То есть в принципе не исключается возможность раздела и второго, и третьего товарного продукта. Обосновать это «восхождение» по ступеням иерархии переработки сырья можно все тем же стремлением государства к гарантированной ликвидности предмета раздела. Тем не менее следует иметь в виду, что плата за пользование недрами взимается с добытого минерального сырья.

Закон «О СРП» не требует, чтобы все переделы, необходимые для получения товарного продукта, подлежащего разделу, осуществлялись только на одном предприятии, поэтому здесь возможны субподряды на переработку на давальческой основе. Бухгалтерский учет в организации, перешедшей на СРП, должен вестись обособленно от такого учета при выполнении иной деятельности, не связанной с соглашением.

Очевидно, что чем выше степень передела, тем выше капитальные (включающие стоимость перерабатывающего предприятия) и эксплуатационные затраты, себестоимость и соответственно конечная цена первого товарного продукта и его ликвидность. В связи с этим закономерна проблема оценки экономической эффективности (рентабельности) каждой стадии передела и соблюдения баланса интересов при разделе получаемого продукта между государством и инвестором.

Сегодня существует громадный избыток металлургических мощностей. Следовательно, скорее всего, в связке «ГОК – металлургический комбинат» основные инвестиции будут направляться в горное производство на новое строительство, а в металлургическое – преимущественно на модернизацию. Тем самым повысится эффективность металлургического передела за счет повышения общей загрузки дополнительным сырьем и замены оборудования более эффективным. Поэтому относительная доля компенсационной продукции в этой связке будет меньше, чем при разделе только продукции горного производства.

Минерально-сырьевая база (МСБ) цветной металлургии России, созданная в СССР, в настоящее время по своим качественным параметрам и промышленно-экономической значимости не отвечает требованиям мирового рынка. Это влечет за собой консервацию многих рудников и выборочную отработку наиболее богатых руд. Перевод ряда месторождений в режим разработки на условиях СРП повысит эффективность использования недр и позволит вернуть часть ранее понесенных государством затрат на геолого-разведочные работы, которые в противном случае оставались бы замороженными на многие десятилетия.

Перечень месторождений твердых полезных ископаемых, которые в случае использования СРП могут представлять интерес для инвесторов.

Промышленное освоение таких месторождений позволило бы существенно укрепить МСБ цветной металлургии путем создания крупных долговременно действующих предприятий.

Следует отметить, что в силу географического положения большинства металлургических предприятий России отсутствуют объективные условия для импорта сырья, так же как и у горно-рудных – условия для его экспорта в значительных количествах.

Объективная необходимость взаимодействия горно-рудных и металлургических предприятий определяет следующие направления их деятельности:

установление долгосрочных взаимоотношений на договорной основе с обусловленными ценами, формой поставок, качеством сырья и условиями транспортировки;

участие металлургических предприятий в уставном капитале горно-рудных;

финансирование металлургическими предприятиями геолого-разведочных работ.

Право собственности на имущество, созданное инвестором при выполнении работ по соглашению.

Федеральный закон «О СРП» устанавливает, что имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором для выполнения работ по соглашению, может перейти в собственность государства со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена «компенсационной» долей продукции. Порядок такого перехода законодательством не установлен. Ясно, что под действие этой нормы попадает только такое имущество, затраты на которое возмещались компенсационной продукцией. Существенно также и то, что в течение всего срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право безвозмездного пользования таким имуществом.

Эта норма не вызывала беспокойства у инвестора, пока речь шла только о СРП на разработку месторождений без глубокого передела минерального сырья. Инвестор разумно полагал, что в пределах срока соглашения месторождение будет исчерпано, а горное оборудование будет проще передать в собственность государству, чем решать проблемы его утилизации и перебазирования на новый объект, что чаще всего и невозможно. Иная ситуация может сложиться, если в работах по СРП будет задействован предельный металлургический комплекс, срок функционирования которого может быть гораздо большим, чем для горно-обогатительного предприятия, и большим срока действия соглашения. В связи с этим требуются разработка и внесение изменений в Федеральный закон «О СРП», устанавливающих права горно-металлургического предприятия на производственный комплекс после окончания действия СРП. Это относится и к объектам транспортной инфраструктуры, созданной в соответствии с СРП.

Одно из важнейших направлений развития горно-металлургического комплекса - реформирование горизонтальных и вертикальных связей предприятий, в частности, путем создания вертикально-интегрированных структур. В соответствии с мировой практикой наилучшей формой взаимодействия предприятий определенной отраслевой специализации является создание единой компании, охватывающей предприятия, связанные по технологической цепочке – от добычи руд до выпуска готовой продукции.

Используемая в настоящее время схема приобретения сырья металлургическими предприятиями (без закрепления на юридической основе прав владения горно-рудными предприятиями) ненадежна, особенно в российских условиях. СРП, основанные на стратегическом сотрудничестве горно-рудных и металлургических предприятий, будут способствовать более надежному обеспечению последних сырьем на длительную перспективу. Партнерство при необходимости может закрепляться владением (возможно, перекрестным) пакетами акций.

Таким образом можно сделать вывод о том, что д ействующее законодательство о СРП не препятствует переходу на режим СРП горно-металлургических предприятий с производственным циклом от добычи минерального сырья до получения ликвидного товарного продукта неопределенной (любой) степени передела.



Список литературы

 

1. Федеральный закон от 02.01.2000 N 1-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ванкорском газонефтяном месторождении)» (принят ГД ФС РФ 01.12.1999).

2. Распоряжение Правительства РФ от 05.12.2001 N 1632-р «Об изменении состава комиссии Правительства РФ по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

3. Распоряжение Правительства РФ от 11.10.2001 N 1343-р «Об изменении состава комиссии, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.05.2001 N 621-Р».

4. Приказ МНС РФ от 10.09.2001 N ВГ-3-01/340 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты НДС при выполнении соглашений о разделе продукции».

5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Часть Вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие Акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных Актов законодательства Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).

6. Федеральный закон от 04.08.2001 N 106-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Нежданинском золоторудном месторождении) (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).

7. Федеральный закон от 18.06.2001 N 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (принят ГД ФС РФ 23.05.2001).

8. Распоряжение Правительства РФ от 03.05.2001 N 621-р (ред. от 11.10.2001) «Об утверждении состава комиссии Правительства РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

9. Приказ МНС РФ от 12.04.2001 N БГ-3-03/120 «О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по применению Главы 22 «Акцизы» Налогового Кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье)».

10. Приказ МНС РФ от 14.02.2001 N БГ-3-01/36 «Об утверждении положения о порядке и сроках представления документов, подтверждающих обоснованность освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, работ и услуг, предназначенных для выполнения работ по соглашению о разделе продукции» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.04.2001 N 2669).

11. Федеральный закон от 12.02.2001 N 13-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ковыктинском газоконденсатном месторождении)» (принят ГД ФС РФ 06.12.2000).

12. Постановление Правительства РФ от 02.02.2001 N 86 «О мерах по совершенствованию деятельности Федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией» (вместе с «Положением о разграничении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией»).

13. Указ Президента РФ от 01.02.2001 N 114 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 694 «О мерах по реализации Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

14. Постановление Правительства РФ от 05.01.2001 N 14 «О форме гарантийного письма инвестора или оператора по соглашению о разделе продукции, подтверждающего, что товары, работы и услуги предназначены в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по указанному соглашению».

15. Федеральный закон от 08.10.2000 N 131-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тянском нефтяном месторождении)» (принят ГД ФС РФ 22.09.2000).

16. Федеральный закон от 08.10.2000 N 130-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Комсомольском нефтегазоконденсатном месторождении)» (принят ГД ФС РФ 22.09.2000).

17. Федеральный закон от 08.10.2000 N 129-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Харампурском нефтегазоконденсатном месторождении)» (принят ГД ФС РФ 22.09.2000).

18. Федеральный закон от 27.05.2000 N 79-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тасеевском месторождении золота)» (принят ГД ФС РФ 26.04.2000).

19. Федеральный закон от 27.05.2000 N 73-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Штокмановском газоконденсатном месторождении)» (принят ГД ФС РФ 21.04.2000).

20. Федеральный закон от 04.05.2000 N 60-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Североастраханском перспективном участке)» (принят ГД ФС РФ 14.04.2000).

21. Постановление Правительства РФ от 10.02.2000 N 120 «Об изменении состава комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

22. Федеральный закон от 10.01.2002 N 6-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Майском месторождении золота)» (принят ГД ФС РФ 13.12.2001).

23. Постановление Правительства РФ от 21.12.1999 N 1409 «Об изменении состава комиссии правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

24. Федеральный закон от 20.11.1999 N 199-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Приобском (Северном лицензионном участке) нефтяном месторождении)» (принят ГД ФС РФ 20.10.1999).

25. Федеральный закон от 20.11.1999 N 198-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участке недр «Северные территории»)» (принят ГД ФС РФ 20.10.1999).

26. Постановление Правительства РФ от 16.09.1999 N 1043 «Об изменении состава комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

27. Приказ Минфина РФ от 11.08.1999 N 53н «Об утверждении указаний по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции».

28. Постановление Правительства РФ от 08.07.1999 N 741 «Об утверждении положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции».

29. Постановление Правительства РФ от 03.07.1999 N 740 «Об утверждении положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции».

30. Федеральный закон от 31.05.1999 N 106-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)» (принят ГД ФС РФ 21.04.1999).

31. Приказ МПР РФ от 28.05.1999 N 111 «О создании «Центра по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции и нормативно-правовому обеспечению недропользования».

32. Федеральный закон от 01.05.1999 N 87-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Киринском перспективном блоке проекта «Сахалин-3»)» (принят ГД ФС РФ 14.04.1999).

33. Постановление Правительства РФ от 09.04.1999 N 402 «О дополнении состава комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

34. Постановление Правительства РФ от 16.02.1999 N 182 «Об изменении состава комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

35. Федеральный закон от 10.02.1999 N 32-ФЗ (ред. от 05.08.2000) «О внесении в Законодательные Акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» (принят ГД ФС РФ 23.12.1998).

36. Федеральный закон от 07.01.1999 N 19-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (принят ГД ФС РФ 09.12.1998).

37. Постановление Правительства РФ от 24.10.1998 N 1245 (ред. от 10.02.2000) «О составе комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

38. Постановление Правительства РФ от 22.05.1998 N 483 «Об изменении состава комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

39. Распоряжение ГТК РФ от 18.03.1998 N 01-14/297 «О ввозе товаров в рамках соглашения о разделе продукции по Харьягинскому месторождению»

40. Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 N 229 «О внесении дополнения в состав комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

41. Постановление Правительства РФ от 19.11.1997 N 1453 «Об изменении состава комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции».

42. Постановление Правительства РФ от 02.09.1997 N 1132 (ред. от 02.02.2001) «О мерах по обеспечению прав и интересов Российской Федерации при заключении и реализации соглашений о разделе продукции» (вместе с «Положением о комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности Федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции»).

43. Федеральный закон от 21.07.1997 N 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» (принят ГД ФС РФ 24.06.1997).

44. Указ Президента РФ от 28.08.1996 N 1275 «О признании утратившим силу указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами».

45. Письмо ВАС РФ от 20.02.1996 N С5-7/ОЗ-95 «О Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции».

46. Абрамов И.М., Михайлова-Станюта, Булко О.С., Васина Е.В., Урбан А.П. Финансово-промышленные группы в Беларуси (перспективы и методы формирования). – М., 2007.

47. Аверкин А., Конопляник А.А, Субботин М. Инвестор свои деньги не отдаст // Нефть и капитал. – 2006. – № 12. – С. 10 –14.

48. Актуальные проблемы земельного и экологического права (материалы научно-практической конференции) // Государство и право. – 2008. – № 12. – С. 142, 143.

49. Аманапиев Н.А. Энергетическая политика Кыргызстана в новых условиях // Экономика топливно-энергетического комплекса России. – 2006. – № 4. - С. 21-23.

50. Анохин B.C. Предпринимательское право: Учебник для вузов – М., Владос, 2008.

51. Барсов А.Р. К 10-летию законотворческой деятельности природоохранного ведомства России // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2007. - № 9. - С. 28-40.

52. Белых B.C. Финансово-промышленные группы – особый субъект предпринимательской деятельности /Правовые проблемы нефтегазового комплекса: Сб. науч. тр. / Под ред. М.И. Клеандрова, О.И. Клоца. – Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2007. – Вып. 1.

53. Богданчиков С.М., Перчик А.И. Соглашение о разделе продукции. Теория, практика, перспективы. Право. Экономика. – М.: Нефть и газ, 2008.

54. Бухтоярова Т.Я., Нестеров В.А., Дащьян В.И. Роялти: теоретические подходы и опыт практического применения в мировой нефтегазовой промышленности // Экономика и управление нефтегазовой промышленности. – 2006. – № 3 –4. – С. 26 –28.

55. Вартанян Г.С., Кочетков М.В. Организационное и методическое обеспечение развития государственного мониторинга геологической среды // Минеральные ресурсы России. – 2007. – № 2. – С. 28.

56. Вахнин И. Планирование структуры договорных связей и формирование условий договора поставки. Хозяйство и право. - 2008. - Прил. № 12. - С. 37-47.

57. Вознесенская Н.К. Соглашения о разделе продукции в сфере нефтедобычи. – М.: Нефтеотдача, 2009.

58. Волошин В.И. ТЭК России – актуальные аспекты развития в процессе перехода к рыночной экономике Ц Налоги, инвестиции, капитал. - 2008. – № 1(14). - С. 5.

59. Гаврилина Е.А., Лахно П.Г. Договорные отношения в сфере обращения добытой нефти. Правовые проблемы нефтегазового комплекса: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. М.И. Клеандрова, О.И. Клоца. – Тюмень: Вектор Бук, 2007. - Вып. 2.

60. Гарипов В.З. Состояние разработки нефтяных месторождений и прогноз нефтедобычи на период до 2015 года. Нефтяное хозяйство. – 2008. – № 1.

61. Гертруда Люббе-Вольф. Основные характеристики права окружающей среды Германии // Государство и право. – 2008. – № 11. – С. 92.

62. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. Э.В. Гирусова. – М.: ЮНИТИ, 2006.

63. Глебов И.А. В центре внимания – проблемы энергетики. Вестн. РАН. – 2007. -Т. 69, №8. -С. 677.

64. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс, 2007.

65. Грайфер В.И., Даниленко М.А. Малый и средний бизнес в нефтяной промышленности России. – М.: Джет Пресс К, 2007.

66. Даниленко М.А. Малые предприятия и горный бизнес // Минеральные ресурсы России. - 2007. – № 2. – С. 32.

67. Дроздов Н.А. Договоры на передачу в пользование природных ресурсов: Учеб.-практ. пособие. – М.: Проспект, 2008.

68. Жариков Ю. Новое в российском законодательстве о недрах // Законодательство и экономика. – 2007. – № 7. – С. 53.

69. Клеандров М.И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. – Новосибирск: Наука, 2008.

70. Комментарий к закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» / Рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Боголюбов. – М.: Норма-Инфра-М, 2008.

71. Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - С. 48-54; и др.

72. Кононкова Н.П. Регулирование естественных монополий в переходной экономике России Л Проблема монополии в переходной экономике: Проб.-темат. сб. / Отв. ред. и сост. И.Г. Минервин. – М., 2006.

73. Конопляник А.А. Законы о концессиях и разделе продукции есть. Энергия. Экономика. Техника. Экология. – 2006. – № 5. – С. 2-8.

74. Конопляник А.А. Неизбежен ли кризис в российской нефтедобыче. Минеральные ресурсы России. – 2007. – № 1. – С. 30.

75. Конопляник А.А., Селимое М.К. Российская нефтяная промышленность, налоговое законодательство и иностранные инвестиции // Нефтяное хозяйство. - 2007. - № 12.

76. Конопляник А.К. Концепция легализации соглашений о разделе продукции в России: ключевые аспекты // Минеральные ресурсы России. – 2008. – № 6. – С. 29 –37.

77. Крассов О.И. Горное право США // Государство и право. – 2007. – № 12. – С. 109.

78. Крассов О.И., Рюмина Р.Б. Право государственной собственности на природные ресурсы // Государство и право. – 2006. – № 9. – С. 41.

79. Краюшкина Е.Г. Законодательство о компетенции субъектов РФ в области недропользования и охраны окружающей среды // Законодательство и экономика. – 2008. – № 23/24. С. 66-72.

80. Куприна Е.Б. Теоретические и методические аспекты анализа сущности рентных отношений в нефтяной промышленности // Экономика и управление нефтегазовой промышленности. – 2007. – № 11 –12. – С. 16 –18.

81. Курский А.Н. О концепции Горного кодекса Российской Федерации // Минеральные ресурсы России. – 2008. – № 5. – С. 37 –40.

82. Курский А.Н. О концепции Горного кодекса Российской Федерации // Минеральные ресурсы. – 2007. – № 5. – С. 40.

83. Лахно П. К выходу в свет книги М.И. Клеандрова «Нефтегазовое законодательство в системе российского права» // Нефть, газ и право. – 2009. – № 3 (33). – С. 38 –42.

84. Лукьянчиков Н.Н. Экономический механизм управления природными ресурсами // Экономика природопользования. – 2004. – № 2. – С. 18 – 19.

85. Мастепанов A.M. Новый этап развития Энергетической стратегии России. Нефтяное хозяйство. – 2008. – № 2. – С. 5 – 9.

86. Мастепанов A.M. Реальность и перспективы развития топливно-энергетического комплекса России Ц Экономика топливно-энергетического комплекса России. – 2007. – № 2. – С. 9 – 12.

87. Мауленов К. Освоение природных ресурсов Казахстана: правовые аспекты // Хозяйство и право. – 2007. – № 7. – С. 92.

88. Мелконян Р.Г. Экологические проблемы нефтегазового комплекса. Нефть, газ и бизнес. - 2008. - № 1-2. - С. 61, 62.

89. Мельников В. Перспективы развития транснациональных финансово-промышленных групп // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». М., Посткриптум, 2008.

90. Основы рационального недропользования: Учеб. пособие // В.И. Карасев, А.Н.Кирсанов, Г.П. Мясникова и др. – Тюмень: ТГНГУ, 2008. – С. 96.

91. Осокин Н.Н. К вопросу о разграничении природных ресурсов на федеральные и ресурсы субъектов Российской Федерации // Вестн. МГУ. Сер., Право. - 2007. - № 6. - С. 36-39.

92. Пахомова Н.В., Шалабин Г.В., Кротов М.И. Экономика природопользования: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Пахомовой, Г.В. Шалабина. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. – С. 66.

93. Перчик A.M. Основы горного права. – М.: Недра, 2007.

94. Петренко С. Куда «Транснефть» качала деньги госбюджета. Российская газета. – 1999. – 6 нояб.

95. Пленкина В.В., Карнаухов М.Н. Совершенствование экономического регулирования экспорта углеводородов // Технолого-инструментарные новации в управлении топливно-энергетическим комплексом: макро-, мезо- и микроуровень: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2007.

96. Селивончик А.В. Правовая организация поставок нефтепродуктов в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – М., 2008.

97. Сизоненко А.С. Анализ современного состояния экономики: основные болевые точки. Сер. Экономика, организация и управление производством в газовой промышленности. – М.: ИРЦ Газпром, 2007. – 47 с.



Приложение 1

 

Таблица 1 - Перечень объектов недропользования на условиях СРП в России

  Основание для включения в перечень Название проекта (месторождения или участка недр) Недропользватель
ОАО «НК Роснефть» ФЗ от 21.07.97 №112-ФЗ Сахалин-Суша ОАО «Роснефть-Сахалинмор-нефтегаз
  ФЗ от 08.10.00 №130-ФЗ Комсомольское нефтегазоконденсатное месторождение ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз»
ОАО «НК Роснефть», ОАО «Газпром» ФЗ от 21.07.97 №112-ФЗ Приразломное нефтяное месторождение ЗАО «Севморнефтегаз»
  ФЗ от 08.10.00 №129-ФЗ Харампурское нефтегазоконденсатное месторождение ЗАО «Севморнефтегаз»
  ФЗ от 27.05.00 № 73-ФЗ Штокмановское газоконденсатное месторождение ЗАО «Севморнефтегаз»
ОАО «НК ЮКОС» ФЗ от 31.05.99 №106-ФЗ Уватский проект (Зимнее, Пихтовое, Северо-Демьянское, Уренское, Усть-Тегусское, Таньягское, Кеумское, Комариное, Лумкойское, Нелымское) ООО «ТНК-Уват», ОАО «НК ЮКОС», ЗАО «Радонежпетролеум»
  ФЗ от 31.05.99 №106-ФЗ Лугинецкое нефтегазоконденсатное месторождение ОАО «Томскнефть»
  ФЗ от 31.05.99 №106-ФЗ Юрубченский блок Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения ОАО «ВостСибнефтегаз»
  ФЗ от 20.11.99 №199-ФЗ Северный лицензионный участок Приобского нефтяного месторождения ОАО «Юганскнефтегаз»
  Распоряжение Правительства № 1661-р от 17.12.01 Западно-Малобапыкское месторождение ОАО «НК ЮКОС»
ОАО «НК ЛУКОЙЛ» ФЗ от 31.05.99 №106-ФЗ Усинское нефтяное месторождение ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»
  ФЗ от 31.05.99 №106-ФЗ Участки недр блока 15 (Южно-Лыжское и Северо-Кожвинское нефтяные месторождения) ООО «Парма-Ойл»
  ФЗ от 20.11.99 №198-ФЗ Участок недр «Северные территории» ОАО «Архангел ьскгеологодобыча»
  ФЗ от 25.07.02 №118-ФЗ Яламо-Самурский и Центральный перспективные участки ОАО «НК ЛУКОЙЛ»
ОАО «ТНК» ФЗ от 21.07.97 №112-ФЗ Красноленинское нефтяное месторождение ОАО «ТНК-Нягань», ГУП «Красноленинскнефтегазгео-логия», ОАО «АНК Югранефть», ОАО «Хантымансийскнефте-газгеология», ОАО «ИНГА»
  Распоряжение Правительства № 1478-р от 06.11.01 Кальчинское, Южно-Пихтовое и Иртышский участок недр ООО «ТНК-Уват»
С участием иностранного капитала и иностранных инвесторов ФЗ от 02.01.00 №1-ФЗ Ванкорское газоконденсатное месторождение ООО «Енисейнефть»
  ФЗ от 04.05.00 №60-ФЗ Северо-Астраханский перспективный участок ЗАО «АстраН»
  Ф3от01.05.99№87-Ф3 Киринский блок проекта «Сахалин-3» лицензии на право пользования недрами не выдавалось
  ФЗ от 12.02.01 №13-Ф3 Ковыктинское газоконденсатное месторождение ОАО «Русиа Петролеум»
  ФЗ от 31.05.99 №106-ФЗ Салымская группа нефтяных месторождений Сапым Петролеум Девелопмент Н.в
Другие компании ФЗ от 21.07.97 №112-ФЗ Ромашкинское нефтяное месторождение ОАО «Татнефть»
  ФЗ от 31.05.99 №106-ФЗ Федоровское нефтегазоконденсатное месторождение ОАО «Сургутнефтегаз»
  ФЗ от 31.05.99 №106-ФЗ Удмуртский конкурсный участок ОАО «Белкамнефть»
  ФЗ от 08.10.00 №131-ФЗ Тянское нефтяное месторождение ОАО «Сургутнефтегаз»
Проекты по твердым полезным ископаемым ФЗ от 21.07.97 №112-ФЗ Куранахская группа месторождений золота ЗАО «Куранахская золотодобывающая компания»
  ФЗ от 21.97. №112-ФЗ Яковлевское месторождение железных руд ОАО «Яковлевский рудник»
  ФЗ от 27.05.00 №79-ФЗ Тасеевское месторождение золота ЗАО «БалголдЛимитед»
  ФЗ от 04.08.01 №106-ФЗ Нежданинское золоторудное месторождение ОАО «Южно-Верхоянская горнодобывающая компания»
  ФЗ ОТ 10.01.02 №6-ФЗ Майское месторождение золота ЗАО «Майское»


Приложение 2

Таблица 2 - Состояние запасов нефти и газа по месторождениям в перечне СРП

  Месторождение

Недропользователь

Остаточные извлекаемые запасы нефти и конденсата, млн.т

Накопл. добыча, млн. т

Годовая добыча 2002 г. млн. т

Запасы газа, млрд mj

Ресурсы нефти и конденсата, млн т

Ресурсы газа, млрд. м3

Отбор от НИЗ

   

 

АВС1

С2

АВС1+С2

 

 

С1+С2

 

 

 

1 Сахалин-1 (действующее)

Эксон Нефтегаз Лимитед Содеко ЗАО «Сахалин-морнефтегаз-Шельф» ЗАО «Роснефть-Астра» ОГНК Видеш Лимитед

73

115

188

0

0

293

 

 

0

2 Сахалин-2 (действующее)

Сахалинская энергия (Мицубиси, Мицуи, Шелл)

140

41

181

6

2

633

 

 

0,03

3 Харьягинское (действующее)

ТотальФинаЭльф Норе Гидро ОАО «Ненецкая НК» ОАО «НК Лукойл»

57

 

57

2,5

1

 

 

 

0,04

4 Самотлорское

ТНК ОАО «Самотлор-нефтегаз» ОАО «Нижневартовск»

1162

62

1224

2370

20

156

 

 

0,66

5 Красноленинское

ОАО «ТНК-Нягань» ОАО «Сибнефть-Югра» ХМНГГ КНГГ

950

380

1330

113

3

14,3

 

 

0,08

6 Ромашкинское

ОАО НК «Татнефть»

321

35

356

2114

14

 

 

 

0,86

7 Приразломное

РАО «Газпром» ЗАО «Росшельф» ОАО «НК «Роснефть» Винтерсхал АГ

48

35

83

 

0

 

 

 

0

8 Лугинецкое

ОАО «ЮКОС» Томскнефть

21

 

21

13

1

69

 

 

0,38

9 Усинское

ОАО «КомиТэк» ЗАО «НобельОйл»

82

1

83

146

2

 

 

 

0,64

10 Федоровское

ОАО «Сургутнефтегаз»

234

50

284

483

9

 

 

 

0,63

11 Юрубченский блок ЮТМ

ЮКОС ОАО «ВСН К»

64

213

278

0

0,04

314

 

 

0

12 Приобское (Северн. ЛУ)

ОАО «ЮКОС» Юганскнефтегаз

610

77

687

29

12

 

 

 

0,04

13 Ванкорское

ООО «Енисейнефть»

20

105

125

 

0

77

 

 

0

14 Харампурское

ОАО «НК «Роснефть»

106

38

144

20

2

68

 

 

0,12

15 Комсомольское

ОАО «НК «Роснефть»

117

65

182

7

0,8

387

 

 

0,04

16 Приобское (южн. ЛУ)

ОАО «НК «Сибнефть-Югра»

181

37

217

0

0,002

 

 

 

0

17 Тянское(Группа месторождений)

ОАО «Сургутнефтегаз»

184

33

217

18

5

 

 

 

0,8

     

АВС1

С2

АВС1+С2

 

 

С1+С2

 

 

 

18 Салымская группа Шелл

120

67

187

 

 

 

 

 

0

19 Ковыктинское ОАО «РусиаПетролеум»

60

29

89

 

 

1902

 

 

0

20 Удмуртский участок Сэмсон Интернешнл

52

10

62

 

 

 

 

 

0

21 Уватский проект ТНК «Уватнефть» (часть блоков ОАО «НК ЮКОС»)

34

77

111

 

 

 

5

 

0,

22 Сахалин-3 ЭксонМобил Тексако ОАО «НК Роснефть» ОАО «НК Роснефть-Сахалинморнефтегаз»

 

 

0

 

 

 

506

720

 

23 Сахалин-Суша ОАО «НК Роснефть-Сахалинморнефтегаз»

18

7

25

50

 

4

 

100

0,67

24 Блок 15 (Коми) ЗАО «Нобель Ойл» ООО «Парма-Ойл»

10

2

12

 

 

 

 

 

0

25 Северные территории ОАО «Архангельскгеол-добыча» (ОАО «НК Лукойл», Коноко)

100

93

193

 

 

51

31

 

0

26 Северо-Астра-ханский участок АОЗТ «Астрахань-нефтепром»

 

 

0

 

 

 

 

 

 

27 Штокмановское РАО «Газпром» ЗАО «Росшельф» Коноко, Несте НорскГидро ТотальФинаЭльф

21,5

5,5

27

 

 

3205

 

 

0

28 Ямало-Самурский и Центральный участки Каспийского моря ОАО «НК Лукойл»

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

  ВСЕГО  

4786

1576

6362

5372

72

7174

542

820

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе по вновь вводимым

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

По ранее не разрабатываемым

 

 

 

 

69

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                 


Приложение 3

 

Таблица 3 - Соотношение металлургических и горно-добывающих производственных мощностей в отрасли цветных металлов России

 

Металлы Руды Металлургический передел/добыча руды (в пересчете на металл)
Алюминий Бокситы, нефелины 1/0,41
Медь Медные, медно-цинковые, медно-никелевые 1/0,69
Свинец Свинцово-цинковые, полиметаллические 1/0,41
Цинк Свинцово-цинковые, полиметаллические, медно-цинковые 1/0,60
Олово Оловянные 1/0,58
Титан губчатый Титансодержащие 1/0

Приложение 4

 

Таблица 4 - Месторождения твердых полезных ископаемых, включенные в перечень для разработки на условиях СРП

 

Месторождение Субъект Федерации Федеральный закон о включении в перечень
Яковлевское железорудное Белгородская область № 112-ФЗ от 21.07.97 г.
Куранахская группа месторождений золота Республика Саха (Якутия) № 112-ФЗ от 21.07.97 г.
Тасеевское золоторудное Читинская область № 79-ФЗ от 27.05.2000 г.
Майское золоторудное Чукотский автономный округ Принят Государственной Думой 04.10.2000 г., отклонен Президентом РФ 04.11.2000 г., будет доработан в рамках согласительных процедур
Нежданинское золоторудное Республика Саха (Якутия) Проект принят Государственной Думой в первом чтении 24.05.2000 г.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: