На современном этапе развития общества система социальной поддержки ветеранов всех категорий, пожилых граждан и инвалидов выступает как механизм, призванный защитить людей от неблагоприятных воздействий со стороны социальной среды и смягчить их последствия. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 70 лет и старше:
Таблица 7. – Численность лиц в возрасте от 70 лет и старше
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | прирост за 4 года, % | |
Количество граждан старше 70 лет, тыс. чел. | 38,3 | 39,8 | 40,9 | 42,9 | 12 |
В городе Хабаровске, как и в целом в Российской Федерации, относительно высока численность граждан пожилого возраста, количество которых превышает 141 тыс. человек, в том числе 26% из числа пожилых хабаровчан являются инвалидами. Общая численность граждан, имеющих статус ветерана войны и труда, превышает 67 тыс. человек.
В перспективе прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых граждан в составе населения до 26 процентов.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых граждан от экономически и социально активного населения.
|
|
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Ответственность семьи за предоставление уход удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сферах охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Принятие Программы «Социальная поддержка старшего поколения «ЗАБОТА» на 2009-2011 годы» позволит улучшить положение граждан пожилого возраста путем комплексного подхода к решению связанных с этим задач.
Программой предусматривается решение следующих задач:
- развитие сети жилых домов социального обслуживания населения для ветеранов Великой Отечественной войны и труда;
- расширение сети учреждений, предоставляющих социальные услуги (дом ветеранов);
- обеспечение повышения социальной защищенности, улучшения социального положения граждан старшего поколения;
- повышение качества оказания квалифицированной медицинской помощи;
- усиление координации деятельности администрации города Хабаровска, общественных объединений в решении актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;
|
|
- реализация комплекса мер, направленных на участие граждан пожилого возраста в жизни общества, создание позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества.
Реализацию Программы осуществляют структурные подразделения администрации города, муниципальные учреждения и предприятия.
Реализация Программы будет осуществляться на основе:
- нормативно-правовых актов, направленных на управление развитием системы социальной поддержки населения;
- проведения мониторинга программных мероприятий, развития системы социальной поддержки населения.
Порядок реализации Программы устанавливается мэром города.
Программа действует в течение 2009-2011 гг.
Контроль за реализацией Программы осуществляется руководителем Программы. Отчеты о ходе реализации Программы представляются в Хабаровскую городскую Думу ежегодно не позднее 01 марта (до 01.03.2012). Ход и результаты выполнения Программы освещаются в средствах массовой информации.
Реализация Программы будет способствовать формированию "дружественной" социальной среды вокруг граждан пожилого возраста, созданию условий для улучшения здоровья, жилья, повышению качества жизни.
Выполнение запланированных мероприятий на 2009 -2011 годы позволит:
- улучшить жилищные условия ветеранов войны и труда (30 чел.);
- открыть муниципальное учреждение "Дом ветеранов Краснофлотского района" для оказания гражданам пожилого возраста социальных услуг;
- поддержать людей старшего поколения в решении проблем выживания, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- объединить граждан в добровольной деятельности по решению социальных проблем пожилых людей;
- повысить уровень социальной адаптации пожилых людей и упрочнение социальных связей;
- благоустроить дороги и улицы, на которых проживают граждане пожилого возраста;
- повысить культуру обслуживания граждан пожилого возраста.
Таблица 8. – Перечень мероприятий по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки инвалидам,гражданам пожилого возраста и лицам, оказавшимся в экстремальной ситуации, на 2009-2011 годы
Наименование мероприятия | Объем финансирования (тыс.руб.) | ||
2009 год | 2010 год | 2011 год | |
1. Осуществление мониторинга действующей системы социальной поддержки инвалидов и людей пожилого возраста в целях совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей эту систему. | Без затрат | Без затрат | Без затрат |
2. Обновление банка данных одиноких и одиноко проживающих граждан, нуждающихся в адресной социальной поддержке. | Без затрат | Без затрат | Без затрат |
3. Проведение обследования условий жизни одиноких и одиноко проживающих граждан, находящихся на обслуживании в центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с целью оказания социальной поддержки. | Без затрат | Без затрат | Без затрат |
4. Оказание единовременной материальной помощи гражданам на дорогостоящее лечение, операции, обеспечение жизненно важных социальных потребностей, семьям погибших военнослужащих в Чечне, пострадавшим при пожаре. 5. Оказание материальной помощи семьям с детьми – инвалидами для приобретения технических средств реабилитации, ортопедических изделий, средств ухода за больными. | 2000,0 200,0 | 630,0 40,0 | 840,0 50,0 |
6. Выплата единовременной адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, их чествование в честь годовщины Победы. | _ | _ | _ |
7. Проведение ежегодных мероприятий, посвященных: -Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. -Дню памяти и скорби; -Всемирному Дню глухонемых; - Дню пожилых людей; -Дню памяти жертв политических репрессий; -Международному Дню слепых; -Дню Матери; -Международному Дню инвалидов; - Памяти погибших военнослужащих во время боевых действий в Чечне; | 80,0 | 50,0 | 60,0 |
8. Открытие магазинов «Забота» для малоимущих граждан | 700,0 | - | - |
|
|
Таблица 9 – Результативность мероприятий Программы оценивается с учетом индикаторов
Индикаторы | Показатели |
1) удельный вес ветеранов войны и труда, получивших жилье в доме системы социального обслуживания населения, к общей численности данной категории граждан, ожидающих улучшения жилищных условий путем предоставления жилья в домах системы социального обслуживания населения | 5,2 |
2) количество граждан пожилого возраста, охваченных социокультурными мероприятиями, проводимыми муниципальным учреждением "Дом ветеранов Краснофлотского района" | 459 |
3) удельный вес граждан старшего поколения, получивших анимационные услуги, в общей численности граждан старшего поколения | 5,2 |
4) удельный вес граждан пожилого возраста, получивших социальную помощь, в общей численности граждан пожилого возраста | 6,1 |
5) удельный вес ветеранов Великой Отечественной войны и труда, прошедших внеочередную диспансеризацию, в общей численности ветеранов Великой Отечественной войны и труда | 1,7 |
6) удельный вес добровольных пожертвований на оказание социальной помощи гражданам пожилого возраста в общем объеме затрат на реализацию мероприятий Программы | 3,8 |
7)удельный вес граждан пожилого возраста, принявших участие в спортивных мероприятиях, в общей численности граждан, принимающих участие в спортивных мероприятиях; | 2,5 |
8) удельный вес предприятий бытового обслуживания, предоставляющих скидки на услуги, в общем количестве предприятий бытового обслуживания | 1,3 |
9) количество подготовленных информационных материалов о положении граждан старшего поколения, проведенных семинаров, информационных встреч | 489 |
10) процент исполнения бюджета города, запланированного на организацию водоснабжения, благоустройства | 82 |
|
|
Рисунок 6. – Социальный эффект от реализации Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета города составляет 280487,43 тысяч рублей.
Финансирование расходов, связанных с реализацией Программы, осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией расходов местного бюджета.
Таблица 10. – Структура мероприятий долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка старшего
поколения «Забота» на 2009-2011 годы»
№ п/п | Наименование мероприятий | Год | ВСЕГО | ||
2009 | 2010 | 2011 | |||
1. | Развитие сети учреждений (2 позиции) | 59000,0 | 45100,0 | - | 104100,0 |
Доля мероприятий в общем объеме финансирования, % | 49,5% | 40,3% | - | 37,1% | |
2. | Оказание социальной помощи (9 позиций) | 28372,8 | 35093,4 | 35808,0 | 99274,2 |
Доля мероприятий в общем объеме финансирования, % | 23,8% | 31,4% | 72,5% | 35,4% | |
3. | Обеспечение укрепления здоровья | 50,0 | 52,0 | 54,0 | 156,0 |
Доля мероприятий в общем объеме финансирования, % | 0,04% | 0,05% | 0,1% | 0,06% | |
4. | Реабилитационные, социокультурные мероприятия для ветеранов | 3495,0 | 3489,0 | 3581,0 | 10565,0 |
Доля мероприятий в общем объеме финансирования, % | 2,9% | 3,1% | 7,2% | 3,8% | |
5. | Организация водоснабжения, благоустройства | 28159,4 | 27989,8 | 10000,0 | 66149,2 |
Доля мероприятий в общем объеме финансирования, % | 23,6% | 25% | 20,2% | 23,6% | |
6. | Повышение информированности | 80,0 | 81,0 | 82,0 | 243,0 |
Доля мероприятий в общем объеме финансирования, % | 0,07% | 0,07% | 0,2% | 0,09% | |
ВСЕГО | 119157,2 | 111805,23 | 49525,0 | 280487,43 |
Заключение
Социальная работа проводится в зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник несет профессиональную ответственность и перед клиентами, и перед обществом в целом.
В сложившихся экономических условиях предпринимаются разнообразные меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения.
Сегодня в России в общей сложности более ста миллионов человек имеют различные социальные льготы. ФЗ №122 от 22 августа 2004 г. по сути, сохранив уровень социальной поддержки населения, коренным образом изменил порядок предоставления социальной поддержки и сделал систему наиболее справедливой.
Ошибки и сбои, выявившиеся на первом этапе реформирования системы льгот, исправляются. Все что делается в социальной сфере, затрагивает интересы десятков миллионов людей. И важно, чтобы власть внимательнее прислушивалась к голосам пенсионеров. Основная задача заключается в доработке и усовершенствовании механизма реализации 122 – го закона так, чтобы большинство граждан почувствовали, что жизнь изменилась к лучшему.
Сегодня в России в общей сложности более ста миллионов человек имеют различные социальные льготы. ФЗ №122 от 22 августа 2004 г. по сути, сохранив уровень социальной поддержки населения, коренным образом изменил порядок предоставления социальной поддержки и сделал систему наиболее справедливой.
Важная особенность новой модели льготирования – расширение круга источников финансирования предоставляемых льгот. Если раньше льготы финансировались в основном из средств региональных бюджетов, то с 2007 года важным источником ресурсов стал федеральный бюджет (20-30% средств для финансирования льгот идет из федерального бюджета).
Ошибки и сбои, выявившиеся на первом этапе реформирования системы льгот, исправляются. Все что делается в социальной сфере, затрагивает интересы десятков миллионов людей. И важно, чтобы власть внимательнее прислушивалась к голосам пенсионеров. Основная задача заключается в доработке и усовершенствовании механизма реализации 122-го закона так, чтобы большинство граждан почувствовали, что жизнь изменилась к лучшему.
Цель выпускной квалификационной работы была достигнута посредством изучения механизмов социальной работы с населением, было рассмотрено правовое регулирование социальной работы с населением, были изучены проблемы социального обеспечения и перспективы развития.
Были рассмотрены и проанализированы показатели результата работы социальной защиты населения и две социальные программы по работе с населением: Городская целевая программа «Социальная поддержка населения городского округа «Город Хабаровск» на 2008-2010 годы» и долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка старшего поколения «ЗАБОТА» на 2009-2011 годы» и ее социально-экономическая эффективность. Несмотря на предпринимаемые органами государственной власти Российской Федерации, Хабаровского края меры по повышению жизненного уровня населения (увеличение пенсий, выплаты различного рода пособий, рост заработной платы и т.д.), численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума продолжает оставаться достаточно высокой.
На современном этапе развития общества система социальной поддержки ветеранов всех категорий, пожилых граждан и инвалидов выступает как механизм, призванный защитить людей от неблагоприятных воздействий со стороны социальной среды и смягчить их последствия. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 70 лет и старше.