Преимущества и недостатки сложившейся системы социальной

Работы

 

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности. По заданию властных структур России были разработаны три сценария развития, с учетом которых принимались экономические решения при формировании экономической и бюджетной политики на ближайший период: инерционный, экспорториентированный, инвестиционно-активный (табл. 1) /7/.

Обязательства государства по своим социальным гарантиям должны выполняться на всех уровнях. В тех же ситуациях, когда это невозможно сделать, необходимо четко объяснить людям причины и возможные решения проблемы.

 

 

Таблица 1. – Динамика основных социально-экономических показателей РФ по инерционному варианту развития

Показатель, в %

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

2002-2007 гг.

2006-2010 гг.

2000-2010 гг.

в среднем за год

за период в среднем за год за период в среднем за год
ВВП 95,1 103,2 105,5 103,2 103,6 100,9 107,2 101,4 112,5
Продукция промышленности 94,8 108,1 108,0 101,0 110,0 102,4 116,0 103,0 132,7
Инвестиции 93,3 104,5 109,0 106,0 103,2 100,8 119,3 103,6 128,9

 

Таблица. 2 – Динамика основных социально-экономических показателей РФ по экспорториентированному

варианту развития

Показатель, в %

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

2002-2007 гг.

2006-2010 гг.

2000-2010 гг.

в среднем за год

за период в среднем за год за период в среднем за год
ВВП 95,1 103,2 105,5 104,0 110,4 102,5 108,3 101,6 122,9
Продукция промышленности 94,8 108,1 108,0 104,5 120,2 104,7 127,6 105,0 160,6
Инвестиции 93,3 104,5 109,0 106,5 126,2 106,0 131,9 105,7 176,4

 


Таблица 3. – Динамика основных социально-экономических показателей РФ по инвестиционно-активному

варианту развития

Показатель, в %

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.

2002-2007 гг.

2006-2010 гг.

2000-2010 гг.

в среднем за год

за период в среднем за год за период в среднем за год
ВВП 95,1 103,2 105,5 104,5 122,5 105,2 126,4 104,8 158,0
Продукция промышленности 94,8 108,1 108,0 105,5 126,2 106,0 133,8 106,0 178,1
Инвестиции 93,3 104,5 109,0 107,5 146,9 110,1 145,6 107,8 228,8

 

 

За последние годы государственная социальная политика стала концентрироваться на наиболее острых социальных проблемах и ориентироваться на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и приоритетные программы. Наши действия стали более прогнозируемыми и системными, чему способствовало введение трехлетнего планирования показателей развития края и отрасли и соответствующего трехлетнего финансового обеспечения. В 2009 году общий объем средств краевого бюджета по отрасли «Социальная защита населения» составил почти шесть миллиардов рублей (5901,18 млн. руб.), что в 2,6 раза превысило уровень финансирования 2008 года и в 3,8 раза – уровень финансирования 2007 года.

 

Рисунок 1. – Объем средств бюджета Хабаровского края по отрасли

«Социальная защита населения» за 2007-2009 годы

 

В 2009 году общий объем средств городского бюджета по отрасли «Социальная защита населения» составил 2701,11 млн. руб., что в 1,5 раза превысило уровень финансирования 2008 года и в 2,4 раза – уровень финансирования 2007 года.

 

Рисунок 2. – Объем средств бюджета города Хабаровска по отрасли

«Социальная защита населения» за 2007-2009 годы


Прошедший год, объявленный Президентом России Годом семьи, был отмечен пристальным вниманием к проблемам семьи и детей, как в России, так и в городе Хабаровске. В рамках Года семьи был реализован целый комплекс мер, направленных на укрепление института семьи, повышение престижа семейных ценностей, поддержки материнства и детства в Хабаровске.

Совершенствовалась сложившаяся ранее система государственной поддержки граждан, имеющих детей, в виде социальных выплат.

Начиная с 2006 года, размеры пособия на ребенка в семьях с доходами ниже прожиточного минимума ежегодно повышаются. Увеличен базовый размер ежемесячного пособия на четверть, пособия на ребенка одинокой матери – в 2 раза, введено пособие на детей в многодетных семьях, размер которого повышается в 3 раза, а на учащихся общеобразовательных учреждений – в 5 раз.

В городе Хабаровске оказывалась материальная поддержка семьям, усыновившим детей. В 2009 году размер указанного пособия увеличился по сравнению с 2007 годом на 23%. и повышался дважды (с ноября 2009 года до 4815 руб., с января 2009 года до 5201 руб.).

Матерям, имеющим звание «Мать – героиня», а также родившим и воспитавшим 10 и более детей, производится ежемесячная доплата к пенсии 570 руб., с 2009 года этот размер составляет 622 руб.

В рамках реализации законов, направленных на улучшение демографической ситуации в России, в прошедшем году органы социальной защиты населения осуществляли выплату более 8-ми тысяч единовременных пособий на рождение ребенка, 32 тысячи человек получили пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет на сумму около 70 (семидесяти) млн. руб.

В 2009 году по сравнению с предшествующим годом на треть сократилось количество письменных обращений по вопросам назначения и выплаты пособий семьям, имеющим детей, значительно сократилось количество двойных выплат, повысилось качество назначения пособий по уходу за ребенком до полутора лет, что показала проверка, проведенная ревизионным отделом Фонда социального страхования.

В условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства и роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги наиболее значимой мерой социальной поддержки семей являются субсидии.

В истекшем году в Хабаровске субсидию получили около 78 тысячи семей на общую сумму 669 млн. руб. Средний размер субсидии в месяц составил 812 руб. В соответствии с утвержденными стандартами на 2009 год с учетом изменения, в том числе, тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг, с января 2009 года гражданам проведен перерасчет размера субсидий. Средний размер субсидии по новым стандартам в январе текущего года составил 1045 руб. (для сравнения: в январе 2009 года он составлял 704 руб., или 67%).

Уменьшение количества получателей адресных мер социальной поддержки (ежемесячного пособия на ребенка, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) подтверждается увеличением доходов населения, снижением уровня бедности.

 

Таблица 4. – Социально-незащищенные категории семей, состоящих на

учете в отделе

Категории семей Количество
Семьи с детьми-инвалидами 327
Многодетные семьи 374
Одинокие матери 795
Неполные семьи 1946
Семьи с детьми-хрониками 56
Семьи, где родитель-инвалид один воспитывает ребенка 138
Дети-сироты -
Несовершеннолетние матери 6
Асоциальные семьи 260

 


Продолжалась работа по профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, по выявлению семей, находящихся в социально-опасном положении. Таких семей, состоит на учете в отделе 316. Традицией стало организация и проведение массовых мероприятий и праздников, посвященных Новому году, Дню защитника Отечества, Дню семьи, Дню защиты детей, Дню Победы, Дню памяти и скорби, Дню знаний, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню инвалида.

Федеральным и краевым льготным категориям граждан (в крае их свыше 500 тысяч человек) ежемесячно выплачивается компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг взамен ранее предоставлявшихся льгот в натуральной форме.

Ежемесячная денежная выплата сельским специалистам проиндексирована не на уровень инфляции, а с учетом роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги и составляет 476 рублей в месяц (в 2007 году этот размер составлял 200 рублей).

С января 2009 года по инициативе Губернатора края введены дополнительные меры социальной поддержки тружеников тыла: оплата жилищно-коммунальных услуг (в объеме, предусмотренном для ветеранов труда), ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей ветеранам боевых действий, имеющим инвалидность первой или второй группы или инвалидность любой группы с ампутацией конечностей или других органов за счет средств краевого бюджета, а с 1.01.2009 она равна 500 рублям.

Переход к предоставлению мер социальной поддержки непосредственно гражданину – это важный шаг к прозрачности бюджетных расходов и повышению эффективности управления финансами.

Одновременно наблюдается снижение процента несвоевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг льготниками, так как получение компенсации напрямую зависит от своевременности внесения оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Дополнительной мерой социальной поддержки федеральных и краевых льготников является право на приобретение проездных билетов по льготной цене. Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны выдано 1855 бесплатных годовых проездных билетов.

Более 75 млн. рублей из средств краевого бюджета выделено на предоставление льгот в натуральной форме: бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов для краевых льготников, установка телефона и оплата междугородного проезда по территории Российской Федерации реабилитированным лицам.

В прошедшем году правом бесплатного проезда по территории Российской Федерации воспользовались около двух тысяч реабилитированных, 419 из них бесплатно установили телефоны.

Значимой мерой социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны является обеспечение транспортными средствами.

В 2009 году, в соответствии с Указом Президента РФ, 1864 инвалида и участника Великой Отечественной войны получили автомобили марки ВАЗ–2107 (2007 г. – 574, 2006 г. – 266), 380 инвалидов получили денежную компенсацию взамен автомобиля. Тем самым закрыта очередность среди ветеранов ВОВ, инвалидов-чернобыльцев и реабилитированных.

В прошедшем году была продолжена работа по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Демографические тенденции, прежде всего, старение населения в ближайшей перспективе приведут к росту потребности в качественных социальных услугах, ориентированных на граждан старших возрастов.

В этой связи в 2009 году принят комплекс мер по развитию организационной структуры обеспечения качества социальных услуг, внедрению правил и методов, направленных на улучшение качества, определены ресурсы учреждений, обеспечивающие административное руководство качеством социальных услуг.

Так, увеличив расходы на питание на одного проживающего в стационарном учреждении в день на 54% (с 50,37 руб. в 2007 году до 77,78 руб. в 2009) достигнуто стопроцентное соблюдение энергетической ценности потребляемых продуктов. Расходы на приобретение медикаментов увеличились в 2 раза (с 4 до 8 руб.).

Показателем улучшения качества жизни в домах-интернатах для пожилых и инвалидов является снижение смертности за 3 года на 3%.

В прошедшем году получили развитие в нестационарных учреждениях инновационные формы работы с пожилыми и инвалидами, направленные на привлечение ближайшего социального окружения граждан для решения возникающих проблем, проведению мониторингов по изучению потребности в социальном обслуживании граждан на дому и результативности предоставляемых социальных услуг. Расширилось участие волонтеров из числа студентов и школьников по оказанию социально-бытовых услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Принимаемые меры позволили увеличить количество граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживаемых на дому в расчете на десять тысяч пенсионеров с 228 человек в 2007 году до 257 человек в 2009 году.

 

Рисунок 3. – Число обслуживаемых граждан на дому

 

Число обслуживаемых на дому граждан за частичную оплату возросло с 2007 года на 57% (с 3,1% в 2007 году до 60,1% в 2009 году), что способствовало снижению социального иждивенчества, усилению адресности социальной помощи и сокращению очередности по краю в 5 раз (с 1349 чел в 2007 году до 269 в 2009 году).

Нестационарными учреждениями социального обслуживания обеспечивается предоставление социальных гарантий инвалидам по проведению реабилитационных мероприятий. В рамках выполнения индивидуальных программ реабилитационные услуги в 2009 году получили в 6 раз больше инвалидов, чем в 2007 году (2009 – 26 тыс., 2007 – 4 тыс.)

 

Рисунок 4. – Доля получивших адресную помощь

 

Доля получивших адресную помощь от общего числа граждан, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, по городу увеличилась до 69% (2007 г. – 63%). Более 72 тысячам нуждающихся граждан в Хабаровске была оказана адресная помощь в различных видах (денежная, натуральная, в виде услуг, без учета пособия на ребенка и субсидий) за счет всех источников финансирования на общую сумму 96 млн. рублей. (в 2007 – 21 млн. руб.).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: