Стороны и органы социального партнерства

 

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, их интересы подлежат согласованию.

Работники, будучи стороной коллективного договора, выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта – трудового коллектива организации в целом или ее отдельного структурного подразделения с правами юридического лица. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей – органов профсоюзов или иных уполномоченных органов. Таким образом, следует различать сторону коллективного договора – ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса – ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.

Официально представительские правомочия указанных должностных лиц должны быть оформлены особым приказом (распоряжением) работодателя[5].

В соответствии с ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях»[6] представителями сторон могут быть указанные в ст. 2 органы:

Представители работников – органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Правовые основы деятельности профсоюзов, их право на представительство установлены в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально- трудовых прав и интересов. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией РФ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.96г, другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ. Законодательство субъектов РФ не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

Согласно ТК РФ, профсоюзы, их объединения, выступая в интересах работников, вправе:

- участвовать в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

- вести коллективные переговоры по заключению коллективных договоров и соглашений;

ФЗ от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» //Собрание законодательства РФ.-1996.-№3.-ст.148

- участвовать в разрешении коллективных трудовых споров;

- осуществлять контроль за соблюдением принятых коллективных договоров и соглашений;

- участвовать в управлении организацией в соответствии с законодательством, уставами и положениями, действующими на предприятии.

Особенность представительства при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально – трудовых отношений заключается в том, что представителями работников в этом случае могут быть только профсоюзы и их объединения. Профсоюзы в соответствии с законодательством участвуют в правовом регулировании социально – трудовых отношений на всех этапах их развития.

Профессиональные союзы и их объединения, первичные профсоюзные организации в соответствии со ст. 11 п. 1 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1 представляют и защищают права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах, в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Полномочия работников в этом случае оформляется в письменной форме. Как правило, такое представительство утверждается решением общего собрания работников и закрепляется в протоколе собрания, либо путем оформления доверенности в простой письменной форме.

В соответствии с данным Законом представителями работников не могут быть -работодатели, лица, представляющие работодателей или финансируемые ими, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии.

Как уже упоминалось выше, другой стороной коллективного договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации (структурного подразделения, обладающего правами юридического лица), имеющие полномочия в соответствии с уставом организации либо локальными актами.

При заключении соглашений одной из сторон выступают работодатели, объединенные в рамках отрасли, территории и т.п. их представляют полномочные органы объединений работодателей и иные уполномоченные работодателями органы1.

Объединения работодателей начали создаваться в России сравнительно недавно. В настоящее время ФЗ «Об объединениях работодателей» определяет правовое положение объединений работодателей, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Организации работодателей могут носить различные наименования и объединять своих членов по тем или иным признакам (территориальному, межрегиональному, территориально – отраслевому, отраслевому и т.п.).

Согласно ст. 5 ФЗ «Об объединениях работодателей2», деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений. Такие объединения самостоятельно определяют цели, виды и направления своей деятельности. Взаимодействие объединения работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально – трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства (которые рассматривались выше).

Применительно к действующему законодательству можно предположить возможность существования различных видов объединений работодателей:

1) объединение работодателей - физических лиц,

2) объединение юридических лиц,

3) объединение физических и юридических лиц.

В качестве объединения юридических и физических лиц могут быть образованы некоммерческие партнерства.

Все объединения работодателей независимо от их вида являются некоммерческими организациями, основанными на членстве. В уставе объединения в качестве его целей должны указываться: участие в системе социального партнерства, деятельности трехсторонних органов, проведении коллективных переговоров для заключения соглашений, осуществление контроля за выполнением соглашений и т.п. Это своеобразный критерий, который позволяет определить, является ли данная организация объединением работодателей. Такая необходимость возникает в связи с тем, что объединения для участия в договорном процессе специально не создаются. И в нашей стране, и за рубежом союзы юридических лиц действуют как многофункциональные институты, которые определяют ценовую политику в регионе (отрасли), решают проблемы сбыта продукции, совершенствования технологии и ряд других. Социальное партнерство – лишь одно из направлений их деятельности. Определение в уставе таких целей, как участие в заключении соглашений и др., позволяет отнести конкретное объединение к объединениям работодателей и рассматривать его как участника системы социального партнерства.

В качестве примера, можно привести некоммерческое партнерство «Объединение работодателей Хакасии», действующее на основании Устава. В соответствии с Уставом некоммерческого партнерства «Объединения работодателей Республики Хакасия[7]»: некоммерческое партнерство «Объединение работодателей Республики Хакасия» создано гражданами и ЮЛ - предприятиями и объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) осуществляющих свою деятельность на территории РХ, с целью содействия развитию социально ориентированной экономики, представительства интересов и защиты своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления.

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность основываясь на принципах добровольности, равноправия его членов, самоуправления, законности, гласности и социального партнерства.

Деятельность объединения работодателей осуществляется на территории Республики Хакасия и Российской Федерации. В городах и районах РХ в установленном порядке могут создаваться филиалы (представительства), действующие на основе Устава и Положения о них.

Объединения работодателей является юридическим лицом с момента государственной организации: имеет самостоятельный баланс и обладает обособленным имуществом. Основными целями и задачами объединения работодателей являются: Защита интересов членов объединения работодателей во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, с профсоюзами и другими организациями работников наемного труда; участие в расширении возможностей развития организаций различных форм собственности, предприятий и учреждений, а также отраслей народного хозяйства; содействие созданию необходимых правовых, социальных гарантий для самостоятельной хоз. деятельности предприятий и организаций в условиях рыночной экономики. Содействие консолидаций усилий промышленников и предпринимателей (работодателей) на создание и эффективное функционирование системы социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений, участие от имени своих членов в заключении и реализации Трехстороннего соглашения между объединениями работодателей, Федерацией профсоюзов, Правительством РХ, содействие заключению и реализации тарифных отраслевых (профессиональных) соглашений, разрешению коллективных трудовых споров1.

В системе социального партнерства представители сторон – объединения работодателей и профсоюзы (и их объединения) – могут действовать и от своего имени, например, при проведении консультаций в Российской трехсторонней комиссии.

Необходимо также отметить, что представитель в коллективных трудовых отношениях не является гарантом выполнения обязательств, принятых на себя представляемым. Некоммерческая организация, будь то, профсоюз, союз предпринимателей или организация, основанная на некоммерческом партнерстве, и т.п. не отвечает по обязательствам своих членов.

Роль названных выше представителей заключается в «организации» стороны коллективно – договорного процесса, формировании и представлении единой позиции работодателей (или работников) на переговорах по заключению соглашения. Представители выполняют лишь те обязательства, которые возложены непосредственно на них[8].

Рассмотрев стороны и принципы социального партнерства переходим к изучению органов социального партнерства.

Проводимые в стране масштабные социально – экономические реформы не обошли стороной и проблему социального партнерства- сотрудничество различных социальных групп и слоев общества, решение которой зависит от согласования интересов и выработки взаимоприемлемых решений. В сфере труда наиболее остро стоит вопрос разрешения объективных противоречий и учет порой взаимоисключающих стремлений.

По этой причине, начиная с 1991 года, организация социального партнерства работодателей и работников включена в сферу государственной политики. В стране созданы постоянно действующие трехсторонние органы, которые осуществляют коллективно – договорное регулирование и проводят консультации с органами государственной власти. В соответствии трудовым законодательством РФ для обеспечения регулирования социально – трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон1.

Важнейшим таким органом, сформированным на федеральном уровне, является Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК)2.

Деятельность Российской трехсторонней комиссии на федеральном уровне регулируется ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" от 01 мая 1999 года3.

Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Организует деятельность Комиссии, председательствует на ее заседании Координатор Комиссии. Он назначается Президентом РФ и не является членом Комиссии.

Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, определяет порядок подготовки проекта и заключения генерального соглашения.

Основными задачами Комиссии являются:

1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

2) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативно – правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

6) распространения опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности комиссии;

7) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанных с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Комиссии, действующие на иных уровнях, создаются с целью регулирования социально-трудовых отношений и согласования социально – экономических интересов сторон. Их деятельность регулируется законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления1.

По регулированию социально – трудовых отношений в отношении субъектов РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

По регулированию социально – трудовых отношений на территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально – трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

В качестве примера можно привести городскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в г. Абакане, действующую на основании Решения Абаканского городского Совета депутатов от 13.06.2002 г. № 338 «О городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в г. Абакане». В соответствии с Положением «О городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в г. Абакане»: Городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом, образованным представителями органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и работодателей г. Абакана.

Основными целями комиссии являются: подготовка городского соглашения между органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей; выработка согласованных действий сторон по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством; ведение коллективных переговоров; совершенствование организации и функционирования социального партнерства в г. Абакане; дальнейшее развитие объединений работодателей, профсоюзов и иных представительных объединений работников, усиление их роли, как социальных партнеров, в решении социально-экономических проблем на городском уровне.

Основными задачами комиссии являются: ведение переговоров, подготовка и заключение городского соглашения; разработка мероприятий по реализации соглашения; ведение трехсторонних консультаций с представителями работников, профсоюзов, работодателей и органов местного самоуправления по выработке социально- трудовой и экономической политики в городе; организация выполнения и осуществление сторонами взаимного контроля за реализацией городского соглашения; проведение информационно-пропагандистской работы по социальному партнерству в коллективных организациях с использованием СМИ1.

По регулированию социально – трудовых отношений на отраслевом уровнем могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.

По регулированию социально – трудовых отношений на уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: