Второй этап обороны монастыря. Срыв осажденными минных работ противника в ноябре 1608 г

26 октября, в день памяти великомученика Дмитрия Солунского воеводы сделали вылазку на польские заставы, находившиеся на Княжем поле и в Мишутинском овраге, вообще с северной стороны монастыря. Вылазка была успешна, причем взят был в плен один из заведовавших заставами ротмистров, по фамилии Брушевской. Воеводы уже и прежде догадывались о том, что поляки ведут под монастырь подкоп, как бы последние ни таились со своими работами. Брушевской тотчас же был подвергнут расспросу и «в расспросе и с пытки» сказал, что действительно ведут поляки подкоп под монастырскую стену и под башни, но что касается места, куда ведут подкоп, или не мог, или не хотел указать его и сказал что не знает. Получив достоверные сведения, что поляки ведут под монастырь подкоп, воеводы хотели узнать, куда именно ведется подкоп и помешать этому.  

1 ноября была сделана осажденными вылазка с целью захватить «языков» или пленных, от которых бы узнать, куда ведется подкоп. Но вылазка окончилась весьма несчастливо: троицких людей было побито и поранено 190 человек, а «языка» так и не было захвачено  ни одного.

 Воеводы приказали казакам и всем охотникам выходить из монастыря тайно ночью, для добывания «языков», по ямам и рвам, которые поляки нарыли близ восточной монастырской стены. «Языков» поймано было много, но никто из них не мог сказать, куда именно ведется подкоп.

В эти скорбные и тяжкие для осажденных дни преподобный Сергий явился архимандриту Иоасафу (смотрите приложение рис. 15), чтобы утешить через него людей. Архимандрит задремал во время службы в церкви святой Троицы и вот видит преподобного Сергия, стоящим перед чудотворным образом святой Троицы, со слезами молящимся святой Троице; после молитвы преподобный обратился к архимандриту и сказал ему: «брате, возстани, се время пению и молитве час, бдите и молитеся, да не внидете в напасть; Господь всесильный многих ради своих щедрот помилова вас и протчее время подаст вам, да в покаянии поживете» .   

Архимандрит поведал о явлении преподобного Сергия всей братии. В день видения, 2 ноября, поляки сделали приступ, привезя и прикатив к стене монастырской щиты, туры и турусы, но осажденные ударили в них из пушек и пищалей и прогнали их, нанеся им большой урон, а побросанные противниками «приступные козни» отчасти предали огню, отчасти внесли в монастырь.

4 ноября осажденные сделали вылазку на Красную площадь и к Подольному монастырю. Наконец достали «языка», который и был нужен. Захватили в плен раненого казака, по фамилии Дедиловский; при допросе он сообщил все нужные сведения о подкопе, точно указав, куда он ведется и что на Михайлов день, 8 ноября, тот уже будет заряжен порохом. В ту же ночь пришел в монастырь выходец из лагеря Лисовского – казак Иван Рязанец. Он подтвердил, что подкоп уже почти готов и что он ведется, как указал Дедиловский, под круглую наугольную, или Пятницкую, башню (смотрите приложение рис. 13).

Вместе с тем он рассказал о видениях, которые были казакам, находившимся в войске Лисовского, и которые должны были подбодрить осажденных. Рязанец говорил, что многие атаманы и казаки видели ходящих по поясу монастырской стены двух старцев, похожих на Сергия и Никона чудотворцев. __________________________________________________________________

7. Николаева Т. В. Народная защита крепости Троице - Сергиева монастыря в 1608-1610 годах.

 

Говорил, что в ту же ночь преподобный Сергий явился во сне многим казакам и многим полякам, грозя донести все вышнему царю, и показал им посредством образов, как страшно все они погибнут. Это сонное явление заставило некоторых Донских казаков уйти от Лисовского.

Выслушав показание Дедиловского, подтвержденное Рязанцем, воеводы приказали поставить в монастыре острог, сзади которого сделали прируб, насыпанный землей, для того чтобы на нем поставить артиллерийские орудия. Острог этот воеводы, очевидно, поставили затем, чтобы в случае взрыва поляками монастырской стены не дать им ворваться в монастырь.

8 ноября, праздник собора архангела Михаила, был для осажденных днем скорби. Прошло уже тридцать дней и тридцать ночей, как поляки непрестанно бомбардировали монастырь со всех своих батарей, и в этот день неприятельские ядра причинили  осажденным несколько несчастий. У одного монаха, по имени Корнилий, когда он шел за обедню в Троицкий собор, оторвало ядром правую ногу, так что он скончался; потом была убита одна старица, которой оторвало правую руку и с плечом.

Во время пения вечерни, когда все стоявшие в церкви с просили у Бога милости, вдруг неприятельское ядро ударило в большой колокол на колокольне и отразилось от колокола в алтарное окно Троицкого собора, пролетело в алтарную арку и пробило образ архангела Михаила, пробив образ, ударилось в церковный столп, а от столпа отразилось в стену, от стены – в подсвечник, что пред образом святой Троицы, и, сделав выбоину в подсвечнике, отразилось от него в левое крыло, у которого и развалилось. Едва люди, стоявшие в церкви, перестали с трепетом следить за полетами этого ядра, как другое ядро прошибло южные железные двери церкви, ударилось в местный образ Николая чудотворца и пробило его доску, за которою и скрылось, не быв потом найдено. Тогда на всех стоящих в церкви напал ужас, и она огласилась воплями и рыданиями, а на пол ее полились реки слез.

Во время пения стихир архимандрита Иоасафа было видение, видит он архистратига Михаила с лицом, сияющим, как свет, и со скипетром в руке, который говорил к противникам: «О враги лютори! Се ваша, беззаконницы, дерзость и до моего образа дойде: всесильный Бог воздаст вам вскоре отмщение» . Архимандрит сообщил о видении всей братии и отпел молебен всемилостивому Богу и архистратигу Михаилу. Вместе с этими ободрявшими дух осажденных видениями порадованы были они в праздник и одной удачей в обороне. В числе орудий батареи, которая находилась в Терентьевой роще, была у поляков очень сильная пищаль, которую звали трещерой. Двумя удачными выстрелами по ней, с монастырской стены, привели ее в состояние негодности.

Но если праздник архангела Михаила был для осажденных днем плача и сетования, то следующий день, 9 ноября, был для них днем величайшей радости и ликования, так как в этот день Господь даровал им великое одоление поляков. Решено было рано утром в этот день сделать вылазку тремя отрядами. Первый отряд вышел в потайные ворота, ведущие в ров, чтобы сделать нападение на неприятелей, находившихся под Красной горой у подкопного рва; второй отряд вышел с Пивного двора и пошел на поляков, стоявших на горе Волкуше; третий отряд вышел через Конюшенные ворота и направился на польские заставы, стоявшие на северной стороне монастыря.

Когда из монастыря тремя ударами в осадный колокол дали знать, что отрядам пора начинать нападение, то третий отряд, стремительно бросился на поляков, которые не выдержали и обратились в бегство. Второй отряд вступил в битву с поляками, находившимися на горе Волкуше. __________________________________________________________________

8. Газета «Вперед» 1983 г.. Статья «История родного края. Подвиг Запечатленный».

Первый отряд, напав на поляков, стоявших у подкопного рва, сбил их на Нижний монастырь и за мельницу и – что всего важнее – нашел устье подкопа. Нашлись мужественные и самоотверженные люди, которые решились взорвать подкоп пожертвовав своею жизнью: «вскочше же тогда во глубину подкопа ради творимаго крестьяне клементьевские Никон, зовомый Шилов, да Слота и егда зажгоша в подкопе зелие и скалы и смолу, заткнувши устие подкопа, и взорва подкоп, Слота же и Никон ту в подкопе сгореша» .

Второй отряд, напав на поляков, находившихся на горе Волкуше, был отбит ими и прогнан до Нижнего монастыря; тогда первый отряд, прогнав неприятелей, стоявших у подкопного рва, соединился со вторым, и общими силами они прогнали сейчас указанных врагов в Терентьевскую рощу и на Волкушу.

В то время как второй и третий отряды бились с поляками на восточной и  южной сторонах монастыря, у некоторых монахов загорались сердца желанием сделать нападение на польские батареи, стоявшие на западной стороне монастыря. Побежали они на Пивной двор к старцу Нифонту Змиеву и просили его: «Отче Нифонте! врази наши одолевают нам, но святая Троица дарова нам бедным велику помощь над враги, – подкопы у них отняли и зарушили, и к тебе сего ради приидохом, даждь нам совет, чтобы еще отняти у Литовских людей туры на Красной горе и своему воинству помощь и отраду сотворити» . Старец Нифонт, посоветовавшись с другими старцами, взял с собой двести человек ратных людей и тридцать монахов, с которыми и пошел с Пивного двора на вылазку.

 

__________________________________________________________________

9, 10. Сказание Авраамия Палицына. Державина О.А.

 Перейдя речку, отряд поднялся на Красную гору к батареям. Когда в монастыре стало известно, что некоторые отправились на польские батареи на Красной горе, нашлись желающие присоединиться к ним. Поляки открыли по шедшим на них жестокий огонь и сбили их под гору. Наши, несколько оправившись, пошли во второй раз на батареи, но и во второй раз были сбиты под гору. Тогда они отступили в овраги Благовещенский и Косой, или Глиняный, и притаились в них, чтобы заставить поляков думать, что они совсем ушли. Помедлив несколько времени они разделились надвое, и одна половина неожиданно напала на неприятелей с тыла, а другая стремительно напала спереди. Неожиданность и стремительность нападения в итоге привели к тому, что ратники овладели одной за другою тремя батареями. У четвертой и у пятой батарей поляки вступили с нападавшими в жестокий бой. Но к братии скоро подоспела помощь из монастыря, и они с подоспевшими прогнали поляков и таким образом овладели всей линиею батарей, находившейся на Красной горе. О богатой военной добыче, которую поляки оставили нашим на Красной горе, Палицын говорит: «Да тут взяли восмь пищалей полуторных и полковых и всякаго оружия Литовскаго, затинных и изрядных самопалов и рушниц, копей же и оскордов, палашей и сабель, пороху бочки и ядр и всяких запасов множество» . Наших убито было 174 человека, а поляков – более полутора тысяч человек.

9 ноября был поистине радостным днем для сидевших в Троицком монастыре; в знак победного ликования архимандрит приказал звонить в колокола до полуночи, а сам со всей братией отпел благодарственный молебен Господу Богу и Божей Матери, преподобным Сергию и Никону и всем святым. Решено было тотчас же послать в царю известие о великой победе, одержанной над поляками. __________________________________________________________________

11. Сказание Авраамия Палицына. Державина О.А.

Установившаяся уже около 8 ноября зима должна была остановить военные действия, заставив поляков уйти в их станы. Но желая отомстить, хотели нанести поражение осажденным применив хитрость; эти, в свою очередь, не давшись в обман поляков, сделали против них вылазку и вступили с ними в ожесточенный бой. В один из следующих дней поляки послали к стенам монастырским небольшие толпы своих, чтобы они выманили на себя осажденных и навели их на засады. Осажденные, увидев под монастырем небольшие толпы поляков сделали вылазку. Но стражи, стоявшие на колокольне, увидели сидевших в засаде, начали бить в осадный колокол и возвратили назад вышедших на вылазку.

13 ноября утром был сильный туман. Пользуясь им, монастырские воеводы решились устроить вылазку, которая превратилась потом в сильное побоище и окончилась победой осажденных над поляками. Воеводы послали вылазных людей на заставы из полков Сапеги и Лисовского. Высланные против застав Сапеги скоро побили их гарнизоны. В свою очередь, Сапега послал против них свои роты – завязался великий бой, который окончился тем, что наши прогнали поляков к Клементьевскому пруду.

Лисовский, увидев нападение осажденных на его заставу, решил придти на ее выручку с конными и пешими людьми и заставил осажденных отступить в городовой ров (т. е. ров, который был подле восточной стены). Тогда воеводы, на помощь защитникам, послали из монастыря конную вылазку, командирами которой назначили старцев Ферапонта Стогова и Малафея Ржевитина. Сначала все вместе бросились на Лисовского и прогнали его под гору, но потом  Лисовский поспешил присоединиться к Сапеге, и они вместе напали на монастырских вылазных людей, остававшихся на Красной горе, которых и согнали к Пивному двору.

Но тут среди защитников нашелся герой, или богатырь, который остановил натиск поляков. Это был крестьянин по прозвищу Суета, великан ростом и полный силой, зато неловок и неумел, поэтому постоянно служил предметом насмешек. Возгласив: «Сегодня умру или получу славу от всех», Суета начал страшно сечь поляков направо и налево и, поддержанный другими, заставил их отступить.

Лисовский повернул к Косому оврагу на находившихся там запасных, резервных Троицких людей, у которых начальником был монастырский слуга Пимин Тенетев. На пригорке у рва, который был выкопан поляками впереди их батарей, между поляками и нашими завязался жестокий бой, но, наконец, первые, опасаясь засады, постепенно начали отступать, а осажденные в свою очередь начали отходить в Глиняный овраг.

Между тем с  монастырской стены ударили по полякам и побили их большое количество. Поляки сначала обратились в бегство, но потом у многих из них закипело сердце желанием отмстить за Лисовского, некоторые вернулись и с яростью напали на русских; произошла жестокая резня, причем  в ход были пущены не только ножи, но и просто руки. Наконец наши убили главного предводителя поляков, князя Юрия Горского, чем и обратили их в бегство. После чего защитники вошли в монастырь с великой победой.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: