Контроль знаний студентов

Одним из этапов процесса обучения является контроль, учет и оценка знаний студентов. Цель контроля – определение качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам обучения тому или иному учебному предмету. В процессе контроля формируется ответственное отношение студентов к учебному труду, устанавливается эффективность методики преподавания. В вузе сложились такие виды контроля знаний, умений и навыков, как отборочный (вступительные экзамены, олимпиады, конкурсы) и учебный (контрольные работы, зачеты, экзамены, защита курсовых и дипломных проектов и работ, отчеты по результатам практики). Учебный контроль можно подразделить на следующие типы: предварительный, текущий, тематический, периодический (рубежный) и итоговый. Ведущим и часто применяемым является текущий контроль.

Придя в вуз на основе сложившегося интереса к своей будущей профессии, студент имеет определенное чувство ответственности, которое из года в год должно расти, пополняться привычкой к труду. Если студент учится посредственно, трудно решить эти задачи воспитания. Роль текущего контроля в их решении огромна. Сегодня сторонников текущего контроля в вузе столько же, сколько и его противников. Последние в защиту своих позиций приводят следующие утверждения: излишней опекой и повседневным контролированием преподаватели лишают студентов возможности повзрослеть и приобрести профессиональную и личную самостоятельность. Проведенный кафедрой педагогики и психологии Казанского государственного университета опрос студентов свидетельствует о том, что большинство их высказывается за текущий контроль знаний. Особенно он необходим на младших курсах, когда у студентов отсутствует способность выделить в материале главное, установить причинно-следственные связи, делать выводы и сообщения.

П.П.Лебедев предлагает разграничивать понятия ”текущий контроль” и “текущая успеваемость”. Текущее оценивание результатов обучения – категория педагогическая, а его формы определяются дидактической целесообразностью, учет же успеваемости – категория преимущественно административная, правовая (получение студентами оценки влекут за собой определенные правовые последствия – перевод на следующий курс, отчисление, назначение стипендии и т.д.). Отличия этих понятий очевидны. Текущая успеваемость является следствием текущего контроля, с помощью которого процесс обучения становится управляемым, происходит активизация познавательной деятельности студентов. Текущий контроль позволяет оперативно вмешиваться в учебный процесс, корректировать его. Сложность внедрения текущего контроля в процессе обучения в вузе объясняется в значительной мере сложностью его организации, выбора материала, оценки эффективности.

Методы контроля – это способы обеспечения обратной связи, т.е. получение информации о содержании и характере познавательной деятельности студентов, эффективности деятельности преподавателя. Все методы в зависимости от характера задач и средств обеспечения обратной связи можно объединить в такие группы: устный контроль знаний (отчеты, рефераты, контрольные, курсовые работы, творческие задания, конспекты, тезисы); графический (чертежи, курсовые и дипломные проекты, эскизы, схемы); программированный контроль (машинный и безмашинный). Сочетание методов обеспечивает эффективность процесса и проверки знаний, и всего процесса обучения в целом.

В основе оценивания качества знаний студентов лежат требования предметных программ, которых дополняют следующие: понимание и степень освоения вопроса; полнота, измеряемая количеством программных знаний об изучаемом объекте; глубина, характеризующая совокупность осознанных студентами связей между соотносимыми знаниями; методологическая подготовка; знакомство с основной литературой по предмету, а также современной периодической отечественной и иностранной литературой по специальности; умение приложить теорию к практике, решать задачи, осуществлять расчеты, разрабатывать проекты, т.е. оперативность (число ситуаций, где студент может применять эти знания); знакомство с историей и современным состоянием науки и перспективами ее развития; логика, структура, стиль ответа и умение студента защищать выдвигаемые научно-теоретические положения, осознанность, обобщенность и конкретность; гибкость, т.е. умение студента самостоятельно находить ситуации применения этих знаний; прочность знаний.

Таким образом, контроль знаний рассматривается нами как важнейший фактор повышения производительности труда педагога и обучающихся /4/.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: