Проверка и оценка знаний в буржуазной школе

В теории и практике проверки и оценки знаний в современной школе капиталистического мира наибольшее внимание привлекают вопросы методики разработки тестов для контроля знаний, определение соотношения между удельным весом письменных и устных форм и методов контроля, разработка шкал для оценивания, а также разработка исследовательских программ в этой области.

В отличие от тенденциозно ориентированных тестов по определению умственной одаренности и профессиональной направленности личности, тесты по проверке успеваемости имеют определенную объективную значимость, так как составляются с ориентацией на конкретный учебный материал, усвоение которого надлежит проверить. Как правило, по форме эти тесты составляются таким образом, что требуют выбора варианта ответа из числа предложенных, написания очень краткого ответа, вписывания пропущенного слова, дописывания пропущенных букв и прочих кратких записей. С помощью подобных тестов удается одновременно собрать большой массовый материал, подвергнув его математической обработке, получить достаточно объективные данные в пределах тех задач, которые были поставлены перед тестовой проверкой. Тесты печатаются в виде отдельных сборников или, если они связаны с конкретным учебником, прилагаются к нему, входя в комплект учебно-дидактических материалов, издаваемых вместе с учебником.

Проблема соотношения устных и письменных форм контроля решается большей частью в пользу письменных. Считается, что хотя устный контроль способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развивает связную устную речь, приучает к доказательности изложения, он не обеспечивает должной объективности и беспристрастности. Письменная проверка, помимо обеспечения объективности, больше способствует развитию логического мышления, так как ученик более сосредоточен, ему легче рассуждать, обдумывать варианты решений и построения ответа, она приучает его к большей точности в ответах.

В школах академического типа письменные формы проверки знаний являются основными как при текущей проверке знаний, так и на экзаменах. При этом наибольший удельный вес занимают работы творческого характера (сочинения, трактаты, очерки и т.п.). Эти работы пишутся на экзаменах и по истории, географии, биологии, т.е. по тем предметам, по которым у нас принята устная форма проверки знаний.

В массовой школе основной формой контроля знаний являются тесты, не требующие развернутых ответов, доказательств и творчества, но обеспечивающие быструю разностороннюю проверку знаний по многим вопросам и позволяющие производить математическую обработку результатов.

Устная проверка знаний считается многими педагогами лишь вспомогательным средством контроля применения ученика в процессе текущей работы, и оценки за нее почти никогда не ставятся.

В области определения системы оценок наблюдается большое разнообразие, как в самих принципах, так и в конкретном выборе способов выставления оценок. Так, в разных странах приняты самые различные системы оценки знаний: 100-бальная система, суммирование очков, которыми различно оцениваются разные по трудности задания (например, за более легкое задание ставится 5 очков, а за трудное – 20), и другие.

Во французском лицее, например, при сдаче выпускных экзаменов результаты определяются по 20-балльной системе (от 0 до 20). При этом по каждому предмету придан особый коэффициент, определяющий вес и значение предмета для профиля данного отделения лицея. Благодаря этому оценки по профилирующим предметам приобретают большую весомость.

В ряде стран система оценок отработана лишь для письменных работ, которые считаются единственным средством объективного контроля знаний. Распространены и буквенные оценки (например, в США), где наивысшая оценка “А”, следующая за ней по убывающей степени “В”, ”С”, ”Д”, ”Е”.

При большой децентрализации многих школьных систем, свободе выбора школой учебников по всем предметам редко проводятся какие-либо централизованные проверки и оценки знаний. В Англии функцию практического контроля за качеством академической подготовки берут на себя университетские комиссии, к которым для сдачи выпускных экзаменов прикреплены все грамматические и привилегированные школы, ориентирующиеся в подготовке учащихся к экзаменам на требования этих комиссий.

В Соединенных Штатах, где после проведения школьных реформ в 60-годах обнаружились серьезные неполадки с перестройкой содержания образования на новых научных принципах и основах, конгресс США в конце 60-х годов принял программу проведения “национальной оценки уровня знаний учащихся” завершившийся признанием плачевных результатов этих реформ. С 1978 г. в этих целях применяется программа проверки минимального уровня подготовки учащихся (по чтению, письму и математике).

В целом можно отметить, что учет и контроль в буржуазной школе носит характер объективной констатации результатов, из которых не делается педагогических выводов о необходимости принятия каких-либо мер, для подтягивания отстающих, действует все тот же пресловутый буржуазный принцип индивидуализации обучения – каждый идет своим путем и учится в меру своих возможностей, потребностей и реальных видов на будущее /3/. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: