Библиографический список

 

1. Денисенкова Н., Маврина И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой) // Журнал "Дошкольное воспитание". - 2000 - № 2.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.

3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ. - 2004. - N 4. - с.84 - 92.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.: Сфера, 2004.

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. - 2002. - N 3, 4,5. - 2003, N 1.

6. Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. - 2006. - №8.

7. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Пед. общество России, 2003.

8. Левашова И.И. Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7 - С.85-86.

9. Окружающий мир. Неживая природа - М., Издательство ООО “ДОС”, 2008. - 136 с.

10. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004.

11. Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии. - 1996. - №4.

12. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. - С.8-17.

13. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. - 2005. - N 1.

14. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - №6 - 2007. - с.13.



Приложения к опыту

 

Приложение №1

 

План занятия в старшей группе по теме "Живая и неживая природа". Цель: дать понятия о живой и неживой природе; её роли в жизни человека.

Задачи: усвоить понятия (изложить в логической последовательности):

Природа - живая - неживая;

Объект природы;

Предмет;

Явления природы;

Правила наблюдения за природой;

Правила поведения на природе;

Охрана природы

Развивать речь, логическое мышление.

Должны уметь:

Объяснять понятия и отвечать на вопросы;

Сравнивать и делать выводы;

Определять по определенным признакам виды природы.

Тип занятия: формирование новых знаний и умений.

1. Показать картину Левитана “Октябрь”.

Ответьте на вопрос “Что вы видите на картине? ” одним словом.

Природу.

Сейчас я прочту стихотворение, а вы послушайте и мысленно представьте то, о чем я буду читать.

“Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется”.

Какое время года написал Левитан?

Осень.

Назовите признаки осени, услышанные вами в стихотворении.

Желтые листья, птицы улетели, небо в черных тучах, идет дождь.

Назовите природу на картине.

Деревья, гнездо, трава, небо.

Подумайте, как можно разделить природу на две группы?

 

На доске запись

ПРИРОДА

ПРИРОДА

  Гнездо небо Живая Неживая.
  Деревья трава    

 

Показываю картинки и прошу детей разделить их на группы.

У доски дети делят картинки на группы и объясняют, по какому признаку их разделили.

Назовите объекты живой природы и неживой.

Дети называют и доказывают (почему тот или иной объект относится к живой или неживой природе).

Помогите мне решить задачу:

Если камень упал с горы и раскололся, то этот камень объект какой природы?

Неживой.

Почему? Ведь был один камень, стало много.

Нет признаков живой природы.

Да, ребята. Камень - это тело природы. Тела в природе могут изменяться.

Текучая вода в реке - это объект живой природы?

Нет.

Но ведь вода в реке движется?

Вода движется потому что, что земля круглая.

Прослушайте грамзапись. “Дождь в лесу”.

Какую природу вы услышали?

Услышали птиц, лягушек. Это живая природа (назвали признаки живой природы)

А еще что услышали?

Шум воды (это неживая). Еще услышали дождь.

А куда же дождь отнесем? К какой природе?

Это явление неживой природы.

Беседа: Дерево - объект живой природы, а бревно?

Объект неживой природы.

Почему? А указка? (дети ведут дискуссию в парах, в четверках)

А можно ли назвать объектами природы ложку, стол, дом?

Нет.

Вывод: это просто предметы, которые сделал человек из объектов природы.

А где люди взяли материал, чтобы сделать эти предметы?

Из природы.

Живой - дерево - бревно, указка, стол.

Неживой - песок - стекло, вода в кране.

Вывод: живая природа влияет на неживую природу. Дерево растет в земле. Растениями питаются животные.

Сейчас прослушайте стихотворение, а вы подумайте, как неживая природа помогает живой. “Воробей живет под крышей,

В теплой норке - домик мышки,

У лягушки дом - в пруду,

Домик пеночки - в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом“.

Назовите объекты живой природы, неживой.

Дети называют.


Приложение №2

 

Занятие-экспериментирование в старшей группе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: