Чистой прибыли ООО «Айк» за 2005-2006 гг., тыс. руб

Показатели Изменение за 2005 год (+,-) Изменение за 2006 год (+,-) Совокупное изменение за весь период
1 2 3 4
1. Доходы от обычных видов деятельности 21275 58971 80246
2. Расходы по обычным видам деятельности -19988 -57551 -77539
3. Превышение доходов по обычной деятельности над расходами по обычной деятельности 1288 1420 2707
4. Проценты к уплате 0 -812 -812
5. Прочие доходы -36 93 57
6. Прочие расходы -35 154 119
8. Превышение прочих доходов над расходами -71 247 176
9. Прибыль до налогообложения 1216 854 2070
10. Текущий налог на прибыль -226 -206 -432
11. Чистая прибыль 990 648 1638

 

Необходимо отметить, что увеличение доходов положительно влияет на формирование чистой прибыли организации, увеличение расходов, напротив, приводит к уменьшению показателя чистой прибыли.

Превышение доходов по обычным видам деятельности над аналогичными расходами увеличилось на 2707 тыс. руб.. В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли некоторые изменения, это связано с увеличением доли себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг до уровня 88, 9% и снижением коммерческих расходов до уровня 11,1%. Положительное влияние имеет превышение прочих доходов над расходами, которое увеличилось в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 247 тыс. руб. Таким образом, на рост чистой прибыли в большей степени повлияло увеличение доходов от обычной деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг) на 80246 тыс. руб. Рост коммерческих расходов на 7861 тыс. руб. и прочих расходов на 693 тыс. руб. не имел доминирующего влияния. В результате прибыль до налогообложения за анализируемый период 2004 – 2006 гг. возросла на 2070 тыс. руб. и чистая прибыль, соответственно, на 1638 тыс. руб.

 

2.2 Характеристика системы бухгалтерского учета на ООО «Айк»

 

Согласно учетной политике предприятия организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учетного процесса.

Все хозяйственные операции на предприятии оформляются оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Все документы содержат следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату его составления, наименование организации, составившей документ, содержание хозяйственной операции, измерители этой операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за содержание хозяйственных операций и правильность ее оформления, личные подписи этих лиц и их расшифровки.

Первичные учетные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это является невозможным – непосредственно по окончании операции. При реализации товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовой машины первичный учетный документ составляется по окончании операции на основании кассовых чеков. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с графиком документооборота.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества и товара, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация обязательно проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, а также при реорганизации или ликвидации предприятия.

Стоимость нематериальных активов организации предварительно формируется на счете 08 «Капитальные вложения» (НДС относится на счет 19), а потом приходуются на основании акта приема-передачи на счете 04 «Нематериальные активы». Начисление износа погашается путем начисления амортизации линейным способом исходя из срока полезного использования. Если срок полезного использования установить не представляется возможным, то используется нормативно установленный срок – 10 лет.

Приобретенные материальные ценности приходуются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения и кредитуются со счетами 60, 71, 76/5. Организация с целью определения фактической себестоимости материальных ресурсов и товаров, списываемых или реализованных в отчетном периоде, использует вариант оценки материалов по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО). Налог на добавленную стоимость берется к возмещению по факту его оприходования и оплаты.

На предприятии для группировки затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции и формирования производственного результата и используется вариант учета прямых затрат по системе «директ-костинг».

Расчеты с бюджетом по налогам учитываются на счете 68, по дорожным фондам – на счете 67, по зарплате – на счете 69. Выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки. Финансовый результат (прибыль, убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и других средств организации определяется по мере отгрузки реализованной продукции. Предприятие по сомнительным долгам (дебиторской задолженности с учетом вероятности ее погашения) создает резерв по сомнительным долгам за счет чистой прибыли.

Займы и кредиты, полученные предприятием, оцениваются без учета процентов, причитающихся к уплате на конец отчетного периода по договорам займа.

Структура бухгалтерской отчетности определена ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ, нормами ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и конкретизирована Приказом Минфина России №67н. В состав бухгалтерской отчетности входят:

- бухгалтерский баланс (форма №1);

- отчет о прибылях и убытках (форма №2);

- приложения к ним (форма №3 «Отчет об изменениях капитала», форма №4 «Отчет о движении денежных средств», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» и форма №6 «Отчет о целевом использовании денежных средств»);

- пояснительная записка;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит аудиту.

Пользуясь образцами форм, предложенными Минфином России в Приказе №67н, организация разрабатывает собственные формы бухгалтерской отчетности. При этом соблюдаются общие требования к бухгалтерской отчетности, такие как полнота, нейтральность, существенность и т.д. В бухгалтерскую отчетность должны входить показатели, необходимые для формирования полного и достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Существенность показателя зависит от оценки показателя, его характера и прочих конкретных условий. Согласно п. 1 Указаний о порядке составления и представления отчетности (Приказ Минфина №67н) показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на правильность решения заинтересованных пользователей, которое принимается на основе отчетной информации. Организация может принять решение, что существенной признается сумма, удельный вес которой в общем итоге соответствующих данных за отчетный год составляет, например, не менее 5%.

Но «процентный барьер» не всегда можно признать решающим. Первостепенным при составлении баланса все же является соблюдение принципа достоверности, полноты и нейтральности. Иногда показатель, который можно признать несущественным по величине, существен по своей значимости.

Организациям разрешено составлять бухгалтерскую отчетность непосредственно по формам, рекомендованным Минфином России в Приказе №67н. Но при этом следует убрать из отчетных форм строки, оставшиеся незаполненными. Пустых строк в формах бухгалтерской отчетности быть не должно. Об этом говорится в п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина №67н.

На формах бухгалтерской отчетности, составленных организацией, должны быть обязательные реквизиты. Их перечень приведен в п. 7 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина №67н.

Данные в отчетных формах приводятся в тысячах рублей (при существенных оборотах продаж, активов и обязательств – в миллионах рублей) без десятичных знаков. Никаких помарок и подчисток в формах бухгалтерской отчетности не допускается.

 

2.3 Подходы к учету финансовых результатов на ООО «Айк»

 

Как известно, Приказом Минфина России от 07.05.2003 №38н[18] в характеристику счета 04 «Нематериальные активы» внесены изменения. Теперь этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, а также о расходах организации на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд. Таким образом, в показателе «Нематериальные активы» приводится остаточная стоимость только нематериальных активов организации, то есть разность между сальдо по дебету субсчета 04.1 «Нематериальные активы» и сальдо по кредиту счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

При заполнении показателя «Основные средства» учитывают, что в графе «На начало отчетного года» должны быть учтены результаты переоценки по состоянию на 1 января отчетного года. Вместе с тем, результаты переоценки по состоянию на 1 января следующего года не должны показываться в графе «На конец отчетного периода» бухгалтерского баланса.

Данные об основных средствах в балансе приводятся по остаточной стоимости, определяемой как разность между их первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной по этим объектам амортизации.

При определении первоначальной стоимости бухгалтер учитывает, что оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету (п. 16 ПБУ 6/01).

При заполнении статьи «Незавершенное строительство» бухгалтер руководствуется Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. приказом Минфина России от 30.12.1993 №160[19]) и ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство[20]». По этой статье, в частности, показываются:

- затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты;

- стоимость объектов капитального строительства, находящихся во временной эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию, а также стоимость объектов недвижимого имущества, на которые отсутствуют документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях (если они не приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств);

- авансы, выданные подрядчикам;

- стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки.

Необходимо отметить, что данные положения только отражены в учетной политике организации, фактически такие операции давно не проводились, поэтому проверить соответствие действий бухгалтера нормативным актам и положениям учетной политики не представляется возможным.

При определении стоимости оборудования учитываются следующие особенности. В соответствии с характеристикой счета 07 «Оборудование к установке» поступление оборудования к установке может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами. В этом случае при формировании показателя «Незавершенное строительство» следует учесть остатки на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», относящиеся к оборудованию, учтенному на счете 07.

При заполнении статей «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» бухгалтерского баланса бухгалтер руководствуется ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

Согласно пункту 2 ПБУ 19/02 для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо выполнение условия о способности данного актива приносить экономические выгоды (доход). Исходя из этого, беспроцентные займы, предоставленные другим организациям, не признаются в качестве финансовых вложений.

В то же время в соответствии с характеристикой счета 58 «Финансовые вложения» на этом счете учитываются все займы, независимо от условия доходности. Поэтому при формировании показателей о финансовых вложениях остатки по счету 58 учитываются не полностью, а только в части объектов, которые приносят доход. Остальные объекты учитываются при формировании показателей «Прочие внеоборотные активы» и «Прочие оборотные активы» в зависимости от срока, на который произведены финансовые вложения.

В соответствии с пунктом 3 ПБУ 19/02 к финансовым вложениям относятся депозитные вклады в кредитных организациях, которые по правилам бухгалтерского учета учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках». В бухгалтерской отчетности депозитные вклады приводятся в зависимости от срока размещения средств по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения».

Важный аспект связан с подразделением финансовых вложений на долгосрочные и краткосрочные. В основе такого подразделения лежит срок обращения (погашения) финансовых вложений (п. 41 ПБУ 19/02). Согласно пункту 19 ПБУ 4/99 активы представляются в бухгалтерском балансе как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты. Все остальные активы представляются как долгосрочные.

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы:

· финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;

· финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Финансовые вложения первой группы отражаются в бухгалтерской отчетности по текущей рыночной стоимости с отнесением разницы на финансовые результаты коммерческой организации (увеличение доходов или расходов у некоммерческой организации).

Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости. Исключением являются долговые ценные бумаги. Разницу между первоначальной и номинальной стоимостью этих бумаг в течение срока их обращения разрешается равномерно относить на финансовые результаты коммерческой организации (на операционные доходы или расходы) или уменьшение или увеличение расходов некоммерческой организации.

При устойчивом существенном снижении стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности, организация образует резерв под обесценение финансовых вложений. Резерв образуется по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» на величину разницы между учетной стоимостью (стоимостью, по которой финансовые вложения отражены в бухгалтерском учете) и расчетной стоимостью финансовых вложений за счет финансовых результатов коммерческой организации (в составе операционных расходов) или за счет увеличения расходов в некоммерческой организации. Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. В бухгалтерской отчетности стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение (п. 38 ПБУ 19/02).

При заполнении нового показателя «Отложенные налоговые активы» бухгалтер опирается на положения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Под отложенным налоговым активом (ОНА) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02). Признание ОНА отражается записью по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам, субсчет «Расчет налога на прибыль». Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в текущем отчетном периоде отложенные налоговые активы, отражаются в бухгалтерском учете обратными записями.

По статье «Прочие внеоборотные активы» показываются суммы, не нашедшие отражения по другим статьям раздела «Внеоборотные активы». В частности, здесь показываются:

· расходы на НИОКР, результаты которых используются для производственных либо управленческих нужд организации (сальдо по счету 04.2 «Расходы на НИОКР»);

· расходы по незаконченным НИОКР (сальдо по счету 08.6 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»);

· расходы на приобретение (создание) нематериальных активов, не принятых к бухгалтерскому учету в качестве объектов нематериальных активов (сальдо по счету 08.5 «Приобретение нематериальных активов»);

· долгосрочные беспроцентные займы.

При заполнении показателей группы статей «Запасы» учитываются следующие особенности.

В соответствии с пунктом 25 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв образуется на величину положительной разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ по кредиту счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 91.2 «Прочие расходы». В следующем отчетном периоде по мере списания материальных ценностей, по которым образован резерв, зарезервированная сумма восстанавливается обратной записью. Аналогичная запись делается при повышении рыночной стоимости материальных ценностей, по которым ранее были созданы соответствующие резервы.

Организация при формировании показателя «Готовая продукция и товары для перепродажи» уменьшает стоимость остатков товаров на величину сальдо по кредиту счета 42 «Торговая наценка».

Дебиторская задолженность приводится в бухгалтерском балансе с подразделением на краткосрочную и долгосрочную. В соответствии с пунктом 19 ПБУ 4/99 задолженность представляется как краткосрочная, если срок обращения (погашения) по ней не более 12 месяцев после отчетной даты. Остальная дебиторская задолженность представляется как долгосрочная.

В балансе дебиторская задолженность показывается в нетто-оценке, то есть за вычетом резервов по сомнительным долгам (сальдо по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»). В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

В новой форме бухгалтерского баланса не предусмотрена расшифровка состава денежных средств организации. Заполнение показателя производится путем суммирования остатков на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» (за исключением депозитных вкладов) и 57 «Переводы в пут». При этом остатки денежных средств в иностранной валюте на 31 декабря пересчитываются по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату, с отнесением курсовых разниц на финансовые результаты.

Показатель «Собственные акции, выкупленные у акционеров» перенесен из раздела «Оборотные активы» в раздел «Капитал и резервы». Данные по этому показателю в форме показываются в круглых скобках (при подсчете итогов по разделу – вычитаются).

При заполнении статей «Резервный капитал» и «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» следует учитывать, что в соответствии с пунктом 14 Указаний о порядке составления бухгалтерской отчетности в годовом бухгалтерском балансе данные по ним показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и т. д.

При заполнении групп статей «Займы и кредиты» в разделах «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства» следует учитывать следующие особенности.

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 15/01 задолженность по полученным займам и кредитам показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Их начисление производится в соответствии с порядком, установленным в договоре займа и (или) кредитном договоре (п. 16 ПБУ 15/01).

Подразделение кредиторской задолженности по полученным займам и кредитам на краткосрочную и долгосрочную для целей бухгалтерского учета производится в соответствии с пунктом 5 ПБУ 15/01. Краткосрочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев (учитывается на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»). Долгосрочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев (учитывается на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»).

При этом в отношении долгосрочной задолженности организация предусматривает в своей учетной политике:

- перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную, когда по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммы долга остается 365 дней (отражается записью по дебету счета 67 и кредиту счета 66);

- учет находящихся в его распоряжении заемных средств, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности.

Подразделение кредиторской задолженности по полученным займам и кредитам на краткосрочную и долгосрочную для целей бухгалтерского отчетности производится в соответствии с пунктом 19 ПБУ 4/99.

При заполнении показателя «Отложенные налоговые обязательства» организация руководствуется ПБУ 18/02. Под отложенным налоговым обязательством (ОНО) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 15 ПБУ 18/02). В бухгалтерском учете признание ОНО отражается записью по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчет налога на прибыль». Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в текущем отчетном периоде отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете обратными записями.

При заполнении статьи «Задолженность участникам по выплате доходов» учитывают, что если учредители (участники) состоят с организацией в трудовых отношениях, то начисленные доходы от участия этих лиц в капитале организации учитываются по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Соответственно, при представлении в бухгалтерском балансе данных о задолженности участникам по выплате доходов к сальдо по кредиту счетов 75.2 «Расчеты по выплате доходов» и 75.3 «Расчеты по акциям на предъявителя» прибавляется сальдо по кредиту счета 70 в части начисленных, но не выплаченных доходов от участия.

При составлении годовой бухгалтерской отчетности организация наряду с балансом обязательно заполняет форму №2 «Отчет о прибылях и убытках». В ней формируется финансовый результат хозяйственной деятельности, а также сумма чистой прибыли (убытка), полученная организацией за отчетный период. Рассмотрим основные принципы составления отчета о прибылях и убытках за 2007 г.

Показатели Отчета представляются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. В Отчете представляются данные о доходах и расходах, прибыли и убытках организации как минимум за два года. С этой целью в форме, рекомендованной Минфином, введены две графы для формирования показателей. В графе 3 бухгалтер отражает данные за отчетный период, а в графе 4 – за аналогичный период предыдущего года.

При формировании Отчета за 2007 г. данные в графу 4 переносятся из графы 3 Отчета за 2006 г.

При заполнении Отчета бухгалтер поэтапно формирует такие показатели: прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения (финансовый результат); чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

После этого заполняются справочные данные и приводится расшифровка отдельных прибылей и убытков.

Рассмотрим порядок формирования каждого из перечисленных показателей Отчета.

Сумма прибыли (убытка) от продаж формируется в разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности».

По строке 010 отражается выручка от продажи товаров (готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг) за отчетный период. Сумма выручки указывается в Отчете в нетто-оценке, то есть за минусом НДС, акцизов и других аналогичных платежей. Показатель строки 010 – это разница между кредитовым оборотом по субсчету «Выручка» счета 90 и дебетовым оборотом по субсчетам «НДС» и «Акцизы» того же счета.

В строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» приводится покупная стоимость товаров. Причем данные о себестоимости должны соответствовать тем видам продукции, товаров, работ и услуг, выручка от продажи которых указана в строке 010. Показатель строки 020 формируется исходя из дебетового оборота по субсчету «Себестоимость продаж» счета 90 в корреспонденции со счетами 20, 41 и 43.

В строку 029 Отчета записывается величина валовой прибыли. Это разница между выручкой по обычным видам деятельности и себестоимостью реализованных товаров (продукции, работ, услуг):

строка 029 = строка 010 – строка 020.

По строке 030 «Коммерческие расходы» отражаются затраты, связанные со сбытом продукции, и издержки обращения, относящиеся к продажам отчетного периода. Это дебетовый оборот счета 90 в корреспонденции с кредитом счета 44. Торговые организации отражают все расходы (кроме покупной стоимости товаров) на счете 44 в качестве издержек обращения. Поэтому при заполнении Отчета все произведенные ими затраты попадают в строку 030 «Коммерческие расходы». Управленческие расходы отдельной строкой у торговых организаций не выделяются.

Финансовым результатом деятельности организации за отчетный период признается величина прибыли (убытка) до налогообложения. При заполнении Отчета этот показатель формируется в разделе «Прочие доходы и расходы». Здесь показываются прочие доходы и расходы организации, признанные таковыми на основании ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

По строке 060 «Проценты к получению» отражаются операционные доходы в виде сумм причитающихся (полученных) процентов по ценным бумагам, депозитам, договорам займа, за использование банком денежных средств организации, находящихся на ее расчетном счете. Показатель данной строки формируется исходя из кредитового оборота по субсчету «Проценты к получению» счета 91.

По строке 070 «Проценты к уплате» показываются операционные расходы в сумме подлежащих к уплате (уплаченных) процентов по ценным бумагам, договорам займа и кредита. Показатель данной строки определяется как дебетовый оборот по субсчету «Проценты к уплате» счета 91.

Все остальные виды операционных доходов приводятся по строке 090 Отчета. Здесь отражаются отражены суммы выручки (без учета НДС) от продажи основных средств и иных активов (за исключением сумм, отраженных в строке 010 Отчета), а также прибыль от участия в совместной деятельности (по договору простого товарищества). Кроме того, в этой строке указывается выручка по договорам аренды и по договорам передачи нематериальных активов во временное пользование (если эти операции не относятся к основной деятельности организации). Для формирования показателя строки 090 берется кредитовый оборот по субсчету «Прочие доходы» счета 91 (в части сумм, не указанных по строкам 060 и 080 Отчета).

По строке 100 «Прочие операционные расходы» отражаются остаточная стоимость основных средств и стоимость иных активов (кроме готовой продукции и товаров), которые были проданы в отчетном периоде. Здесь также записываются расходы, осуществленные в связи с продажей этого имущества. В этой же строке указываются расходы на оплату банковских услуг, на содержание законсервированных мощностей, затраты, понесенные в связи с прекращением производства и аннулированием заказов. По строке 100 также приводятся расходы по обслуживанию ценных бумаг. Здесь же отражаются суммы налогов, начисленные по дебету счета 91. Это налог на имущество, суммы НДС, которые нельзя принять к вычету, а также суммы восстановленного НДС.

По строке 120 «Внереализационные доходы» отражаются суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров, которые причитаются (получены) организацией по решению суда или с согласия контрагента. Кроме того, здесь указываются и суммы, полученные (причитающиеся к получению) в возмещение понесенных убытков.

В состав внереализационных доходов включается прибыль прошлых лет, а также кредиторская (депонентская) задолженность, списанная по истечении срока исковой давности. В строке 120 Отчета также указывается стоимость излишков, выявленных при инвентаризации, а также материальных ценностей и нематериальных активов, полученных безвозмездно по договорам дарения. К внереализационным доходам относится стоимость материалов, полученных при демонтаже или разборке ликвидируемых основных средств.

Если у организации на конец отчетного периода на валютном счете числится иностранная валюта или есть обязательства, выраженные в иностранной валюте, производится их переоценка на отчетную дату. Положительные курсовые разницы относятся к внереализационным доходам. Сюда же включаются и суммовые разницы, возникающие при погашении задолженности по договорам займа или кредита, заключенным в условных единицах.

Показатель строки 120 Отчета формируется как кредитовый оборот по субсчету «Внереализационные доходы» счета 91.

По строке 130 «Внереализационные расходы» отражаются суммы штрафов, пеней и иных санкций по хозяйственным договорам, которые признаны организацией или подлежат уплате по решению суда. Сюда же включаются суммы, уплаченные (подлежащие к уплате) в возмещение убытка, причиненного организацией. Если по ранее присужденным долгам, причитающимся к получению организацией, суд вернул исполнительные документы из-за несостоятельности должника, то суммы невзысканной задолженности списываются в состав внереализационных расходов. К этой же категории относятся судебные расходы, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, а также суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и другие долги, нереальные для взыскания.

По строке 130 Отчета отражаются отрицательные курсовые разницы, возникшие при переоценке имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте. Здесь же показываются и отрицательные суммовые разницы, которые появились при погашении задолженности по договорам займа или кредита, заключенным в условных единицах.

Если на конец отчетного года рыночная стоимость материально-производственных запасов организации снизилась, она обязана создать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Суммы сформированного резерва относятся к внереализационным расходам организации.

По строке 130 Отчета отражается списанная стоимость испорченных, морально и физически устаревших материальных ценностей. Здесь же указывается стоимость активов, безвозмездно переданных другим организациям или физическим лицам, включая сумму расходов, связанных с такой передачей.

Если по итогам инвентаризации были выявлены недостачи или порча материальных ценностей, их стоимость включается в состав внереализационных расходов при условии, что виновные лица не установлены.

Показатель строки 130 – это дебетовый оборот по субсчету «Внереализационные расходы» счета 91.

Необходимо помнить о том, что внереализационные расходы, информация о которых является несущественной для пользователей бухгалтерской отчетности, можно показывать в Отчете свернуто по отношению к соответствующим доходам, которые возникли при совершении одной и той же хозяйственной операции.

Чрезвычайные доходы и расходы отражаются на отдельных субсчетах счета 99. Отдельных строк для них в Отчете не предусмотрено. Чрезвычайные доходы и расходы участвуют в формировании финансового результата деятельности организации за отчетный период. Поэтому для них следует ввести отдельные строки. Либо их можно показать в составе показателей строк 120 и 130.

К чрезвычайным доходам относятся полученные (причитающиеся к получению) суммы страхового возмещения убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, а также стоимость материальных ценностей, полученных при разборке непригодных к использованию основных средств после чрезвычайной ситуации. В состав чрезвычайных расходов списывается стоимость утраченных или испорченных при чрезвычайных ситуациях материальных ценностей.

В строке 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения» записывается финансовый результат деятельности организации за отчетный период. Он рассчитывается таким образом:

строка 140 = строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж» + строка 060 «Проценты к получению» - строка 070 «Проценты к уплате» + строка 080 «Доходы от участия в других организациях» + строка 090 «Прочие операционные доходы» - строка 100 «Прочие операционные расходы» + строка 120 «Внереализационные доходы» - строка 130 «Внереализационные расходы» + строка «Чрезвычайные доходы» - строка «Чрезвычайные расходы». Показатель строки 140 Отчета должен быть равен сумме остатков по субсчетам «Закрытие счета 90», «Закрытие счета 91», «Чрезвычайные доходы» и «Чрезвычайные расходы», открытым к счету 99 «Прибыли и убытки».

Порядок формирования чистой прибыли (убытка) отчетного периода зависит от того, применяет организация ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль[21]» или нет. Так как организация использует данный стандарт бухгалтерского учета, то перед исчислением чистой прибыли (убытка) ей нужно заполнить строки 141, 142 и 150 Отчета.

По строке 141 Отчета отражается сумма отложенных налоговых активов, сформированных за отчетный период в соответствии с требованиями ПБУ 18/02. Этот показатель равен разнице между дебетовым оборотом по счету 09 (начисленные ОНА) и кредитовым оборотом по этому счету (списанные ОНА). Если оборот по кредиту счета 09 превышает оборот по дебету этого счета, получится отрицательный показатель, который показывается в круглых скобках.

По строке 142 отражаются отложенные налоговые обязательства, исчисленные в целях применения ПБУ 18/02. Для расчета показателя данной строки берется разница между кредитовым оборотом по счету 77 (начисленные ОНО) и дебетовым оборотом этого счета (списанные ОНО).

Если оборот по кредиту счета 77 больше дебетового оборота, разница между ними получится положительной. В Отчете эта сумма показывается по строке 142 в круглых скобках (как величина, уменьшающая чистую прибыль организации). Если же дебетовый оборот счета 77 превышает кредитовый, разница будет отрицательной. В Отчете эта сумма записывается без скобок (как показатель, увеличивающий чистую прибыль организации).

По строке 150 отражается сумма текущего налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет по итогам отчетного периода. Показатель строки 150 Отчета должен равняться сумме налога на прибыль, начисленной к уплате по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Организациям, применяющим ПБУ 18/02, при формировании суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете приходится делать много различных проводок (по начислению условного налога, постоянных налоговых обязательств и активов, а также по начислению и списанию отложенных налоговых активов и обязательств). Рассчитывать величину показателя строки 150 Отчета исходя из этих оборотов достаточно трудно. Ее можно рассчитать проще, применяя такой алгоритм: строка 150 Отчета за I квартал отчетного года = сальдо по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»; строка 150 Отчета за полугодие, 9 месяцев и за отчетный год = сальдо по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» + строка 150 Отчета за предыдущий отчетный период.

Заполняя Отчет за 2007 г., для расчета показателя строки 150 нужно сложить остаток по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» и данные строки 150 из Отчета за 9 месяцев 2007 г.

Если по итогам отчетного периода исчислена сумма налога на прибыль к уменьшению (дебетовое сальдо по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»), то в строке 150 Отчета проставляется 0 (ноль). Если остаток по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» образовался в результате переплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, его можно оставить в виде сальдо либо списать на отдельный субсчет счета 09 «Отложенные налоговые активы». Но эта сумма переплаты по налогу не учитывается при формировании строки 141 Отчета.

Организация начисляет налог на прибыль единственной проводкой: Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». В строке 150 Отчета они указывают оборот по этим счетам либо могут воспользоваться алгоритмом расчета, который приведен выше.

Заполнив строку 150 Отчета по данным бухгалтерского учета, бухгалтер сравнивает полученный показатель с суммой налога на прибыль, начисленной за отчетный период по налоговой декларации. Данные бухучета и налоговой декларации в части суммы налога на прибыль должны совпадать.

Если на счете 99 начислены иные обязательные платежи в бюджет (кроме налога на прибыль), то в Отчет после строки 150 потребуется ввести дополнительные строки. К иным обязательным платежам относятся, например, суммы пеней за несвоевременную или неполную уплату налогов и штрафные санкции, начисленные налоговыми органами за совершение налоговых правонарушений.

Такие платежи отражаются на счете 99 (а не на счете 91), потому что они не участвуют в формировании финансового результата деятельности организации, но влияют на величину чистой прибыли (убытка). Именно поэтому суммы налоговых санкций и пеней приводятся в Отчете не в разделе «Прочие доходы и расходы», а непосредственно перед строкой 190, в которой рассчитывается чистая прибыль (убыток) за отчетный период.

К категории «Иные дополнительные платежи в бюджет» относятся также суммы доначисления или уменьшения платежей по налогу на прибыль за прошлые периоды. Суммы, полученные в результате перерасчета налога на прибыль за прошлые годы, отражаются на отдельном субсчете счета 99. А в Отчете их показывают в отдельной строке, введенной после строки 150.

Обратите внимание: на счете 99 отражается сумма доначисления или уменьшения только по налогу на прибыль. Результаты перерасчетов по другим налогам за прошлые годы показываются на счете 91 в составе внереализационных расходов (доходов) как убытки (прибыль) прошлых лет. Эти суммы участвуют в формировании финансового результата. В Отчете они указываются по строке 120 (при пересчете налогов за прошлые годы в сторону уменьшения) или по строке 130 (при доначислении налогов за прошлые годы).

После заполнения строк 141, 142 и 150 (а при необходимости – дополнительных строк) можно приступать к расчету суммы чистой прибыли (убытка) за отчетный период. Она записывается по строке 190 Отчета. Эта величина рассчитывается так:

строка 190 = строка 140 + (-) строка 141 - (+) строка 142 – строка 150 + (-) дополнительные строки.

В справочном разделе Отчета о прибылях и убытках по строке 200 указывается сумма начисленных постоянных налоговых активов и обязательств. Эта величина отражается в Отчете в свернутом виде как разница между суммами ПНО и ПНА, начисленными за отчетный период.

Постоянные налоговые обязательства начисляются такой проводкой: Дебет 99 субсчет «ПНО» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Постоянные налоговые активы начисляются обратной проводкой: Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99 субсчет «ПНА».

При заполнении Отчета показатель строки 200 исчисляется как разница между этими оборотами. Если в результате получается отрицательная величина (сумма ПНА превышает сумму ПНО), то показатель строки 200 записывается в круглых скобках.

 


3 Совершенствование системы бухгалтерского учета финансовых результатов на ООО «Айк»

 

3.1 Предложения по улучшению распределения прибыли предприятия

 

Признание того факта, что в настоящее время у большинства российских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий. Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов.

Чистый доход предприятия представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Эффективное использование прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов. При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.

Во-вторых, реализация продукции — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит, ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.

Так как прибыль отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой. Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия. Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции, соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции. Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это, как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Возможность получения «незаработанной» прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения условий поставки продукции, повышения цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению. Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, — себестоимости продукции.

Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли. Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон. Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении больших доходов, что требует увеличения расходов по статье «Заработная плата» и «Начисления».

В третьих, кредиторы и акционеры должны быть уверены в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же стремится, как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования. На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия

По результатам анализа эффективности использования и распределения прибыли в ООО «Айк» были выявлено, что рентабельность собственного капитала ООО «Айк» снижается, а доля заемного капитала ничтожно мала, что свидетельствует о присутствии производственного риска, т.е. риска недополучения дополнительных доходов. Данное состояние обусловлено отсутствием формирования фонда накопления. Поэтому ООО «Айк» для повышения внутренних резервов эффективности использования прибыли, и повышения рентабельности собственного капитала следует пересмотреть политику распределения чистой прибыли.

ООО «Айк» необходимо найти оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и процентом увеличения собственных средств (внутренними темпами роста).

 

3.2 Анализ экономической эффективности внесенных предложений

 

Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств предприятия.

Если представить фонд потребления как произведение чистой прибыли и нормы распределения прибыли, рентабельность собственных средств может быть рассчитана так:

 

, (3.1)

 

где НР— норма распределения прибыли;

ВТР— внутренние темпы роста.

 

 (3.2)

 

Для ООО «Айк» следует предложить следующий порядок распределения чистой прибыли:

- 15% - на формирование резервного капитала;

- 35% - на фонд потребления;

- 50%- фонд накопления.

При данном порядке распределения прибыли предприятия внутренние темпы роста составят:

ВТР0 = 3,1 * (1- 0,85) = 0,46

ВТР1 = 3,1 * (1-0,50) = 1,55

Рентабельность собственного капитала ООО «Айк» составит:

Rcc1 = 3,1 + 1,55 = 4,7

Таким образом, эффективность предлагаемых мероприятий можно представить в табл. 3.1.

 


Таблица 3.1




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: