Реформа пенсионной системы

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в РФ представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.

Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества людей.

Глубокий кризис, который переживает государственная пенсионная система РФ сегодня в значительной мере был спровоцирован резким скачком цен в 1992 году, не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии. Также причина этого кризиса кроется и в самой системе пенсионного обеспечения, в законодательстве, которым она закрепляется.

Между началом уплаты взноса и выходом на пенсию проходит очень много времени. Это приводит к тому, что неэффективные и ошибочные решения оказываются очевидными только по прошествии длительного периода. Поэтому проблемы, которые приходится решать сегодня во многом порождены несовершенством подходов прошлых лет. Сюда относят в частности:

þ несовершенство взаимоотношений пенсионного и федерального бюджетов;

þ индексация пенсий, не учитывающая наличие финансовых источников;

þ нерациональная структура пенсионных прав, в которых значительную долю занимают льготы для множества профессий.

Недостатки финансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и из-за того, что общая сумма поступавших страховых взносов не влияла на размер получаемой пенсии. На финансовую устойчивость пенсионной системы сказывается низкое соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами.

Число пенсионеров растёт, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение. В 2004 году в РФ на одного пенсионера приходится только 1,7 работающих[1]. По данным демографического прогноза, наиболее трудный период ожидается в 2007-2008 годах.[2]

Учитывая это, можно сказать, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, вновь начнёт обостряться и дальнейшем неизбежно приведёт к неплатежеспособности Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства.

Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные условия, приводит к ситуации, когда независимо от продолжительности срока, в течение которого уплачивались взносы и их величины, получают пенсию большего размера в течении более длительного периода.  

Основными проблемами пенсионного обеспечения на данном этапе является длительные задержки выплат пенсий, низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий.

Минимальный размер пенсии[3] значительно ниже прожиточного минимума нетрудоспособного населения, несмотря на то, что в нашей стране установлен высокий тариф страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд (29% оплаты труда).

При существующей системе пенсионного обеспечения заработная плата и прошлый трудовой вклад пенсионера не играют сколько-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии. Идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров пенсий.

Все эти причины обусловили необходимость реформы существующей системы пенсионного обеспечения РФ. Концепцией пенсионной реформы предлагается переход от распределительной системы к накопительной системе финансирования пенсий. Накопительная система предполагает три уровня пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионная реформа предлагает введение индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. С 1 января 1997 года на всей территории РФ уже вступил в силу Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования.”

Суть персонифицированного учета в том, что для каждого работающего открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем пенсии по возрасту. Система учета строится таким образом, что где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и заработке будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет. Обеспечиваются достоверность данных, их сохранность и конфиденциальность. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, хранящихся в индивидуальном лицевом счете, данному застрахованному лицу назначается пенсия.                       

Концепцией пенсионной реформы предполагается введение трех уровней пенсий:

þ социальные (базовые) пенсии;

þ трудовые (страховые) пенсии;

þ негосударственные (дополнительные) пенсии.

Намечается изменение в соотношения в размерах взносов, уплачиваемых гражданами и организациями в пенсионный фонд, поэтапно установить для них одинаковую норму страховых взносов в процентах к заработку работника.

При том, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату предлагается увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет выплачивать вместо работодателя. Сумма страховых взносов не должна увеличиться. Предполагается, что работник, зная, что размер пенсии зависит от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден будет включиться в механизм контроля за их своевременной уплатой. Это позволит избежать или по крайней мере сократить количество случаев неуплаты взносов в Пенсионный Фонд.

Важным нововведением должно стать паритетное, трехстороннее управление средствами, предназначенными для выплаты пенсий, с участием государства, работодателей, профсоюзов.

Принят Федеральный Закон “О порядке исчисления и увеличения гос. пенсий”, предусматривающий расчет размера пенсии на основе вычисления индивидуального коэффициента для каждого пенсионера.

Но несмотря на все принимаемые меры, финансовый кризис в системе пенсионного обеспечения продолжает усугубляться.



Заключение

Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения.

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования.

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная пенсионная реформа с целью повысить уровень пенсионного обеспечения населения и обеспечить текущую и долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы в условиях предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации.

Анализ бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007г. показал следующие результаты: доходы Фонда на 2007 год предусматривается утвердить в сумме 1891248,8 млн. рублей, или 120,7 % к соответствующим показателям бюджета ПФР 2006 года (здесь и далее в сопоставимых условиях - 111,6 %), из них 1771444,4 млн. рублей, или 121,1 % (111,8 %), в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, (в том числе 88245,9 млн. рублей на покрытие дефицита бюджета Фонда), и расходы - в сумме 1770812,2 млн. рублей, или 118,9 % (109,9 %), из них 1761883,3 млн. рублей, или 118,8 % (109,8 %), в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (далее - распределительная составляющая бюджета). Превышение доходов над расходами бюджета ПФР составляет 120436,6 млн. рублей, но при этом складывается текущий дефицит по распределительной составляющей бюджета в сумме 88245,9 млн. рублей, покрытие которого, в целях обеспечения текущей сбалансированности бюджета Фонда, предусмотрено осуществлять в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Остатки средств бюджета Фонда по распределительной составляющей на 1 января 2007 года определены в сумме 23227,3 млн. рублей, на 1 января 2008 года - в сумме 32788,4 млн. рублей. Законопроектом норматив оборотных денежных средств установлен дифференцировано и составит на 1 января 2007 года 32884,6 млн. рублей, на 1 января 2008 года - 37882,1 млн. рублей. Покрытие установленного норматива оборотных средств денежными средствами в 2007 году в полном объеме не обеспечивается. Остатки средств распределительной составляющей бюджета Фонда к нормативу составят на 1 января 2007 года 70,6 %, на 1 января 2008 года - 86,6 %. Недостатки оборотных денежных средств на указанные даты составят 9657,3 млн. рублей и 5093,7 млн. рублей, соответственно, что создаст предпосылку к невыполнению ПФР своих обязательств по пенсионным и другим выплатам гражданам. Накопительная составляющая бюджета ПФР сформирована по доходам в сумме 119804,4 млн. рублей (без учета средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2007 года - в сумме 345303,6 млн. рублей) и по расходам в сумме 8928,9 млн. рублей (увеличение остатка пенсионных накоплений на 1 января 2008 года - 110875,5 млн. рублей). В проекте бюджета Фонда на 2007 год впервые учтены доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений в сумме 480,6 млн. рублей, которые должны поступить в ПФР от управляющих компаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (перемещения пенсионных накоплений по заявлениям застрахованных лиц).[4]

Среди основных проблем пенсионной системы можно выделить:

1) Дефицит бюджета Пенсионного фонда.

2) Действующий закон «О НПФ» не соответствует своему названию: он недостаточно подробно характеризует особенности НПФ как организационно-правовой формы юридического лица, а также содержит много положений, выходящих за рамки его наименования.

3) За последнее время не принято ни одного значимого решения из числа мер, необходимых для продолжения реформы.
4) Проявление кризиса доверия.

5) Постоянное финансирование из федеральных источников противоречит самой концепции ПФР, который создавался как организация с самостоятельной структурой финансирования за счет страховых выплат.

Среди основных причин неудач пенсионной реформы можно выделить:

þ Перевод россиянами средств из государственной пенсионной системы в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании (УК)[5]. Причина здесь в том, что НПФ и УК – это молодые, только нарождающиеся компании.

þ Снижение ЕСН привело частично к дефициту ПФР, но главное – демографическая ситуация в стране.

þ У россиян еще не сформировались современные рыночные подходы к пенсионному планированию.

Предложения по реформированию пенсионной системы России:

1) Особое внимание необходимо уделить возможности совершенствования пенсионного законодательства и регулирования, в частности законодательства по НПФ.

2) Российскую пенсионную систему нужно продолжать корректировать, планомерно заменяя бюджетные источники ее финансирования рыночными.

3) Организовать ликбез для граждан всех возрастов по теме социального страхования, в том числе пенсионного. Необходимо включить в государственный образовательный стандарт специальную методику, которая объясняла бы всем гражданам их права в пенсионной системе.

4) Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.

Деятельность государства в такой стратегически важной сфере, как пенсионное страхование, должна быть строго концептуальна: все должны знать, в какую сторону нужно двигаться, чтобы пенсионная система, сегодня находящаяся в определенном застое, получила должное развитие.

 

 

  




Литература

 

 

1 Кодекс законов о труде РФ

2 Закон РФ “ О государственных пенсиях в РФ”

3 Комментарий к Кодексу законов о труде РФ

4 Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 года

5 К.Д. Крылов “Право на будущие”. Российская газета №16, 98г.

6 А. Бажанова “ Основные направления развития пенсионной системы РФ”.

7 Экономико-правовой бюллетень №1, 98г.

8 http://moscow.newsru.com/article/03Jan2008/pension_twice

9 http://www.newsru.com/

10 «Гарант», 2007г.

11 Проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации
на 2007 год»

12


 


[1] Государственная пенсионная система даже после перехода на накопительные рельсы ничего обещать не может. Тот, кто выходит на пенсию сейчас, вправе рассчитывать лишь на 27% от среднероссийской зарплаты. Разумеется, чем выше зарплата до перехода на заслуженный отдых, тем хуже пенсионная пропорция. Дальше ситуация будет только обостряться. Старение населения диктует свое: в 2005 году на каждого пенсионера приходилось почти двое работающих, а через 30 лет будет приходиться всего один. [9]

 

[2] Экономико-правовой бюллетень, № 1, 98 год, стр 7. [7]

[3] С 1 февраля 2008 года размер пенсий увеличится до 5 310 рублей. Следующий этап увеличения намечен на 1 декабря 2008 года - тогда уровень пенсий поднимется до 6 540 рублей. [8]

[4] Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации
на 2007 год» [11]

 

[5] В 2006 г. было зафиксировано 1,04 млн заявок о переводе накопительной части пенсии из ПФР






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: