Список использованных источников и литературы

 

1. Артамонов Б.В. Стратегия управления авиапредприятием/ Б.В. Артамонов. - Н. Новгород: Талам, 2002. - 128 с.

2. Алехин Э.В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов/ Э.В. Алехин. - Пенза: ПГУ. -160 с.

3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов/под ред.Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 225 с.

4. Быкова А. Организационные структуры управления/А. Быкова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. - 160 с.

5. Барков С.А. Социология организаций/ С.А. Барков. - М.: Изд. - во: МГУ, 2004. - 288 с.

6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - М.: Гардарики, 2001. - 287с.

7. Виханский О.С., Наумов А. И.; "Обучение менеджменту. Человек - стратегия - организация"; Школа управления МГУ; Москва - 2004г.

8. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд. - во ТРТУ, 1997. - 320 с.

9. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 250c.

10. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267с.

11. Григорьев Л.Ю. Организация управления в развивающихся компаниях и новые задачи информационных систем/Л.Ю. Григорьев // www.big.ru

12. Кондратьев В. ОРД "Как есть" и "как надо"/ В. Кондратьев // Управление компанией. - 2003. - №1 (20). - С.39

13. Лукичева Л.И. Управление организацией. /Л.И. Лукичева; под ред. Ю.П. Анискина. - 3-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2007. - 346 с.

14. Майкл Х. Мескон. Основы менеджмента/ Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 672 с.

15. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура/ Р. Мертон. - М.: АСТ, 2006. - 873 с.

16. Пригожин А.И. Методы развития организаций/ А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2003. - С.21 (всего 864)

17. СанПиН 2.2.4 1191-03 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Электромагнитные поля в производственных условиях"

18. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"

19. СанПиН 2.2.2/2.4 1340-03 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"

20. СН 2.2.4/2.1.8 562-96 Санитарные нормы "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки"

21. СНиП 23-05-95 "Строительные нормы и правила РФ. Естественное и искусственное освещение"

22. Охрана труда при работе с видеотерминалами. - Самара: СамГаПС, 2004, - 16 с.

23. Первая помощьпострадавшим от электрического тока: методические указания к лабораторной работе по курсу "Безопасность жизнедеятельности"/ сост.С.Т. Гончар, Е.В. Борисова. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 37 с.

24. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров / В.А. Спивак. - М.: Эксмо, 2007. - 624 с.

25. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом / В.А. Спивак - Спб.: Питер, 2000. - 552 с.

26. Фролов С.С. Социология организаций / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 2001. - 304

27. Цандер Э. Практика управления / Э. Цандер. - Москва - 2003 г. - 16о с.



Приложения

 

Приложение 1

 

Рис.1. Модель управления авиакомпанией с позиции системного подхода



Приложение 2

 

 

Рис.2. Подсистемы жизнеобеспечения авиакомпании

 


Приложение 3

 

Рис.3. Организационная структура СОП ОАО "Авиакомпания "Татарстан"

 

Приложение 4

 

Табл.1. Матрица функциональной ответственности СОП ОАО "Авиакомпания "Татарстан"

    Начальник СОП Ведущий специалист по расписанию Специалист по расписанию Старший специалист SITA DCS Специалист по контролю наземного обслуживания рейсов в ОАО "МАК" Специалист по организации бортпитания и сервиса Специалист по коммерческой деятельности Ведущий специалист по организации внутренних перевозок Специалист по организации внутренних перевозок Специалист по организации грузовых перевозок Специалист по организации продажи авиаперевозок Старший билетный кассир Билетный кассир Специалист по рекламной деятельности
1. Организация воздушных перевозок пассажиров, багажа, почты и грузов рейсами авиакомпании                            
1.1 Проведение оперативной работы по контролю регулярности полетов   +                        
1.1.1 Деятельность в составе оперативного штаба по контролю регулярности полетов в части касающейся вопросов СОП + +                        
1.1.2 Выработка решений и принятие мер по устранению выявленных недостатков, влияющих на регулярность полетов   +                        
1.2 Организация разработки и утверждения расписания движения регулярных рейсов авиакомпании на весенне-летний, осенне-зимний период + -                        
1.2.1 Организация разработки проекта расписания движения регулярных рейсов на период + -                        
1.2.2 Подготовка проекта расписания движения регулярных рейсов на период     +                      
1.2.3 Организация и контроль согласования слотов в аэропортах отправления, прибытия и промежуточных посадок + -                        
1.2.4 Согласование слотов в аэропортах отправления, прибытия и промежуточных посадок     +                      
1.2.5 Организация и контроль своевременной подачи требуемых документов авиационным властям России и государств аэропортов назначения и промежуточных посадок + -                        
1.2.6 Подготовка и своевременная подача требуемых документов авиационным властям России и государств аэропортов назначения и промежуточных посадок     +                      
1.2.7 Публикация расписания регулярных рейсов и его изменений через ЦРТ     +                      
1.2.8 Организация отправки и регистрации телеграмм ОКР, согласования слотов + -                        
1.2.9 Отправка и регистрация телеграмм ОКР, согласования слотов     +                      
1.2.10 Контроль ввода рейсов и изменений по нему в автоматизированных системах бронирования + -                        
1.3 Организация оперативного изменения расписания движения ВС   -                        
1.3.1 Получение у специалистов Авиатехнической базы (АТБ), ЛО сведений о наличии воздушных судов под рейсы, штурманских расчетов     +                      
1.3.2 Контроль своевременного согласования изменений в расписании движения самолетов с заинтересованными службами и подразделениями авиакомпании и аэропортов   -                        
1.3.3 Согласование изменений в расписании движения самолетов с заинтересованными службами и подразделениями авиакомпании и аэропортов     +                      
1.3.4 Организация и контроль своевременного информирования служб и подразделений авиакомпании, а также служб аэропортов об изменениях в расписании движения самолетов авиакомпании   -                        
1.3.5 Передача информации о расписании движения самолетов и изменениях в нем заинтересованным службам и подразделениям авиакомпании     +                      
1.4 Обновление и отправка весовых и центровочных данных в аэропорты оперирования авиакомпании       +         +          
1.5 Оперативный контроль пассажирской загрузки +     +       + -   +      
1.5.1. Изменение данных о рейсе в системе бронирования +     +       + -   +      
1.5.2. Подготовка телеграмм о наличии транзитных, VIP-пассажиров               + -   +      
1.5.3. Создание стыковок между рейсами авиакомпании +                   +      
1.5.4. Закрытие, открытие продажи на рейсы в автоматизированной системе бронирования Gabriel +                   +      
1.5.5. Контроль продажи мест на рейсы в автоматизированной системе бронирования Gabriel +                   +      
1.6 Контроль выполнения персоналом авиакомпании, службами аэропортов оперирования авиакомпании требований ФАП-82 +             + +          
1.7 Организация и контроль своевременного выполнения технологических операций по обслуживанию рейсов авиакомпании в ОАО "МАК"         +                  
1.8 Организация и обеспечение воздушных перевозок грузов регулярными и нерегулярными рейсами авиакомпании                   +        
1.8 1. Организация воздушной перевозки и перевалки грузов                   +        
1.8 2. Проведение оперативного розыска багажа пассажиров                   +        
1.9 Организация групповой перевозки пассажиров               +            
1.10 Организация оформления авиабилетов для чартерной авиаперевозки               +            
1.11 Ведение учета проданных авиаперевозок               + +   +      
1.11.1 Ведение учета проданных пассажирских авиаперевозок               + +   +      
1.11.2 Ведение учета грузовых авиаперевозок                   +        
1.12 Участие в работе претензионной комиссии по вопросам СОП   +             + - + +      
1.13 Разработка и заказ сопроводительной документации, бланков строгой отчетности, обеспечение ими заинтересованных служб авиакомпании, аэропортов оперирования, агентов по продаже авиаперевозок               + -          
2. Организация и осуществление бронирования, продажи пассажирских и грузовых перевозок                            
2.1 Размещение ресурса мест авиакомпании в системе бронирования Gabriel                     +      
2.2 Контроль продажи блоков мест авиакомпаний-партнеров по договору код-шеринга                     +      
2.3 Консультирование агентов по продаже авиаперевозок и кассиров                     +      
2.4 Мониторинг тарифной политики авиакомпании +             - -   +      
2.5 Контроль правильности применения кассирами тарифов и сборов, правильности оформления авиаперевозок.                       +    
2.6 Контроль бланков строгой отчетности, используемых кассирами.                       +    
2.7 Бронирование, продажа и оформление пассажирских, грузовых перевозок                         +  
2.8 Оформление отчетности по продажам авиабилетов                         +  
2.9 Консультирование пассажиров авиакомпании по рейсам, тарифам                         +  
2.10 Оформление сверхнормативного багажа                         +  
3. Организация внедрения и обеспечение эксплуатации автоматизированной системы регистрации (SITA DCS) в аэропортах оперирования авиакомпании                            
3.1 Организация внедрения системы регистрации SITA DCS в аэропортах оперирования авиакомпании       +                    
3.2 Контроль хода регистрации через систему регистрации SITA DCS.       +                    
3.3 Ведение и обновление базы данных программы SITA DCS       +                    
4. Организация и обеспечение сервиса и питания пассажиров и экипажей на борту воздушных судов                            
4.1 Организация бортового питания на борту ВС           +                
4.2 Разработка программ сервисного обслуживания пассажиров на борту воздушных судов и в аэропортах           -                
4.3 Организация и обеспечение торговли и предоставления сопутствующих услуг на борту воздушных судов             +              
5. Организация и проведение мероприятий по повышению качества оказываемых услуг                            
5.1. Разработка и внедрение нормативной документации, элементов системы менеджмента качества в деятельность СОП   +                        
5.2. Контроль соблюдения технологии и качества обслуживания авиакомпании в ОАО "МАК"         +                  
5.3. Контроль качества утвержденных рационов           -                
5.4. Проведение технической учебы со службой бортпроводников           +                
6. Проведение рекламных и маркетинговых мероприятий и исследований рынка воздушных перевозок                           +
6.1. Взаимодействие с рекламными агентствами и СМИ по вопросам изготовления и размещения рекламной продукции                           +
6.2. Разработка локальных нормативно-методических документов, касающихся рекламно-информационной деятельности в авиакомпании                           -
6.3. Разработка и проведение маркетинговых мероприятий в целях увеличения пассажиропотока авиакомпании + - -     - - - - - -     -
6.4. Ведение деловой переписки с агентами авиакомпании по продаже авиаперевозок, аэропортами, государственными учреждениями и т.д.                 +          
6.5. Подготовка и размещение информации на сайте авиакомпании                   +          

 


Приложение 5

 

Табл.2. Основные рекомендации по внесению изменений в нормативные документы, регламентирующие деятельность СОП ОАО "Авиакомпания "Татарстан"

Должность Внести в текст: Исключить из текста Примечания:
Ведущий специалист по расписанию "Проводит оперативную работу по контролю регулярности полетов" "Принимает надлежащие и обоснованные меры по устранению выявленных недостатков, влияющих на регулярность полетов - В настоящее время большая часть функций данного специалиста выполняет непосредственно Начальник СОП - см. функции 1.2., 1.2.1., 1.2.3., 1.2.5., 1.2.8 Возможные решения: А. Специалист по расписанию в данном конкретном случае выступает скорее в качестве специалиста по внедрению системы менеджмента качества в деятельности СОП. Поскольку данная единица, несмотря на значимость выполняемых ею функций, в штате СОП отсутствует, и в штатном расписании службы присутствует специалист по расписанию, представляется возможным произвести пересмотр должностных обязанностей сотрудника с официальным закреплением должности специалиста/менеджера по качеству в организационной структуре СОП. В) Внести в должностную инструкцию сотрудника предлагаемые изменения и скоординировать его деятельность таким образом, чтобы обеспечить выполнение тех функций которые им не выполняются. Данный вариант решения представляется более целесообразным, поскольку позволит "снять" с начальника СОП ответственность за выполнение данных несвойственных функций.
Специалист по расписанию - -   Функции, выполняемые специалистом по расписанию, соответствуют требованиям, предъявляемым к его деятельности нормативными документами. Единственным исключением в данном случае является "Участие в маркетинговых мероприятиях по разработке новых маршрутов".
Старший специалист SITA DCS - - Помимо основных функций, связанных с организацией внедрения автоматизированной системы,Старший специалист SITA DCS выполняет функции, связанные с оперативным контролем пассажирской загрузки и передачей весовых и центровочных данных, дублируя деятельность других специалистов. Возможное решение: не возлагать на старшего специалиста SITA DCS ответственность за выполнение данных функций, поскольку они уже выполняются другими специалистами (группой перевозок), и их выполнение непосредственно не связано с деятельностью старшего специалиста.
Специалист по контролю наземного обслуживания рейсов в ОАО "МАК" - - Не выявлено возможных зон пересечения ответственности и полномочий. Выполняемые специалистом функции не дублируются другими сотрудниками СОП.
Специалист по организации бортпитания и сервиса   "Осуществляет разработку программ сервисного обслуживания пассажиров на борту воздушных судов и в аэропортах" Специалистом по организации бортпитания и сервиса выполняются все требуемые функции по организации бортового питания. Однако крайне спорным является вопрос принадлежности функции "Разработки программ сервисного обслуживания пассажиров на борту воздушных судов и в аэропортах". С одной стороны, ответственность за выполнение данной функции закреплена за специалистом по организации бортпитания и сервиса, с другой - данная функция фактически выполняется сервисным центром АТБ авиакомпании, что позволяет исключить ее из состава функций СОП. В данном случае автор полагает необходимым возложить ответственность за выполнение данной функции на сервисный центр АТБ. Кроме того, специалистом фактически не реализуется функция, связанная с контролем качества рационов и проведением маркетинговых мероприятий.
Специалист по коммерческой деятельности - - Не выявлено возможных зон пересечения ответственности и полномочий. Выполняемые специалистом функции не дублируются другими сотрудниками СОП. Специалистом фактически не реализуется функция, связанная с проведением маркетинговых мероприятий.
Ведущий специалист по организации внутренних перевозок   1. "Осуществляет организацию и обеспечение воздушных перевозок групп пассажиров регулярными и нерегулярными рейсами авиакомпании". 2. "Организует и контролирует своевременное и надлежащее оформление авиабилетов для чартерной авиаперевозки"   1. Термин "внутренние перевозки" изменить на "пассажирские авиаперевозки" 2. "Осуществляет оперативный контроль пассажирской загрузки" В нормативных документах отсутствует упоминание об авиаперевозках групп, хотя данная функция фактически выполняется ведущим специалистом. Нормативными документами регламентируется выполнение ведущим специалистом функций оперативного контроля пассажирской загрузки, однако фактически данные работы также выполняются специалистом по организации продаж - имеет место дублирование функций. Возможное решение: Сохранить ответственность за выполнение данной функции за специалистом по организации продаж (в силу специфики деятельности последнего). Кроме того, ведущий специалист также организует оформление авиабилетов на чартерные авиаперевозки, что должно быть отражено в нормативных документах. Не выполняется функция мониторинга тарифной политики, а также функция, связанная с проведением маркетинговых мероприятий. Следует уточнить, кто именно должен выполнять функции по соблюдению требований ФАП-82 - ведущий специалист по организации внутренних перевозок, либо специалист по организации внутренних перевозок. В данном случае автор считает необходимым уточнить следующее - кто именно контролирует и кто организует обеспечение ФАП-82 в аэропортах оперирования авиакомпании. Предлагается следующий вариант - сохранить за ведущим специалистом функции контроля обеспечения данного процесса. Спорный характер имеет разделение специалистов по типам воздушных линий. Специалисты по организации внутренних перевозок уделяют равное внимание, как внутренним рейсам, так и международным. Кроме того, в штатном расписании СОП должность специалиста по организации международных перевозок фактически отсутствует. Принимая во внимание вышеизложенное, допустимо сформулировать должность специалиста следующим образом: Ведущий специалист по организации пассажирских перевозок.
Специалист по организации внутренних перевозок "Организует работу с персоналом авиакомпании, службами аэропортов оперирования по соблюдению требований ФАП-82." "Своевременно обновляет и передает весовые и центровочные данные воздушных судов в аэропорты оперирования авиакомпании". "Своевременно редактирует и обновляет информацию на интернет-сайте компании" "Контролирует выполнение персоналом авиакомпании, службами аэропортов оперирования авиакомпании требований ФАП-82" "Разрабатывает и заказывает сопроводительной документации, бланков строгой отчетности, организует обеспечение ими заинтересованные службы авиакомпании, аэропорты оперирования, агентов по продаже авиаперевозок" Необходимо иначе сформулировать наименование должности (в силу казанных выше причин) - специалист по организации пассажирских авиаперевозок. Поскольку обеспечение ФАП-82 в аэропортах возложено также на ведущего специалиста и в целях исключения дублирования функций внести следующее уточнение - специалист организует работу с аэропортами, представителями по обеспечению ФАП-82. Закрепить за специалистом функции по своевременному обновлению и отправке весовых и центровочных данных воздушных судов в аэропорты оперирования авиакомпании. Нормативными документами регламентируется выполнение специалистом (наряду с ведущим специалистом) функций оперативного контроля пассажирской загрузки, однако фактически данные работы также выполняются специалистом по организации продаж - имеет место дублирование функций. Возможное решение: Сохранить ответственность за выполнение данной функции за специалистом по организации продаж (в силу специфики деятельности последнего). Специалистом фактически не выполняются работы, связанные с заказом сопроводительной документации, хотя нормативными документами их выполнение регламентируется. Следует заметить, что данный блок функций выполняется ведущим специалистом. В этой связи необходимо внести следующее уточнение - закрепить данные функции исключительно за ведущим специалистом. Спорным является вопрос о том, кто ответственен за наполнение сайта авиакомпании. Фактически этим занимается специалист по организации внутренних перевозок. Предлагается сохранить существующее положение вещей, но регламентировать выполнение данной функции нормативными документами.
Специалист по организации грузовых перевозок - - Не выявлено возможных зон пересечения ответственности и полномочий. Выполняемые специалистом функции не дублируются другими сотрудниками СОП. Специалистом фактически не реализуется функция, связанная с проведением маркетинговых мероприятий.
Специалист по организации продажи авиаперевозок - "Вести учет проданных авиаперевозок" Поскольку учет проданных перевозок также ведется группой управления перевозками представляется необходимым "снять" ответственность со специалиста за выполнение данной функции.
Старший билетный кассир Билетный кассир - - Выполняемые специалистами функции не дублируются другими сотрудниками СОП.
Специалист по рекламной деятельности - - Не реализуется среднесрочное и долгосрочное планирование рекламных мероприятий авиакомпании, не выполняется функция по разработке локальных нормативно-методических документов, касающихся рекламно-информационной деятельности в авиакомпании

 

Ведущий специалист по расписанию

№п/п

Наименование выполняемой функции Позиция функции
Организация и внедрение элементов менеджмента качества в деятельность СОП В
  Проведение оперативной работы по контролю регулярности полетов B
1.1 Деятельность в составе оперативного штаба по контролю регулярности полетов в части касающейся вопросов СОП. B
1.2 Выработка решений и принятие мер по устранению выявленных недостатков, влияющих на регулярность полетов. B
2. Разработка и внедрение нормативной документации, элементов системы менеджмента качества в деятельность СОП. B
2.1 Приведение в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовой документации B
2.2 разработка нормативной документации СОП с учетом менеджмента качества на предприятии и в соответствии с действующим законодательством B
3. Организация разработки и утверждения расписания движения регулярных рейсов авиакомпании на весенне-летний, осенне-зимний период С
3.1 Организация подготовки проекта расписания движения регулярных рейсов на период С
3.2 Организация и контроль согласования слотов в аэропортах отправления, прибытия и промежуточных посадок С
3.3 Организация и контроль своевременной подачи формы "Р" авиационным властям России и государств аэропортов назначения и промежуточных посадок С
3.4 Организация и контроль своевременной подачи РПЛ в ГЦ ППВД С
3.5 Организация отправки и регистрации телеграмм ОКР, согласования слотов С
3.6. Контроль ввода рейсов и изменений по нему в автоматизированных системах бронирования С
4. Организация оперативного изменения расписания движения ВС С
4.1 Обеспечение согласования изменений в расписании движения самолетов с заинтересованными службами и подразделениями авиакомпании и аэропортов С
4.2 Организация и контроль своевременного информирования служб и подразделений авиакомпании, а также служб аэропортов об изменениях в расписании движения самолетов авиакомпании С
4.3 Организация и контроль своевременной подачи в подразделения авиакомпании графика оборота самолетов по регулярным и чартерным рейсам С
5. Участие в маркетинговых мероприятиях по разработке новых маршрутов С

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: