Понятие риска в нововведениях

 

Нововведения, изменения, инноватика в целом неразрывны связаны с понятием риска, особенно инновационного, как следствия непредсказуемости и непредвиденности.

Риск есть затрата усилий, средств при неопределенном соотношении выигрыша и потерь, шанса на удачу и краха. Суметь усилить шансы и компенсировать потери – вот вся нехитрая логика риска. Риск велик, если шансы малы.

Антипод риска – гарантии. Последние бывают двух видов: гарантии достижения и гарантии компенсации. Одни рассчитаны на успех, другие – на неудачу. Гарантии достижения могут быть обеспечены как повышением усилий и средств, так и предохранительными мерами против отклонения от движения к желаемому результату. Гарантии компенсации способны вернуть полностью или частично лишь денежные и материальные потери от неудач.

В словаре русского языка риск определяется, с одной стороны, как возможная опасность чего-либо, с другой – как действие наудачу, требующее смелости, бесстрашия, в надежде на счастливый исход. Согласно словарю В.И. Даля, рисковать значит в одном случае пускаться на неверное дело, наудалую, отважиться идти на авось, подвергаться случайности, в другом – действовать смело, решительно, предприимчиво, надеясь на счастье.

По мнению И.Е. Задорожнюк и А.В. Зозулюка (Зозулюк, 1994), риск – это взятие на себя ответственности за его осуществление. Это также и совокупность психологических качеств, ориентированных на выбор средств достижения цели. Выявилось также, что склонность к риску представляет собой довольно устойчивую характеристику индивида. Она связана с такими чертами, как импульсивность, независимость, стремление к успеху, склонность к доминированию.

Ясно, что европеец рискует не так, как американец, японец или русский. На рисковое поведение оказывают влияние многие детерминанты социального окружения, культурных традиций etc. Но в любом обществе наличествует некий слой «рисковых людей», а история их успеха – лучшее пособие по изучению риска.

Излагая результаты своего исследования по восприятию риска, а оно детерминируется такими базисными представлениями, как вероятность реализации нежелательных последствий, размер возможных потерь, комбинация первого и второго, АИ. Мечитов и С.Б. Ребрик (Мечитов, 1990) отметили роль социально-культурных различий в оценке риска. Общая тенденция в оценке риска повышение роли индивидуализирующих оценок: риск лучше «узнается» лицом к ситуации, при добровольном вхождении в нее. Ростки предприимчивости усиливают эту тенденцию, а с учетом того, что рисковые решения в экономике чаще, чем рутинизированные, приводят к благоприятным результатам, такую тенденцию следует считать социально полезной.

По мнению А.П. Альгина (Альгин, 1991), «существует две основные разновидности риска – мотивированный и немотивированный. Степень принимаемого рискованного решения изменяется в зависимости от субъекта (индивид или группа), участвующего в выборе рискованной альтернативы». Риск выполняет регулятивную функцию в социуме, без него нет движения вперед, это неустранимая характеристика креативного стиля мышления.

В. Роллер (W. Roller, 1989), как и Д. Дюкло (D. Duclos, 1989), подчеркивает морально-психологическую готовность идти на риск, насаждаемую в общественном сознании через механизмы «раннего оповещения» о возможном неблагополучном исходе дела, что повышает уровень поисковой активности, мобилизует потенциал доверия к принятым решениям. Риск – мотор творческого решения проблемы, подчеркивает автор, но и возможная опасность неоправданной эйфории в социуме.

Риск это неопределенность исхода и возможные неблагоприятные последствия, однако это и ожидаемый выигрыш при реализации уместных действий. Один из ключевых моментов в поиске благоприятного исхода – активная и целенаправленная деятельность субъекта (не обязательно «шоковая», сверхбыстрая; риск может проявляться и в умении выжидать), его способность принимать и осуществлять индивидуальные решения. В условиях коренных экономических преобразований исследования этой категории крайне необходимы.

Ориентация на будущее. Своевременность – это сущность нововведения, которое проявляется в освоении нужного продукта или внедрении нужного процесса в нужное время. Важное место здесь занимают «выход» на научно-техническое достижение и прогнозная оценка соответствующей технологии.

Эффективное освоение практического опыта происходит на примерах успешных и неудачных нововведений. Наряду с исследованием специфических аспектов инновационного процесса они помогают руководителю избежать тех ошибок, которые часто ведут к неудаче. В тоже время хотя эти примеры и раскрывают необходимые условия успеха, они сравнительно менее полезны при достижении конкретных целей в конкретной обстановке. К сожалению, существует немало примеров неудачных нововведений, когда они должны были бы стать успешными, и наоборот. По-видимому, теория еще недостаточно разработана. Кроме того, большое значение имеют преданность делу и энергичные усилия руководителей, ответственных за реализацию проектов.

Положение дел таково, что исследователи в области нововведений вряд ли должны стремиться к формулировке каких-либо окончательных положений, относящихся к недостаточно понимаемому процессу, положений, которые невозможно доказать строго, в то же время руководители постоянно оказываются в ситуациях, когда их понимание глубинных процессов недостаточно. И, несмотря на это, они не могут избежать необходимости принимать решения.

Инновационная деятельность неотделима от творчества. Без творчества не может быть нововведения.

Можно назвать три внешних источника идей: конкурентов, поставщиков (материалов и комплектующих изделий) и потребителей.

Нововведения означают изменения. Поэтому их можно трактовать как угрозу людям, которых нововведения затрагивают, побуждая порой их оппозицию. Психолог Э. Шейн пишет, что планирующие деятельность организации высшие руководители часто наивно полагают, будто простое уведомление о необходимости изменений и соответствующие приказы приведут к желаемым результатам. На практике, однако, именно сопротивление изменениям представляет собой одно из наиболее распространенных явлений в организациях. Будь то увеличение объемов выпуска продукции, приспособление к новой технике и технологии или новый метод выполнения работ, обычно оказывается, что те рабочие и руководители, которых непосредственно затрагивает нововведение, сопротивляются ему или даже саботируют его, когда оно навязывается насильно, причем чем радикальнее предложение, тем сильнее ожидаемое сопротивление. Руководители в подразделениях используют такой прием – предлагают изменения для организации и ждут возражений. Мы всегда ожидаем изменений от других, а не от самих себя.

Возражения против нововведения могут быть как рациональными, так и эмоциональными. Выдвигаемые доводы неизбежно приобретают эмоциональную окраску. Многие из тех, кто предлагает нововведения, отнюдь не легкие в общении люди, они также склонны отвечать эмоциями на рациональные аргументы, как и их оппоненты.

Вероятно, более серьезным, чем личные конфликты, является возможный конфликт с принятыми в организации нормами и установками. На инновационный климат влияют различные факторы, в частности масштабы нововведений в отрасли, предшествующий опыт компании и отношение к нововведениям. Решающее значение здесь имеют возраст и опыт высших руководителей. Крупное нововведение навряд ли окажется успешным, если не будет поддержано высшим руководством. Однако даже когда оно пользуется покровительством, совсем не обязательно, что предложение будет встречено с энтузиазмом, так как потенциальные выгоды могут не быть очевидными сразу.

Тем самым организационные и межличностные факторы имеют решающее значение для внедрения нововведения. Нововведение невозможно отделить от его ближайшего окружения, так как организация сама может измениться под воздействием нововведения. Следовательно, научно-техническое нововведение тесно связано с управлением организационными изменениями (Б. Твисс, 1989).

Анализ литературы по проблемам инноватики позволяет сделать такие выводы и сформулировать следующие положения.

1. Социокультурные тенденции в инноватике отмечены вполне конкретно. Это касается истоков, происхождения и возникновения инноватики, а также опыта современного инновационного процесса в разных странах и культурах.

Социокультурные тенденции инноватики важны как с теоретической точки зрения, так и, особенно, для практических целей, но задают лишь один из аспектов отношения (будь то сопротивление, принятие, непринятие, поддержка etc.) личности к нововведениям.

2. В структуре инноватики можно выделить «интересы» и области различных дисциплин: экономических, юридических, социологических, культурологических и, особенно подчеркнем, психологических, аккумулирующих в своем блоке проблемы, определяющие участие и определяемые участием личности, осуществляющей и воспринимающей нововведения.

3. Весь инновационный цикл и процесс подвергается различным классификациям: нововведения будут управляемыми, относительно ограниченными в пространстве и времени, а изменения, особенно социальные, – сравнительно нерегламентированными, выходящими за пределы конкретного пространства и протяженными во времени, во многом зависящими от субъективных факторов, главным образом психологических.

3. Феномен инновационного риска также имеет социокультурную окраску, особенно характерную для современного отечественного предпринимательства. Можно отметить, что склонность к риску связана с психологическими особенностями личности, в том числе и культурно-обусловленными.

4. Результаты нововведений и изменений во многом определяются характером участия в них управляющего звена. Управляющая деятельность в условиях неопределенности, изменяющихся условий может выработать инновационно-рефлексивный стиль управления.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: