Выбор пути на морских участках

 

Выбор пути выполняется на основании анализа всех условий плавания с учётом осадки судна, его мореходных качеств и эксплуатационных требований.

Выбираемый путь должен удовлетворять правовым ограничениям (территориальные воды иностранных государств, запретные и опасные районы и пр.), обеспечивать навигационную безопасность плавания и предотвращение угрозы столкновения с другими судами. Среди вариантов, удовлетворяющих этим требованиям, выбирается наиболее экономичный путь.

Выполним расчёт плавания по дуге большого круга (ортодромии) по заданным координатам.

 

Начальная точка:

Конечная точка:

широта долгота широта долгота
6°57,0'S 14°22,0'W 50°40,0'S 60°00,0'W

1) Произведём расчёт разности широт и разности долгот:

РШ =  –  = 50°40,0' – 6°57,0' = 43°43,0' к S (–2623');

РД =  = 60°00,0' – 14°22,0' = 45°38,0' к W (–2738');

 

2) Из таблицы №26, «МТ-75», по значениям начальной и конечной широты, определяем значение меридиональных частей и рассчитываем их разность по формуле:

МЧК = (50°40,0') = 3519,3

МЧн = (06°57,0') = 415,2

РМЧ = 3104,1


– Рассчитываем «Клок» по формуле:

 

из таблиц

 

«МТ-75» выбираем значение Клок 41°25,0' SW = 41,4° SW

переводим в круговое счисление Клок = 221,4°

– Рассчитываем значение «Sлок» по формуле: 3497,8 мили

3) Произведём расчёт элементов ДБК:

a) расстояние, пройденное по ортодромии, рассчитаем по формуле:

cos D = sin  · sin  + cos  · cos · cos ( )

cos D = 0,121 · 0,77347 + 0,99265 · 0,63383 · 0,69925;

cos D = 0,53354 ® D = 57°45,2' = 3465 миль.

 

Целесообразность движения по ортодромии определяется из условия  по формуле:

 

 

– значит плавание по ортодромии выгодно:

b) начального курса плавания по ортодромии (от. т. А):
ctg Кн = cos  · tg · cosec ( )sin  · ctg ( )
ctg Кн
= 0,99265 · 1,22031 · 1,39884 – (–0,77347) · 0,97813

ctg Кн = 1,58083 ® Кн = 32°19,0'SW = 32,3°SW;

переведём в круговой счёт и получим Кн = 212,3°;

c) конечного курса плавания по ортодромии:

ctg Кк =tg  · cos  · cosec ( ) + sin  · ctg ( );

ctg Кк = –0,12190 · 0,63383 · 1,39884 + (–0,77347) · 0,97813;

ctg Кк = -0,64847 ® Кк = 57°02,0'SW = 57,0°SW;

переведём в круговой счёт и получим Кк = 237,0°;

d) проверяем правильность расчета D и Кн по формулам их. расчетам по ТВА – 57. Такая проверка (расчет D и Кн по ТВА-57) возможна только при D < 5400 миль (90°)

 

Таблица – Расчёт D и Кн по ТВА-57

 S 50°40,0' Т() 72454

 

 

РД W 45°38,0' S (рд) 3107 Т(рд) 70917

 

 

X S 60°11,0' Т(х) 75561 S (x) 6069

 

 

 S 6°57,0'

 

T(р) 64848

 

 

y=90°+(6°57,0'-60°11,0') 143°14,0' S (y) 1926 Т (у) 68194
Кн

32°18,4' = 32,3° →212,3°

Т (Кн) 66774 S (Кн) 1461
h

32°16,4' (90° – 32°16,4') = 57°43,6'=3463,6'

T (h) 66733

 

Для нашего примера: D = 3465 миль (Ф)  3463,6 мили (Т);

Кн = 212,3°(Ф)= 212,3°(Т) – их расчёт выполнен правильно.

 

4) Рассчитаем значения «Ко» и «lо»:

 

a) ;

б)

в)  +  = 6°57,0' + 50°40,0') = 57°37,0';

г)  –  = 50°40,0' – 6°57,0') = 43°43,0';

 

lgtg = 9,62398
 +  = 57°37,0' lgsin = 9,92659
 –  = 43°43,0' lgcosec = 0,16046
lgtg (37°11' – lо) = 9,71103® т. 5а «МТ-75»® 27°13,0'

     lо = 37°11' – 27°13,0 = 9°58,0' W

 

д) н – λо) = 14°22,0' – 9°58,0' = 4°24,0'

 

lg tg  (6°57,0') Ig cosec (4°24,0') 9,08600 1,11510
lg ctg Ко 0,20110 ® 32°11,0' SW

 

Переведём в круговой счёт и получим: Кo = 212,2°.

Таким образом, определили значения «Ко» и «lо»:

l о = 9°58,0' W; Ко = 212,2°.

Заданная долгота () ( ) =9°58,0' lg sin ( )   Ig ctg Ko (Ko = 32°11,0') lg tg Широта промеж. точек ()
1 19°58,0' 10° 9,23967 0,20110 9,44077 15°25' S
2 29°58,0' 20° 9,53405 0,20110 9,73515 28°31' S
3 39°58,0' 30° 9,69897 0,20110 9,90007 38°28' S
4 49°58,0' 40° 9,80807 0,20110 0,00917 45°36' S
5 59°58,0' 50° 9,88425 0,20110 0,08535 50°36' S

 

5) Рассчитываем значения координат вертекса:

= 90° – Кo = 90° – 32°11,0' = 57°49' S

= = 9°58,0 + 90° = 99°58,0' W

 

Заданная долгота () ( =99°58,0'W) lg cos lg tg ( =57°49'S) lg tg Широта промеж. точек ()
1 19°58,0' 80° 9,23967 0,20110 9,44077 15°25' S
2 29°58,0' 70° 9,53405 0,20110 9,73515 28°31' S
3 39°58,0' 60° 9,69897 0,20110 9,90007 38°28' S
4 49°58,0' 50° 9,80807 0,20110 0,00917 45°36' S
5 59°58,0' 40° 9,88425 0,20110 0,08535 50°36' S

Убеждаемся, что расчёты «» выполнены правильно

 

2.7 Подготовка технических средств навигации

 

Подготовка судовых технических средств навигации к работе в рейсе выполняется в соответствии с инструкцией по их эксплуатации. С приходом аппаратуры в рабочее состояние, проверяются ее технические параметры. Аппаратура считается в рабочем состоянии, если ее параметры в рабочем режиме соответствуют техническим условиям завода-изготовителя, устанавливаются или уточняются поправки приборов. Также приборы укомплектовываются ЗИПом (обязательно).

Рабочее состояние технических средств проверяется следующим образом:

· для гирокомпаса – постоянством контрольных пеленгов береговых ориентиров, если за время стоянки он не выключается;

· для приемоиндикатора СНС наличием индикации данных о последних обсервациях;

· для приемоиндикатора РНС – постоянством отсчетов навигационного параметра.

В печатающих устройствах проверяется наличие бумаги, включаются тумблеры датчиков и видов печати, делается контрольная распечатка, устанавливается выбранный интервал печати для портовых вод. Кроме того, устанавливаются показания времени реверсографа, делается контрольная распечатка, на курсограмме делается отметка времени.

Проверяется наличие времени, бумага в эхолоте и при необходимости устанавливается сигнализация опасной глубины. Выбираются датчики информации навигационного комплекса или видеопрокладчиков, очищается оперативная память ЭЦВМ.

Включается сигнализация автоматического контроля для удержания судна в заданной полосе движения.

Ограничения характерные для технических средств и способов навигации.

Магнитный компас. Недостатком магнитного компаса является то, что девиация меняется с изменением широты района плавания и перевозимым грузом. Правильность табличных значений девиаций контролируется путём сличения показаний магнитного и гироскопических компасов. Девиация уничтожается по необходимости (с обязательным составлением таблицы девиации), как правило, не реже одного раза в год. Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать -3о, а у путевого -5о

Гирокомпас. Основным недостатком гирокомпаса является возможность неожиданного ухода из меридиана. Достоверность информации гирокомпаса следует систематически контролировать путём сличения его показаний с показаниями магнитного компаса. Сличения выполняются каждый час, а при приближении к опасности – чаще. Постоянная поправка гирокомпаса определяется после: длительной стоянки судна; смены гиросферы или поддерживающей жидкости в основном приборе; ремонта периферийных приборов; выявления изменения поправок; периодически, во время плавания судна. Расхождение времени по курсограмме не должно превышать 10 минут за вахту. Если при разовом определении поправки в рейсе её величина отличается от учитываемой более чем на 2о или средняя величина 4–5-ти определений поправок отличается от постоянной поправки более чем на 1о, следует принять меры к выяснению причин такого расхождения.

Лаг. Основным недостатком гидродинамического лага «ИЭЛ-2М» это возможность попадания в трубку «Пито» воздуха, что создает так называемую воздушную подушку, что препятствует нормальной работе лага. В этом случае воздух необходимо «стравить» через перепускной клапан. Поправки лага должны быть определены с точностью до 0,3% для полного и малого хода.

Радиолокационная станция. РЛС имеет большие систематические погрешности угломерного устройства. Также недостатком РЛС является значительный разброс дальности обнаружения объектов в зависимости от гидрометеоусловий и наличия теневых секторов. Если теневые секторы находятся впереди траверза, необходимо периодически отворачивать с курса для их просмотра. Поправки угломерного и дальномерного устройства определяются на стоянке судна по точечным ориентирам. Радиодевиация определяется и компенсируется не реже одного раза в год.

Эхолот. Поправка эхолота, определяется, путём сличёния глубин, измеренных эхолотом, с глубинами, измеренными ручным лотом по обоим бортам судна в районе установки вибраторов. Перед измерением глубин проверяют частоту вращения исполнительного двигателя эхолота и «разбивка» ручного лота.

Хронометр. Поправка хронометра определяется ежесуточно, по возможности в одно и то же время, с точностью до 0,2 секунды. По последовательным значениям поправок хронометра ежесуточно вводится ход хронометра, который не должен превышать 4-х секунд при суточной вибрации хода до 2,5-й секунд. Ход секундомера проверяется по хронометру. Часы и лента реверсографа согласовываются с хронометром один раз в сутки. Допустимое расхождение не более 20 секунд.

Приёмоиндикаторы РНС. При работе приёмоиндикаторов РНС любого типа не исключена возможность погрешности при определении грубой дорожки. При этом обсервации на карте хорошо согласуются со счислениями по компасу и лагу, препятствуя обнаружению ошибки. Правильность информации приёмоиндикатора РНС контролируется обсервациями, периодически выполняемыми с помощью других технических средств. При этом возможно проверка индикатора каждого канала РНС путём определения линий положения, параллельных изолиний радионавигационного параметра нанесённых на радионавигационную карту.

Приёмоиндикаторы СНС. В приёмоиндикаторах СНС необходимо учитывать погрешность, обусловленную различием систем координат, в которых работает СНС и составлена карта.

Обслуживание судового навигационного оборудования включает в себя комплекс мероприятий направленных на обеспечение в период навигации, постоянной готовности и безотказной работе.

При внешнем техническом осмотре проверяют состояние и исправное дверок, блокировок, крепления, окраски и амортизации.

При внутреннем осмотре проверяют состояние и исправность монтажных проводов, и их крепление, механической прочности, деталей узлов, и блок систем, контактов поверхностей и остальных разъемов.

Во время технических осмотров, выполняемых при включенной аппаратуре проверяют соответствие показаний всех измерительных приборов номинальным значениям, контролируют исправность ламп и полупроводниковых приборов.

 

Таблица 2.8 – Технические средства навигации

Прибор, система Тип, марка СКП измерения Н.П. Градиент НП
Магнитный компас «КМ-100–1» ±1,5°
Радиопеленгатор «Рыбка» ±2,0°
Гирокомпас «Вега» ±0,5°
Радиолокационная станция «Наяда» 1,0%
Эхолот «НЭЛ-МЗБ» ±1,5% -
Лаг «ИЭЛ – 2М» ±0,25 уз. -
Приемоиндикатор РНС «КПИ – 5Ф» 0,15 ф.ц. (по фазовому) ±2,5 мили (по импульсному) -
Приемоиндикатор СНС «СН-3102» 0,05 мили 0,2 мили

 




Подъём карт

При плавании вблизи берегов, опасных в навигационном отношении районах, в узостях целесообразно сделать подобранные на переход карты более удобными и наглядными для ведения прокладки, или, как говорят, произвести подъем карты. Подъем карты производится следующим образом:

1. Наносят карандашом отрезки дуг дальности видимости маяков с учетом высоты глаза наблюдателя, на которых надписывают характеристику огня маяков. Опасные секторы маяков заштриховывают красным карандашом. На некоторых иностранных картах такие дуги для стандартной высоты глаза наблюдателя наносятся уже при печати.

2. Отмечают красным карандашом те изобаты, которые судоводитель не намерен пересекать.

3. Наносят опасный угол, опасную дистанцию, ограждающие опасности. На них делают соответствующие пояснительные надписи.

4. Отмечают кружком искусственные створы, которые могут быть использованы во время плавания. Если нет искусственных, то намечают, если это возможно, и проводят естественные, сопровождая их соответствующими надписями.

5. Выделяют карандашом та карте те участки береговой черты и береговые переметные ориентиры, которые хорошо просматриваются на экране РЛС. Однако это следует делать только в результате неоднократных наблюдений.

6. Возле радиомаяков выписывают их характеристики, дальность и время работы; надежные секторы помечают красным карандашом.

7. Намечают красным карандашом опасные для плавания районы, проходящие вблизи с проложенной линии пути.

8. Отмечают на карте карандашом направление и скорость постоянных течений.

9. При наличии в данном районе приливных течений на свободной поверхности карты составляя табличку с основными элементами прилива на ориентировочное время прихода в этот район.

10. При плавании в узостях с большим количеством плавучего ограждения выписывают характеристику имеющихся буев.

Работа по подъему карты хотя и трудоемка, но значительно облегчает работу судоводителя при плавании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: