Далее речь пойдет о речевом жанре как о функциональном объекте.
Коммуникативная природа жанровой формы предполагает наличие инфраструктуры, которая включает в себя коммуникантов, процесс коммуникации, микросреду коммуникации и средство коммуникации.
Коммуникативный процесс в реальности представляет собой линейное изложение содержания, известное в научной литературе как форма и способ изложения содержания произведения. Этот процесс реализуется в горизонтальной композиции произведения двояким образом. В стилистическом результативном аспекте она складывается из следующих элементов:
Вводной части, серединной части и заключения.
В динамическом аспекте элементами композиции выступают композиционные звенья: введения в тему, развитие темы, резюмирование.
Носителями коммуникативного процесса выступают субъекты коммуникации: адресант и адресат. В научной речи коммуникантами являются реальные лица индивидуального или коммуникативного характера. Конкретизация субъектов коммуникации на уровне жанра как функционального объекта определяется характером микросреды общения. Микросреда – это конкретные объективные условия, в которых находятся общающиеся. К этим условиям относятся, прежде всего, различные роли, в которых выступают коммуниканты:
|
|
Статусные роли – это социальная характеристика коммуникантов (возраст, пол, национальность, социальный слой);
Позиционные роли – место в системе социальных отношений (начальник, подчиненный, учитель, ученик);
Ситуационные роли (гость, друг, покупатель);
Личностные роли (друг, враг, добрый человек, сплетник);
Эти роли стереотипны, выступая нормами, они регулируют взаимоотношения коммуникантов и оказывают существенное влияние на языковое оформление общения.
Большое значение имеет место протекания коммуникации (семья, собрание, учреждение), а также пространственные отношения коммуникантов (контактность-дистантность). В качестве средств коммуникации на жанровом уровне выступают разные виды письменной и устной речи, дифференцированные вышеуказанными условиями.[12]