Глава 3. Авторский перевод статьи «der schwimmende Nordpol» из журнала « der Spiegel»

Далее речь пойдет о речевом жанре как о функциональном объекте.

Коммуникативная природа жанровой формы предполагает наличие инфраструктуры, которая включает в себя коммуникантов, процесс коммуникации, микросреду коммуникации и средство коммуникации.

Коммуникативный процесс в реальности представляет собой линейное изложение содержания, известное в научной литературе как форма и способ изложения содержания произведения. Этот процесс реализуется в горизонтальной композиции произведения двояким образом. В стилистическом результативном аспекте она складывается из следующих элементов:

Вводной части, серединной части и заключения.

В динамическом аспекте элементами композиции выступают композиционные звенья: введения в тему, развитие темы, резюмирование.

Носителями коммуникативного процесса выступают субъекты коммуникации: адресант и адресат. В научной речи коммуникантами являются реальные лица индивидуального или коммуникативного характера. Конкретизация субъектов коммуникации на уровне жанра как функционального объекта определяется характером микросреды общения. Микросреда – это конкретные объективные условия, в которых находятся общающиеся. К этим условиям относятся, прежде всего, различные роли, в которых выступают коммуниканты:

Статусные роли – это социальная характеристика коммуникантов (возраст, пол, национальность, социальный слой);

Позиционные роли – место в системе социальных отношений (начальник, подчиненный, учитель, ученик);

Ситуационные роли (гость, друг, покупатель);

Личностные роли (друг, враг, добрый человек, сплетник);

Эти роли стереотипны, выступая нормами, они регулируют взаимоотношения коммуникантов и оказывают существенное влияние на языковое оформление общения.

Большое значение имеет место протекания коммуникации (семья, собрание, учреждение), а также пространственные отношения коммуникантов (контактность-дистантность). В качестве средств коммуникации на жанровом уровне выступают разные виды письменной и устной речи, дифференцированные вышеуказанными условиями.[12]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: