Организация учетной работы на предприятии

 

В соответствии с законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет директор предприятия. Организация бухгалтерского учета в СХПК «Иваническ» слагается из ряда элементов: системы документирования операций при помощи соответствующих форм первичного учета, документооборота в сочетании с графиком выполнения учетных работ, плана счетов, применяемой формы бухгалтерского учета организации хранения бухгалтерской документации и регистров. В настоящее время руководители самостоятельно устанавливают форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации, объема учетной работы и конкретных условий хозяйствования.

Непосредственно бухгалтерским учетом на предприятии руководит главный бухгалтер. Он обеспечивает правильную постановку и достоверность учета и отчетности в хозяйстве и контролирует сохранность и правильное расходование денежных средств, а также материальных ценностей. Главный бухгалтер обязан совместно с руководителем предприятия подписывать все документы. С главным бухгалтером согласовывают назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц. Способы ведения бухгалтерского учета на предприятии устанавливают в учетной политике. Она формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем. С 1 января 2008 года действует новая редакция Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации”. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся структурным подразделением (службой) предприятия, возглавляемой главным бухгалтером. В своей деятельности главный бухгалтер руководствуется «Положением по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ», планом счетов бухгалтерского учета и другими нормативными актами, несет ответственность за соблюдением содержащихся в них методологических принципов бухгалтерского учета. Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, представление оперативной информации, проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия совместно с другими подразделениями и службами данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутренних резервов, на основании достоверной финансовой отчетности.

В СХПК «Иваническ» применяется централизованная структура учетного процесса. Она заключается в том, что весь учетный процесс сосредоточен в центральной бухгалтерии. В подразделениях хозяйства, в бригадах, на фермах ведется лишь первичный учет. Заполненные первичные документы поступают в центральную бухгалтерию, где их проверяют, обрабатывают, сверяют и все записи вносят в учетные регистры. Распределение служебных обязанностей строится по отраслевому принципу: растениеводство, животноводство и т.д. За каждым работником закрепляется весь комплекс учетных работ по балансовому счету, то есть один работник принимает, обрабатывает документы, делает записи в регистры учета затрат в растениеводстве, другой работник ведет комплекс учетных работ в животноводстве и т.д. В хозяйстве применяется журнально-ордерная форма. Регистрами журнально-ордерной системы являются журналы-ордера, ведомости и реестры к ним, производственные отчеты и главная книга. Журналы-ордера построены по кредитовому признаку. Это позволяет в каждом из них проводить записи по кредиту в корреспонденции с дебетовыми счетами. Ведомости построены по дебетовому признаку. При журнально-ордерной форме учета обобщающим синтетическим регистром, с помощью которого составляют отчетный баланс, является Главная книга. Главная книга построена по шахматной форме, по дебетовому признаку.

Данная форма учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость процесса учета. Но журнально-ордерная форма имеет свои недостатки: журналы-ордера недостаточно приспособлены к практике; требует более высокого уровня квалификации работников бухгалтерии. Что касается материально-технического снабжения и обеспечения бухгалтерской службы: бухгалтерия обеспечена бланками не всех необходимых документов; работники используют приспособленные бланки, а некоторые размножают. У каждого работника на столе имеется калькулятор, канцелярский набор, но компьютера пока нет – техническое оснащение бухгалтерии входят: всего два компьютера и два копировальных аппарата.

Архивная работа в хозяйстве отвечает требованиям. Под архив отведен отдельный кабинет, ключи от которого находятся у главного бухгалтера. Он оснащен специальными стеллажами и соответствует основным требованиям. Перечень и сроки хранения типовых документов утверждены в централизованном порядке. Для характеристики организации бухгалтерского учета в хозяйстве необходимо рассмотреть количественный и качественный состав бухгалтерии, который представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 - Количественный и качественный состав бухгалтерии СХПК «Иваническ»

Фамилия И.О. Должность Образование Стаж работы Возраст
1 Тыщенко Т.П. Гл. бухгалтер Среднее техническое  30 51
2 Бадмаева Е.А. Зам. гл. бухгалтера Бухгалтер по растениеводству Среднее техническое 20 54
3 Ковалева Т.И. Бухгалтер по животноводству Среднее техническое  1 48
  4 Плужниченко М.Г Бухгалтер по заработной плате Среднее профессиональное  30 54
5 Топченюк В.П. Бухгалтер по вспомогат. обслужив. И др. производствам, кассир Среднепрофессиональное  25 54

 

По данной таблице можно сделать вывод, что состав бухгалтерии за последнее время почти не изменился и все имеют достаточно большой стаж работы, но к сожалению у всех лишь среднее специальное образование. И так как в условиях рыночной экономики необходимы качественные специалисты руководством хозяйства был разработан следующий перспективный план работы с кадрами: ежегодная аттестация гл. специалистов в региональном институте АПК по повышению их квалификации, овладению современными методами управления производством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: