Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности.
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Основными факторами способствующие увеличению объема реализации зерна являются:
1) увеличение объема производства;
2) повышение качества товарного зерна;
3) экономичное использование зерна внутри хозяйства;
4) недопущение потерь и порчи зерна.
Для этого необходимо при помощи сравнительного анализа установить отклонение в распределении зерна и дать соответствующую оценку (таблица 12)
Таблица 12 - Анализ использования зерна
Показатель | Зерно, ц | ||
2004 г. | 2008 г. | отклонение (+, –) | |
Наличие на начало года | 43824 | 11747 | -32077 |
Валовой сбор урожая | 54739 | 18850 | -35889 |
Покупка семян | 6762 | 205 | -6557 |
Всего приход | 63788 | 21201 | -42587 |
Продано всего | 9600 | - | -9600 |
На корм скоту | 1070 | 1137 | +67 |
На семена | 16074 | 5380 | -10694 |
Оплата труда | - | - | - |
Передано в переработку | 53703 | 9274 | -44429 |
Прочие расходы | 393 | - | -393 |
Всего расход | 80840 | 23177 | -57663 |
Остаток на конец года | 26672 | 9771 | -16901 |
Из данных таблицы видно, что в целом остаток на конец года сократился на 16901 ц, это связано, прежде всего, со снижением валового сбора на 35889 ц, однако за отчетный год был снижен и внутренний расход зерна. На финансовый результат от реализации зерна оказывают влияние такие факторы как: объем реализованного зерна, себестоимость единицы зерна и цена реализации. Влияние их определяется методом разниц по формулам (таблица 13):
П = (Ц – С) * Q,
где П – прибыль;
Ц – цена 1 ц продукции;
С – себестоимость 1 ц продукции;
Q – объем реализации.
Отклонение прибыли (П):
За счет изменения объема П = (Цпл – Спл) * (Qф – Qпл)
За счет изменения себестоимости П = (Сф – Спл) * Qф
За счет изменения цены П = (Цф – Цпл) * Qф
Таблица 13- Влияние факторов на прибыль
Вид продукции | Товарная продукция, ц | Цена реализации 1ц, руб. | Себестоимость 1 ц, руб. | Прибыль, тыс. руб. | Отклонение, тыс. руб. | ||||||||||
база(2004г.) | факт(2008г.) | отклонение | база(2004г.) | факт(2008г.) | отклонение | база(2004г.) | факт(2008г.) | отклонение | база(2004г.) | факт(2008г.) | всего | в т.ч. за счет | |||
объема | цены | себестоимости | |||||||||||||
Зерно | 9600 | 7386 | 2214 | 275 | 471 | 196 | 162,2 | 290 | 127 | 1082 | 1336 | 254 | -248 | +944 | -1447 |
Прибыль по зерну в хозяйстве увеличилась на 254 тыс. руб., за счет повышения цены реализации на 196 руб. Рост себестоимости на 127,8 руб., повлиял на снижение прибыли на 1447 тыс. руб. Основными факторами влияющие на прибыль являются: объем, цена 1 ц и себестоимость 1 ц. Объем и себестоимость рассматривали в предыдущих разделах. Необходимо исследовать цену реализации и возможности ее роста. На уровень цены оказывают влияние качества продукции, рынки сбыта, сроки реализации и инфляция. Рассмотрим отдельно каждое влияние каждого. Рентабельность – один из обобщающих показателей экономической эффективности производства. Различают несколько видов рентабельности:
1. Рентабельность производственной деятельности – рассчитывается путем деления прибыли от реализации или чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции.
Если же в хозяйстве нет прибыли, рассчитывают окупаемость затрат – выручка от продажи продукции делится на себестоимость этой продукции. Рентабельность производства показывает, на сколько выручка от реализации продукции возмещает расходы на производство и имеет прибыль.
2. Рентабельность продаж – рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки. Данный показатель показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Он характеризует эффективность предпринимательской деятельности и широко используется в рыночной экономики. Рассчитаем рентабельность зерна в таблице 14.
Таблица 14- Определение уровня рентабельности зерна
Вид продукции | Полная себестоимость, тыс. руб. | Выручка от реализации, тыс. руб. | Финансовый результат, тыс. руб. | Уровень рентабельности, % | ||||
2004г. | 2008г. | 2004г. | 2008г. | 2004г. | 2008г. | 2004г. | 2008г. | |
Зерновые | 1626 | 2547 | 1756 | 3485 | 130 | 938 | 7,9 | 36,8 |
Из данных таблицы, видно, что уровень рентабельности увеличилась на 36,8 процентов это связано с увеличением прибыли на 808 тыс. руб., себестоимость тоже увеличилась на 921 тыс. руб.
3. УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР