Административно-территориальное и общественное устройство государства

цивилизация майя ацтек инки

Инки называли свое государство Тауантинсуйю – «Земля четырех частей» [17, с. 31]. Действительно, империя была разделена на четыре части (суйю) – провинции. Они не были административно-территориальными единицами в современном смысле. Скорее они были символическими областями, олицетворявшими четыре стороны света. Территория Чинчасуйю распространялась на центральные и северные прибрежные и горные районы, вплоть до северной границы, которая разделяет сегодня Эквадор и Колумбию по реке Анкасмайо. Вторая провинция – Кольясуйю – была расположена к югу и охватывала плоскогорье, часть Боливии, север Аргентины и северную половину Чили. Третья – Антисуйю – лежала на востоке в области амазонской сельвы. Четвертая – Контисуйю – простиралась на запад, вплоть до океана. Средоточием этих четырех частей, точкой отсчета был Куско, расположенный на высоте 3000 метров над уровнем моря. В свою очередь, провинции подразделялись на округа, которыми управлял назначенный Инкой чиновник. В округ входило несколько деревень. Каждой из них принадлежал один или даже несколько родов. Род владел строго определенной площадью угодий. Из общинной земли каждый мужчина получал надел (тупу), а женщина – только его половину.

Вся земля в империи делилась на три части: поля общины, «земля Солнца» (доход с нее шел на содержание жрецов и жертвоприношения), а также поля государства и Инки, предназначенные для снабжения государственного аппарата, воинов, строителей, самого Инки и его свиты, на случай стихийных бедствий, а также в фонд вдов, сирот и стариков. Земли жреческого фонда и государства обрабатывались свободными жителями в свободное время, после того как были возделаны наделы семей. Этот дополнительный труд назывался «минка». Он воспринимался как необходимый, посильный и священный вклад каждого в общее дело.

Население, в основном, было сконцентрировано в городах, насчитывавших тысячи жителей и включавших прекрасные храмы и дворцовые ансамбли. Высокоцентрализованное государство находилось под управлением наследственной аристократии, чья власть была персонифицирована в лице Великого Инки, считавшегося сыном солнца. Он вступал в брак со своей собственной сестрой. Остальная знать управляла регионами огромной империи. На следующих после аристократии ступенях власти располагались жрецы, чиновники и главы общин. Далее следовал класс городских художников, врачей, архитекторов и ремесленников, и в самом низу стояли временно призванные в армию солдаты и гонцы. Многочисленный класс жрецов и жриц посвящал себя общему религиозному культу героя Виракочи и бога солнца Пачакамака.

Уровень жизни рядовых общинников и их семей был почти одинаков (количество питания, одежды, качество домов и утвари). Не было голодающих бедных. Кто не мог работать, обеспечивался государством необходимым минимумом. Социально-политическая организация инков была весьма оригинальной и вполне соответствовала своим целям. Первичной и основной ячейкой общества инков была семья во главе с отцом, которого называли пурек. Высший уровень государственного управления представляли четверо суйююк-апу, являвшиеся верховными руководителями четырех суйю. Над ними стоял лишь Сапа Инка («Единственный Инка») – владыка всего Тауантинсуйю, единодержавный координатор ее жизни, имевший еще один официальный титул Интип Чурин («Сын Солнца»). Считалось, что он сошел на землю для того, чтобы выполнить волю Солнца. Подданные Сапа Инки также называли себя «инки» и читали себя «богоизбранным» народом. На троне в Куско мог находиться только муж королевской крови. Будущий Инка долго готовился к трудной роли: он постигал тайны бытия, изучал религию, различные науки и кипу – узелковое письмо. Его также обучали хорошим манерам и воинскому делу.

В империи имелось две группы знати: столичная и провинциальная. В Тауантинсуйю в категорию аристократии также можно было попасть за выдающиеся заслуги в военной области, за исключительные инженерные способности и за дарование в науке, искусстве, литературе. В империи были категории, которые оставались за пределами социальной структуры общинного сектора. Это янакона, акалья, камайок и митмак, причем принадлежность человека к одной из этих категорий могла сочетаться с принадлежностью к другим. Простой подданный Тауантинсуйю мог обрести моральную поддержку, прежде всего в семье и общине (айлью), создаваемой по мужской линии. В состав айлью входило несколько семей, живших рядом друг с другом и занимавшихся коллективным трудом. В большом поселке могли проживать несколько общин, каждая из которых занимала свой комплекс огороженных стеной строений. Каждая община почитала своих предков и имела право на определенное место на главной сельской площади во время проведения праздников.

Чтобы обеспечить продовольственные нужды империи, инкам пришлось по-новому подойти к использованию земли, и они успешно справились с этим, создав террасы на склонах гор, выпрямив русло некоторых рек, засыпав либо осушив болота, направив воду в пустынные районы. Сельскохозяйственные террасы инков (анденес) сохранились в огромном количестве. Они позволили сделать земледелие возможным там, где о нем прежде не могли и мечтать. Сегодня в Перу, благодаря инкским анденес, регулярно обрабатывается около 6 миллионов акров земли [21].

В инкском обществе никто не имел права проводить время в праздности. Даже беременные женщины редко освобождались от повседневной черной работы. Будущим матерям позволялось не ходить на поля только на поздних стадиях беременности, но в остальных случаях они были обязаны заниматься всеми работами, пока хватало сил. Тем не менее, с точки зрения инков, дети являлись ценным пополнением в семье, как будущая дополнительная рабочая сила. Поэтому аборт по закону карался смертной казнью, которой подвергалась как сама мать, так и все сопричастные ее преступлению. Хотя инки требовали, чтобы трудились все, они принимали во внимание способности человека и состояние его здоровья. Больным и немощным не приходилось зарабатывать себе на жизнь. Все необходимое – еду и одежду – они получали с государственных складов. Им поручались такие задания, которые они могли выполнять в соответствии со своим физическим состоянием. В то же время прагматический до крайности режим инков не допускал, чтобы немощные отвлекали сильных и здоровых жителей страны от труда для обеспечения себе особого ухода. Поэтому по закону человек, лишенный работоспособности из-за физического изъяна, мог создать семью только с таким же инвалидом.

Старики также пользовались у государства особым вниманием. Считалось, что человек достигает старости в возрасте приблизительно пятидесяти лет. Такие люди уже не считались полноценными работниками, и их освобождали как от трудовой повинности (миты), так и вообще от налогообложения. Однако, до тех пор, пока они совсем не лишались физических сил, старикам предписывалось выполнять задания, не требовавшие особых усилий: они собирали хворост в лесах, присматривали за грудными детьми, готовили пищу, гнали чичу, плели веревки и канаты, оказывали посильную помощь при уборке урожая [14, с.115].

В империи инков имелись постоянные четыре армейских соединения по 40000 человек, командование которых подчинялось правителю всего народа. Армия инков была самой многочисленной в доколумбовой Америке. Это была, главным образом, «гражданская» армия. Все годные к воинской службе мужчины в возрасте от 25 до 50 лет должны были отбывать воинскую повинность в течение пяти лет. Каждая провинция поставляла как рядовых, так и «офицерский» состав. Каждый проходил тщательную военную подготовку с 10 до 18 лет. Подготовкой руководили профессиональные военные, обычно из низшего офицерского состава, которые обучали своих воспитанников владению оружием обороны и нападения, знакомили с основами рукопашного боя, обучали преодолевать водные препятствия, осаждать вражеские укрепления, подавать дымовые сигналы и другим полезным на войне вещам. После завершения длительной военной подготовки молодые люди в своей айлью, в присутствии государственного инспектора сдавали нечто вроде выпускных экзаменов по военному делу. Военной подготовке не подлежали больные и калеки. Когда начиналась война, молодежь общины, прошедшая длительное военное обучение, отправлялась на поле боя с тем подразделением, к которому она была приписана на основе административной структуры империи. Структура инкской армии в точности соответствовала административно-организационному устройству государства и общества. Армия инков отличалась высокой дисциплиной: смертная казнь грозила даже за отлучку без ведома военачальника. В бою, помимо обычного оружия, применялось и психологическое – различные устрашающие звуки, дикий крик, звуки флейт, сделанных из костей побежденных врагов и грохот деревянных барабанов с натянутой на них человеческой кожей. Следует также отметить, что инки нередко одерживали победы силой слова, то есть посредством дипломатических переговоров, во время которых «сыновья Солнца» предлагали противнику подчиниться добровольно. Инки не убивали пленных без нужды. Пленных брали для расширения империи и получения новых подданных.

Неотъемлемой частью жизни была религия. Инки поклонялись Солнцу, которое, однако, было не главной культовой фигурой, а лишь одной из ипостасей единого, всемогущего и вездесущего бога. Концепция такого вероучения складывалась постепенно в Тауантинсуйю, именно там завершался процесс перехода от политеизма к монотеизму. Существовало поразительное сходство между «религией Солнца» инков и католичеством, которому предстояло заменить древнюю веру: похожие на монастыри дома для незамужних женщин, пышные праздничные процессии с изображениями богов и святых, высоко поднятых над головой для всеобщего обозрения, и даже процедура причастия, во время которой жрецы церемонно вкушали еду и чичу. Подобно католикам-прелатам, жрецы-инки были исповедниками, но их услугами не пользовались ни император, ни его ближайшие родственники, которые каялись в совершенных грехах непосредственно самому Инти, богу Солнца. Такое сходство между двумя религиями только помогало миссионерам-католикам выполнять возложенные на них задачи [17, с.51].

Тело умершего верховного правителя подвергали мумификации, и мумии служили предметом поклонения. В каждой семье и каждом роду почитались собственные умершие родичи. Сохранявшиеся благодаря процессу мумификации, одетые в царственные наряды, их трупы восседали на тронах во дворцах, принадлежавших владыкам при жизни. Властителям прислуживали словно живым, стараясь предупредить любое их желание, удовлетворить любую потребность, «кормили», «поили» и всячески ублажали. Усопших императоров носили на паланкинах для того, чтобы они имели возможность «ходить» друг к другу в гости, посещать живых инков, которые не только поклонялись своим предшественникам, но советовались с ними по самым насущным вопросам. Время от времени царские мумии выносили на центральную площадь Куско для участия в тех или иных торжественных церемониях. Таким образом, большая часть ресурсов империи, «принадлежала мертвецам». Данный факт говорит о теократическом характере государственности в Тауантинсуйю. В качестве знака императорской власти он носил на голове маскапайчу – повязку из тончайшей шерсти красного цвета, украшенную перьями корикенке (редкая разновидность сокола, обитающего в Андах).

Археологические находки доказывают, что в религии инков существовали детские жертвоприношения богам. На вершине вулкана Льюльяйльяко (6739 метров) в Андах (северо-западная Аргентина) в 1999 году были обнаружены тела троих детей исследователем National Geographic Йоханом Райхардом. (см. приложение) Они прекрасно сохранились: их кожа и волосы были исследованы учеными. В 25 метрах от вершины горы исследователи раскапывают захоронение инков. Сначала маленький связанный мальчик (7 лет), вторая старшая девочка (15 лет), третья девочка (6 лет) обугленная. В ходе научного исследования мумии держали в постоянном холоде, пытаясь сдержать разложение. Какими были жертвоприношения инков? Жестокими или же милосердными? В записях испанцев есть упоминание о том, что дети прошли почти 1600 км до места своей гибели. Этот поход начался в Куско. Возможно, их матерей тоже взяли в поход, чтобы повысить их шансы на выживание. Каким же образом эти пятисотлетние тела так хорошо сохранились? Причина тому – идеальные условия, в которых они были похоронены. Сочетание вулканического пепла, температур, близких к нулю и влажности остановило процесс разложения. Бактерии не выживают в таких условиях. Современные технологии помогли узнать, как эти дети умерли. А испанские письменные источники помогли пролить свет на то, почему эти дети были выбраны (см. приложение А). Правители инков считали, что дети, самые чистые и невинные существа на свете, являются самым идеальным подношением богам. И раз этого хотели боги инков, у родителей не оставалось выбора. Родителям говорили, что показывать свою боль непозволительно. Слезы и другие выражения горя считались дурным тоном. Инки считали, что дети, принесенные в жертву, сами становятся богами. Старшая девочка была выбрана задолго до своего последнего похода. В числе прочего, инки славились и своим институтом избранных женщин. Они назывались «девами Солнца». Посланники Великого Инка ездили по всей империи и отбирали юных девочек. Избранных доставляли в хорошо охраняемые здания, где они давали обет целомудрия. Некоторым девочкам суждено было стать жрицами бога Солнца, некоторые становились наложницами правителя инков или женами его придворных. Другим же была уготована «высшая» участь. Делать такие приношения богам мог только правитель инков. Только он мог сказать, какая девушка будет принесена в жертву. По волосам девушки команда экспертов определила, что подготовка к жертвоприношению началась за несколько месяцев до паломничества. И первое событие случилось за год до гибели девушки. Ее перевели на другое питание: картошку и овощи сменила пища элиты – кукуруза и животные белки. Девушку откармливали, готовя к участи на вершине вулкана. Самую младшую девочку прозвали «Девочка-молния». Ее лицо обуглено, потому что в нее попала молния. Разряд молнии проник на глубину более 120 см. возможно разряд прошел сквозь серебряную пластину, прикрепленную ко лбу девочки. Мальчик был смертельно ранен и поэтому связан. Возможно, он начал капризничать. Девочек напоили чичей, поле чего они впали в кому и уже не проснулись.

Непросто провести детей до шестнадцати лет 1600 км и взобраться на гору высотой в 6700 метров. Инки сделали это при помощи отличной организации и инфраструктуры. Что побудило инков идти так далеко, ради жертвоприношения? Есть теория, что в тот год была сильная засуха, а гора Льюльяйльяко самая большая, инки считали, что ее пик управляет погодой. На подъем в гору ушло три-четыре дня. На высоте более 6000 метров над уровнем моря инки ощущали недостаток кислорода, возможно у них были галлюцинации и головные боли. Чтобы помочь детям справиться, взрослые давали им жевать листья коки – психостимулирующее растение. Вместе с их телами были захоронены около сотни ценных предметов. Они были хорошо подготовлены для жизни после смерти (см. приложение А).

В Тауантинсуйу законы были неписаными, но они все подразделялись на гражданские и уголовные. Недопустимы были богохульство, безбожие, безделье, лень, ложь, кража, прелюбодеяние и убийство. Вопрос о виновности решали судьи – руководители общин и представители знати. В основе законов лежали четкие принципы: в качестве соучастника по каждому делу проходили чиновники, отвечавшие за десятичное подразделение; наказывался подстрекатель преступления, а не его исполнитель; правонарушение, совершенное аристократом, считалось более тяжким проступком, нежели такая же провинность простолюдина (такое дело рассматривал сам Верховный Инка). В качестве наказаний применяли изгнание, бичевание, пытки, публичное порицание, но самой распространенной мерой была смертная казнь (повешение, четвертование, забивание камнями). Лица, угрожавшие безопасности государства, помещались в камеры, кишащие ядовитыми змеями или хищными животными. Села, в которых они жили, сравнивали с землей, а жителей казнили. При таких суровых законах преступность в стране была крайне низкой [17, с.151].

В итоге можно отметить, что цивилизация инков имела необычайно четкую социальную структуру, которая заботилась о своих гражданах. При помощи этой структуры правитель мог контролировать империю, практически не сходя с места. Говоря о социальных различиях в Тауантинсуйю, следует отметить, что они определялись происхождением и личными заслугами. В отличие от ацтеков инки вели войны не для того, чтобы получить человеческие жертвы для реализации мессианской идеи поддержания жизни Солнца, но для расширения империи и получения новых подданных – дополнительной рабочей силы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: