Туризм, как составляющая сферы услуг, имеет свою специфику, типологию и функции, которые позволяют определить его как автономную сферу хозяйствования. Специфика туристской услуги заключается в характерных свойствах, отличающих ее от других услуг. Кроме известных свойств неосязаемости, неотделимости от источника, непостоянства качества, несохраняемости можно выделить такие свойства услуги туризма, как комплексность, эффект накопления и сложность нормирования, которые могут преломляться в различной среде их производства и реализации. Туристская услуга носит территориальный характер, который определяется как спецификой удовлетворения потребностей в туризме (отдыхе, путешествии, целевой поездке), так и особенностью формирования спроса и предложения на туристский продукт в регионе.
Анализ существующих подходов к изучению функционального назначения туризма позволил уточнить классификацию функций туризма, при этом выделив три функциональные группы:
- функции, связанные с формированием и развитием личности;
- с возможностями культурного взаимообогащения наций;
- с обеспечением экономического роста и воспроизводством производительных сил общества.
Выявленная многофункциональность позволяет представить сферу туристских услуг как совокупность отраслей, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские потребности общества. Таким образом, роль туризма в социально-экономическом развитии региона определяет четкую структуру взаимодействия сферы туристских услуг с другими отраслями экономики, а также место регионального туристского комплекса в этой системе.
Когда сфера деятельности туристского региона определена, немаловажное значение приобретает процедура распределения задач между субъектами туристского рынка.
Планирование развития туристской деятельности | - исследования рынка; - консалтинг; - координация деятельности субъектов туристского рынка |
Коммуникация и продвижение | - совместная работа с туроператорами и пр.; - разработка и сбыт комплексных предложений; - работа с прессой; - подготовка рекламной продукции; - мероприятия, стимулирующие продажу регионального турпродукта и повышающие имидж туристского региона. |
Реализация туристской деятельности | - экскурсионное обслуживание; - походы; - организация симпозиумов; - дополнительные услуги. |
Эксплуатация туристских сооружений | - размещение; - питание; - организация досуга; - медицинское обслуживание |
Очевидно, что разделение сфер происходит в связи с тем, что старое иерархическое разделение обязанностей в туристском управлении подвергается сейчас сомнению по нескольким причинам [6]:
- изменилось поведение гостей. Туристы больше не запрашивают информацию по старому принципу: сначала страна, затем регион и в заключение определенного места. В зависимости от своих склонностей, мотива информационной осведомленности и цели поездки турист останавливает свое внимание на одном из этих уровней;
- к туристскому маркетингу предъявляются новые требования, так как, являясь центральной задачей, он должен проводиться профессионально, что требует много кадровых и финансовых средств. Чисто информационная реклама, сделанная простыми средствами, больше не удовлетворяет потребителей;
- к формированию предложения предъявляются новые требования. Для того чтобы сформировать предложение, необходимы большой аппарат работников и программы по обслуживанию гостей.
Для развития туризма в государственном масштабе необходимо преодолеть депрессивное состояние отдельных регионов. Основными условиями, определяющими развитие и функционирование туристского бизнеса в сфере хозяйственной деятельности, являются следующие:[7]
1. Становление и функционирование рыночных отношений в организации межрегиональных связей.
2. Необходимость развития туристского бизнеса в регионах, имеющих слабо развитую промышленность, что приведет к переспециализации этих районов.
3. Преодоление нарастающих противоречий в отношениях между отдельными регионами, где туризм определил свое место в хозяйственной деятельности.
Таким образом, различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к проведению реформ в туристском бизнесе, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона. Опыт учит, что чем выше уровень развития региона, крупномасштабней и разнообразней другие направления его экономики, тем больше вероятность того, что развитие туризма будет носить положительный характер.