Анализ эффективности использования денежных средств и рекомендации по ее повышению

 

Как выгодно и эффективно использовать свободные денежные средства на предприятии лучше всего покажем на конкретном примере.

В ЗАО «Строительный трест» в 2007 году имелось семь миллионов рублей свободных для распоряжения денежных средств. Эти денежные средства были получены ЗАО «Строительный трест» в качестве кредита на осуществление своей деятельности, однако они оказались лишними, и предприятие решило максимально использовать их для получения прибыли или хотя бы покрытия процентов по кредиту.

Для этого ЗАО «Строительный трест» был предоставлен долгосрочный кредит на 3 года сторонней организации на таких же условиях, каких денежные средства предоставлены ЗАО «Строительный трест», но под более высокие проценты. Такие условия приемлемы для сторонней организации, так как ее финансовое состояние не позволяет получить кредит в банке под более низкие проценты.

Доходы по выплате сторонней организацией ЗАО «Строительный трест» в динамике и выплата своих обязательств представлены в табл. 3.5.

 

Таблица 3.5

Доходы, полученные ЗАО «Строительный трест» от предоставления кредита и выплата организацией своих обязательств

Организация ЗАО «Строительный трест» Сторонняя организация
Сумма предоставленного кредита, тыс. руб. 7000 7000
Выплата обязательств и процентов по кредиту    
1-й год 3733 4084
2-й год 3266,4 3499,5
3-й год 2800,6 2916,5
Итого 9800 10500
В том числе сумма выплаченных процентов 2800 3500

 

Из табл. 3.5 видно, что ЗАО «Строительный трест» выплатит свой кредит в течение трех лет и проценты по кредиту в сумме 9800 руб. Так как, ЗАО «Строительный трест» предоставило сторонней организации, кредит на тот же период и с такими же условиями, но по более высоким процентным ставкам (25%), то предприятие получит прибыль равную разности между полученной суммой кредита с процентами по нему и выплаченной суммой кредита и процентов банку, то есть 700 руб. (10500-9800).

Использование денежных средств ЗАО «Строительный трест» а именно 7000 руб. которые были свободными, на наш взгляд, предоставляется нецелесообразным. Эти суммы можно было использовать более эффективно, формируя инвестиционный портфель.

Таким образом, в отличие от ранее сложившихся подходов к оценке финансового положения, анализ движения денежных средств дает возможность сделать более обоснованные выводы о том, в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятия денежные средства и каковы основные направления их использования; достаточно ли собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности и др.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результаты выполненного в рамках выпускной квалификационной работы исследования на актуальную тему позволяют сделать следующие выводы:

Для эффективного использования денежных средств необходимо:

· правильно вести учет денежных средств, а для этого требуется знание их многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка;

· уметь грамотно планировать их поступление;

· желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле за движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств.

Для повышения эффективности использования денежных средств необходимо формирование инвестиционного портфеля.

Исследованное предприятие ЗАО «Строительный трест» занимается строительством объектов.

Свою деятельность предприятие ведет успешно, экономические показатели подтверждают это.

Бухгалтерский учет денежных средств ведется в соответствии с законодательными нормами и правилами в автоматизированном режиме. Используется комплекс бухгалтерских программ. Автоматизация учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бухгалтерского учета. Регистры бюджетного учета выводятся на бумажные носители.

Для осуществления расчетов наличными деньгами в ЗАО «Строительный трест» образована касса. В кассе предприятие хранит определенную (ограниченную) сумму наличных денег для использования на текущие расходы.

Все хозяйственные операции, связанные с движением наличных денежных средств, проводимые в ЗАО «Строительный трест», оформляются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете, применяется перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов, утвержденный руководителем организации и согласованный с главным бухгалтером.

Не реже одного раза в месяц в ЗАО «Строительный трест» ревизионной комиссией проводится ревизия (инвентаризация) кассы. Результаты инвентаризации оформляются первичной учетной документацией. Соблюдение кассовой дисциплины в ЗАО «Строительный трест» проверяет обслуживающий банк.

Денежные расчеты со сторонними организациями и учреждениями ЗАО «Строительный трест» осуществляет путем безналичных расчетов через расчетные счета в банках. Расчетный счет открыт в банке один, и он является основным счетом для организации. При открытии расчетного счета ЗАО «Строительный трест» заключило договор банковского счета, в котором отражен перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организации, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон и др.

При осуществлении расчетных операций в ЗАО «Строительный трест» руководствуется установленными формами безналичных расчетов и применяет типовые документы, формы которых установлены ПРБ ПМР. Для осуществления безналичных расчетов в рублях ЗАО «Строительный трест» в большинстве случаев использует платежные поручения. Применяются также аккредитивы, чековые книжки, векселя наличие и движение которых отражается на текущих, особых и иных специальных счетах.

Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей в ЗАО «Строительный трест» особое внимание уделяется планированию потоков денежных средств, причем предусматривается не только соответствие поступления и расходования денежных активов, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных денежных средств

Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности главного бухгалтера ЗАО «Строительный трест».

Одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.

По управлению денежными средствами и их эквивалентами политика предприятия такова: как только средства на расчетном счете истощаются, предприятие должно продать часть, ценных бумаг. Политика управления средствами на расчетном счете определяется с помощью модели Миллера - Орра.

Одним из направлений совершенствования бухгалтерского учета на предприятиях в условиях рыночной экономики является ориентация его на Международные стандарты. Это в значительной мере способствует повышению качества бухгалтерского учета и анализа, дает предприятиям определенную самостоятельность в использовании обоснованной системы учета денежных средств и отражение специфики техники и технологии организации их эффективного использования для принятия оптимальных управленческих решений.

Следовательно, в условиях рынка возрастает роль и значение правильной организации учета денежных средств, совершенствование метода их учета, развития теоретических и практических вопросов проведения глубокого анализа эффективности их использования.

В целях повышения эффективности денежных операций в условиях рыночных отношений предприятиям необходимо выполнять основные задачи, стоящие перед учетом денежных средств. Прежде всего необходимо обеспечить своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов. Немаловажным является оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных средств и ценных бумаг в кассе предприятия, а также контроль на использованием средств строго по целевому назначению, за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом, за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах c покупателями и поставщиками.

Очень важным в повышении эффективности работы предприятия является изыскание возможностей рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых, инвестиций, приносящих доход.

Повышение квалификации работников бухгалтерии предприятия, а также внедрение в их работу достижений современной науки и техники есть неотъемлемые условия роста производительности их труда и улучшения результатов работы всего предприятия.

Использование компьютера в бухгалтерском учете позволяет значительно перераспределить нагрузку работников, освободив их от рутины оформления документации и высвободив время для аналитической работы по улучшению финансового состояния организации. Автоматизация учетных процессов является объективной необходимостью и представляет собой дальнейшее совершенствование организации и формы бухгалтерского учета на базе новейших технических средств.

Основными преимуществами автоматизации ведения бухгалтерского учета на предприятии являются:

· упрощение работы бухгалтера;

· ускорение обработки информационных потоков бухгалтерской документации и создание условий для повышения оперативности бухгалтерской информации;

· уменьшение количества счетных работников занятых обработкой учетной информации;

· сократить объем и повысить целесообразность расходов на ведение бухгалтерского учета.

· свести к минимуму возможность ошибок в ведении учета.

Разнообразные и гибкие возможности системы «1С:Предприятие 8.0» позволяют использовать ее и как достаточно простой и наглядный инструмент бухгалтера, и как средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов до формирования отчетности. Система «1С:Предприятие 8,0» может быть использована для ведения практически любых разделов бухгалтерского учета. Программа «1С:Предприятие» версии 8,0 соответствует современным требованиям к программам для автоматизации бухгалтерского учета.

Для совершенствования учета денежных средств в ЗАО «Строительный трест», предлагаю:

· для улучшения состояния внутреннего контроля чаще проводить аудит и ревизию денежных средств в кассе и на расчетном счете, хотя бы раз в квартал;

· рекомендовать руководству обеспечивать более безопасную доставку наличных денег из банка в кассу предприятия.

· и самым важным, необходимо автоматизировать данный объект учета, так как на данный момент он ведется вручную.

И все это необходимо сделать для создания условий и облегчения работы бухгалтера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: