Юстинский район Республики Калмыкия по площади составляет 7996 кв. км. и включает в себя 15 населенных пунктов и 7 сельских муниципальных образований (СМО). Население района – 14,6 тыс. человек.
Муниципальная система образования Юстинского района состоит из 23 образовательных учреждений.
Система дошкольного образования.
Дошкольным образованием в районе охвачено 70% детей в возрасте до 7 лет.
8 дошкольных учреждений района оказывают бесплатные образовательные услуги.
Таблица 2.4.2. Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях
Показатели | Единицы измерения | 2008 | 2009 | 2010 |
Количество дошкольных образовательных учреждений, в них: | Ед. | 8 | 8 | 8 |
– фактическое количество мест (по нормативу) | мест | 380 | 380 | 380 |
– количество детей (по списку) | Чел. | 400 | 406 | 418 |
Рис. 2.4.3. Динамика количества детей в ДОУ по списку и по нормативу, фактическое количество мест, чел.
Таблица 2.4.4. Количество детей в ДОУ с. Цаган Аман
Показатели | Единицы измерения | 2008 | 2009 | 2010 |
Количество дошкольных образовательных учреждений, в них: | Ед. | 2 | 2 | 2 |
– фактическое количество мест (по нормативу) | мест | 230 | 230 | 230 |
– количество детей (по списку) | Чел. | 250 | 256 | 268 |
Из рисунка 2.4.2., 2.4.3 видно, что количество детей по списку во всех трёх годах превышает количество детей по нормативу. Это связано с нехваткой мест в ДОУ в самом административном центре района с. Цаган Аман.
В последние годы вследствие повышения рождаемости (с 2002 года) и роста потребности населения в услугах дошкольного образования происходит увеличение числа воспитанников в ДОУ. Благодаря положительным тенденциям рождаемости, показатели очередности в ДОУ остаются высокими.
Таблица 2.4.5. Очередность в ДОУ
Показатель | 2008 | 2009 | 2010 |
Количество граждан, состоящих на учете в управлении образования, для получения места в ДОУ на ребенка в возрасте от 2 до 6 лет включительно, чел. | 98 | 112 | 160 |
Из них в с Цаган – Аман | 110 | 124 | 146 |
Рис. 2.4.6. Динамика граждан состоящих на учете в управлении образования, для получения места в ДОУ на ребенка в возрасте от 2 до 6 лет включительно, чел.
Из рисунка видно, что количество граждан, состоящих на учете в Управлении образования для получения мест в ДОУ, увеличивается на протяжении последних трех лет. Очередь на получение мест в ДОУ, в основном, имеется в административном центре (146 детей в 2010 г.). В сельских муниципальных образованиях данная проблема не стоит так остро.
Система муниципальных образовательных учреждений.
Система образования района включает 13 школ:
1. МОУ «Белоозерненская начальная общеобразовательная школа»
2. МОУ «Чомпотская начальная общеобразовательная школа»
3. МОУ «Октябрьская начальная общеобразовательная школа»
4. МОУ «Районная очно – заочная вечерняя школа»
5. МОУ «Эрдниевская СОШ»
6. МОУ «Юстинская СОШ»
7. МОУ «Татальская СОШ»
8. МОУ «Харбинская СОШ»
9. МОУ «Барунская СОШ»
10.МОУ «Бергинская СОШ»
11.МОУ «Цаганаманская СОШ №2»
12.МОУ «Цаганаманская гимназия»
13.ГООУ «Цаган – Аманская санаторная школа – интернат»
Ведется целенаправленная работа по обеспечению права детей и подростков на получение качественного основного и среднего (полного) общего образования, а именно:
– действует общеобразовательное учреждение повышенного уровня – МОУ «Цаганаманская гимназия», в котором проводится работа с одаренными детьми по республиканской программе;
– функционирует школа санаторного типа с круглосуточным пребыванием и оздоровлением детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– работают три начальные школы, районная очно-заочная школа;
– МОУ «Цаганаманская гимназия» и МОУ «Юстинская СОШ» – победители конкурса общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, которым предоставляется государственная поддержка;
– в общеобразовательных учреждениях функционируют национальные классы с углубленным изучением калмыцкого языка и культуры.
Таблица 2.4.7. Динамика показателей работы общеобразовательных учреждений района
Показатели | Единицы измерения | 2008 | 2009 | 2010 |
Общее количество учащихся СОШ | Чел. | 1226 | 1325 | 1456 |
Количество сформированных классов в СОШ | Ед. | 105 | 105 | 107 |
Средняя наполняемость классов в СОШ | Чел. | 12 | 13 | 14 |
Рис. 2.4.8. Динамика учащихся в СОШ района, чел.
Глядя на рис. 2.4.7. и 2.4.8, видно, что количество учащихся в СОШ района с каждым годом небольшими темпами растет, что связано с повышением рождаемости в районе начиная с 2002 года.
Из рис. 2.4.7. видно, что средняя наполняемость классов в СОШ весьма низкая. Однако, такая низкая наполняемость характерна для СОШ сел Юстинского района, отдаленных от административного центра.
Таблица 2.4.9. Динамика показателей работы МОУ с. Цаган Аман (административный центр района)
Показатели | Единицы измерения | 2008 | 2009 | 2010 |
Общее количество учащихся СОШ | Чел. | 838 | 854 | 918 |
Количество сформированных классов в СОШ | Ед. | 42 | 43 | 47 |
Средняя наполняемость классов в СОШ | Чел. | 20 | 20 | 20 |
Из табл. 2.4.9. видно, что в школах самого административного центра с. Цаган Аман наполняемость классов средняя и стабильная, а количество класс-комплектов с каждым годом увеличивается.
В СОШ дети обучаются в одну смену. Занятия начинаются с 8–30. Во всех начальных классах района функционирует группа продленного дня (ГПД). Число детей в ГПД заметно растет. Рост численности детей в ГПД обусловлен хорошей организацией ГПД, горячего питания школ, национальной программой обучения.
Горячим питанием в соответствии с законодательством РФ обеспечены учащиеся всех СОШ района. Образовательные учреждения административного центра осуществляют горячее питание по договору с индивидуальными предпринимателями за счет родительских средств из расчета – 15 рублей за завтрак и 35 рублей за обед. Многодетным и малообеспеченным категориям учащихся производится возмещение расходов на горячее питание из средств муниципального бюджета из расчета – 500 рублей на одного ребенка в месяц. Учащиеся учреждения санаторного типа обеспечены 6-ти разовым питанием, оплата которого производится из средств республиканского бюджета. В сельских школах горячее питание учащихся 100% финансируется за счет средств СПК (сельский производственный кооператив), т.е. для учащихся оно осуществляется бесплатно.
Для больных детей по заключению медико-социальной экспертизы и рекомендациям медико-педагогической комиссии (МПК) организовано индивидуальное обучение.
Таблица 2.4.10. Динамика показателей индивидуального обучения, чел.
Получение образования | 2008 | 2009 | 2010 |
Численность обучающихся на домашнем обучении по общеобразовательным программам, чел. | 8 | 9 | 7 |
Главной задачей деятельности педагогических коллективов ОУ остается обеспечение получения всеми учащимися качественного образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Один из основных показателей образования – уровень абсолютной и качественной успеваемости.
Доля учащихся, оставшихся на повторный год обучения, в общей численности учащихся СОШ за последние 5 лет равна 0.
Количество отстающих от общей программы учеников заметно снижается. Этот фактор обусловлен качественной работой педагогов ОУ, высоким контролем за системой образования со стороны Министерства и отдела образования АЮРМО.
Таблица 2.4.11. Результаты качества обучения учащихся
Окончили | 2007 | 2008 | 2009 |
на «5», чел. | 1581 (7,6%) | 1552 (6,5%) | 1336 (5,8%) |
на «4 и 5», чел. | 7908 (38%) | 7395 (31%) | 6938 (30%) |
тенденция по качеству | 46,1% (– 0,1%) | 44,3 (– 1,8) | 43,2% (-1,1%) |
Рис. 2.4.12. Динамика учащихся на «5» и на «4 и 5», чел.
Качество обучения в Юстинском районе с каждым годом заметно растет.
Таблица 2.4.13. Показатели работы УО в сфере общеобразовательного образования
Показатели | Единицы измерения | 2008 | 2009 | 2010 |
Удовлетворенность населения качеством общего образования (по результатам опроса) | Процент | 86 | 83 | 88 |
Число обоснованных жалоб на действия (бездействие) должностных лиц при оказании муниципальной услуги начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования | Ед. | 1 | - | - |
Как видно из табл. 2.3.14. в целом ситуация по району стабильна.
Система дополнительного образования.
Муниципальная система дополнительного образования включает всего 2 учреждения: Дом детского творчества и Детская школа искусств, которые располагаются на территории административного центра с. Цаган Аман. Таким образом, в отдаленных селах района школа является единственным организатором детского досуга, центром обучения, воспитания и полноценного развития ребенка.
Услуги УДО для учащихся бесплатны, финансируются за счет средств муниципального бюджета.
Педагоги УДО работают по типовым программам, утвержденным Министерством образования РФ, авторским программам, учитывающим национально-региональные компоненты. Образовательная деятельность ведется по направлениям:
· Спортивное (секции «Футбол», «Вольная борьба», «Настольный теннис», «Шахматы», «Бокс»)
· Музыкальное (классы «Фортепьяно», «Домбра», «Гитара», «Баян», «Хоровое пение»)
· Художественно – эстетическое («ИЗОстудия», «Хореография»)
· Декоративно – прикладное («Рукоделие», «Золотой наперсток»)
Таблица 2.4.14. Динамика показателей работы учреждений дополнительного образования
Показатели | 2008 | 2009 | 2010 |
Количество учебных групп | 45 | 40 | 34 |
Количество детей, занимающихся в УДО, чел. | 650 | 570 | 510 |
Рис. 2.4.15. Динамика количества детей, занимающихся в УДО, чел.
Всего охват дополнительным образованием в текущем году составляет 46% от общего числа школьников. Как видно из рис. 2.4.15. количество учащихся, занимающихся в УДО, за последние три года снижается. Это связано с кадровыми сокращениями педагогов и сокращением численности учебных групп.
В составе учебных групп УДО занимаются в основном учащиеся средних и старших классов. Учащимся младшего школьного возраста ввиду погодных условий, занятости родителей, удаленности от места жительства проблемно посещать занятия в УДО. Следовательно, для учащихся младшего школьного возраста целесообразно организовать секции и кружки УДО по месту их учебы. Это разнообразит работу педагогов ГПД, будет способствовать разностороннему развитию детей.
Таблица 2.4.16. Динамика показателей летнего отдыха детей
Показатели | Единицы измерения | 2008 | 2009 | 2010 |
Количество детских лагерей, в том числе: | ||||
– муниципальных | Ед. | 8 | 8 | 8 |
– республиканских | ед | 1 | 1 | 1 |
Доля детей, охваченных отдыхом в летний период | Процент | 90 | 90 | 90 |
Из таблицы 2.4.16. видно, что в организации летнего отдыха детей изменений за три года не наблюдается.
Таблица 2.4.17.
Показатели работы УО в сфере дополнительного образования
Показатели | Единицы измерения | 2008 | 2009 | 2010 |
Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей (по результатам опроса) | Процент | 93 | 95 | 95 |
Число обоснованных жалоб на действия (бездействие) должностных лиц при оказании муниципальной услуги дополнительного образования | Ед. | 0 | 0 | 0 |
Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей достаточно высокая, в 2008 году она составила 93%, а в 2009 и в 2010 уже 95%. Число обоснованных жалоб на действия (бездействие) должностных лиц при оказании муниципальной услуги дополнительного образования составляет 0 единиц во всех трёх годах.