Выбор сечения жёстких шин производят по допустимому току по (2.28).
Принимаем алюминиевые однополосные шины 60x6 мм, с шириной полосы h=60мм, и толщиной шины b=6мм, сечением 360 мм2.
Iраб. макс = 808 A ≤ Iдл.доп = 870 A.
где Iраб. макс = Iр.ф. = 0,808 A.
Осуществим проверку шин.
Проверка на термическую стойкость при КЗ. Проверка производится по сравнению выбранного сечения, с минимально допустимым сечением для термической стойкости.
qмин = Вк / С, (2.31)
где С - коэффициент, принимаемый по табл. 3.12 [4];
Вк = 15,382 кA2·с - расчетный тепловой импульс от протекания полного тока трехфазного КЗ на шинах (рассчитывался при проверке Q).
qмин = 15,382·106 / 88 ≤ 360 мм2
Таким образом, выбранные шины термически устойчивы.
Проверка проводов фаз шин ОРУ 110 кВ на схлестывание. Т.к. в нашем примере ток трехфазного КЗ на шинах менее 20 кА [4, с.233-235], I'' = 4,764 кА, то проверка на схлестывание не производится.
Проверка шин на механическую прочность. Наибольшее удельное Усилие при трёхфазном к.з. шин, Н/м, определяется по формуле:
|
|
f = 3·10-7· кф · iу2 / а (2.32)
где кф - коэффициент формы, кф =1;
а - расстояние между фазами, а=1,5м.
f = 3·10-7· 1 · 19,8862 / 1,5 = 45,66 Н/м.
Изгибающий момент определяется по формуле:
M = f · l2 / 10, (2.33)
где l - длина пролёта, т.е. расстояние между опорными изоляторами, l = 2м.
Напряжение в материале шины, возникающее при воздействии изгибающего момента:
σрасч = М / W, (2.34)
где W - момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию усилия, определяемый по формуле:
W = b·h2 / 6, (2.35)
W = 6·602 / 6 = 0,6 см,
σрасч = 18,26 / 0,6 = 30,4 МПа.
Для алюминиевых шин допустимое механическое напряжение σдоп = 70МПа.
Как видно из сравнения, σрасч < σдоп , значит шины механически прочны.
Выбор изоляторов
Жёсткие шины крепятся на опорных изоляторах, выбор которых производится по следующим условиям:
- по номинальному напряжению установки:
Uном ≥ Uуст = 10 кВ; (2.36)
- по номинальному току:
Fрасч ≤ Fдоп (2.37)
где Fрасч - сила, действующая на изолятор;
Fдоп - допустимая нагрузка на головку изолятора,
Fдоп = 0,6·Fразр
где Fразр - разрушающая нагрузка при действии на изгиб (табл. ГО-4 [4]).
Fрасч = 3 · (iу2 / а)·l·kh·10-7 = f l kh, (2.37)
где kh - поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена «на ребро».
kh = (Hиз + b/2) / Низ, (2.38)
|
|
kh = (120 + 6/2) / 120 = 1,025,
Fрасч = 45,66·2·1,025 = 93,6 Н.
Таким образом, принимаем к установке изоляторы типа ИО-10-3,75 УЗ со следующими параметрами:
Номинальное напряжение Uн 10 кВ
Наибольшее рабочее напряжение Uмах 12 кВ
Напряжение испытательное грозового импульса 80 кВ
Минимальная разрушающая сила на изгиб Fразр 3,75кН
Высота изолятора Низ 120 мм