Логистический менеджмент. Основные понятия

Введение

Логистический менеджмент фирмы представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями.

Назначение логистического менеджмента заключается в поддержание корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутрифирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов и продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.

Логистический менеджмент. Основные понятия.

Понятие «Логистический менеджмент» появилось в экономической науке относительно недавно. До недавнего времени в основном рассматривалось понятие «логистика», ее функции, цели, методы и задачи. Сейчас возникла необходимость изучения и применения логистического менеджмента на предприятии, и уже сейчас возникают различные определения и оценки значимости логистического менеджмента. Так в зарубежной литературе редко можно увидеть четкое выделение логистического менеджмента как отдельного направления в логистики. Часто логистический менеджмент рассматривается как отдельная функция по управлению логистических процессов. В отечественной литературе, наоборот, существует не только теоретическое обоснование, но и выделяется практическая значимость логистического менеджмента для предприятия. Тем не менее разночтения существуют и здесь. Рассмотрим некоторые определения логистического менеджмента.

Во-первых, следует отметить, что менеджмент (management) в переводе с английского языка означает «управление», в результате идет речь о логистическом управлении или управлении логистическими процессами на предприятии. В большинстве экономических трудов управление и менеджмент являются эквивалентными понятиями. Тем не менее, существуют различные определения этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Автор Определение «Логистический менеджмент» Цель Отношение к логистике
Д. Уотерс «Логистика – это зависящее от времени местоположение ресурсов, или стратегическое управление всей цепью поставок (Institute of logistics and Transport, UK)» 1. Перемещать материалы в свою организацию, через нее и из нее, добиваясь более высокой эффективности. 2. Содействовать сохранению эффективности потока на протяжении всей цепи. (цель менеджеров)   3. обеспечение баланса предоставляемых услуг и разумных затрат Эквивалентно
П. Фоусетт Управление физическим распределением и материальное управление создали концепцию общей бизнес - логистики. Контроль поставок, движения и хранения продуктов и материалов цепи поставок. Логистический менеджмент шире понятия концепции логистика
Дж. Шапиро Управление цепями поставок Минимизация общих логистических издержек при удовлетворении фиксированного спроса; максимизация прибыли. Как функция логистики
Дж. Джонсон Устойчивый контроль и координация деятельности поставщиков Обеспечение координации всех логистических процессов  

 

Согласно Дональду Уотерсу функция логистики – это управление цепью поставок (supply chain management), т.е. в данном случае логистический менеджмент выступает в качестве отдельной функции логистики. Если мы обратим внимание на определение, данное Институтом логистики и транспорта Великобритании, то в данном случае логистику идентифицируют с логистическим менеджментом, поэтому у некоторых зарубежных экономистов отпадает необходимость даже рассматривать логистический менеджмент как отдельное направление деятельности предприятия. Д. Уотерс предполагает, что логистический менеджмент, наряду с другими управленческими процессами, стоит рассматривать осторожно, т.к. термин «может относиться только к некоторым цепям поставок или в какой-то степени к другим видам деятельности».

Менеджеры должны проектировать логистику так, чтобы она была достаточно гибкой и позволяла удовлетворять довольно широкие запросы.

Зарубежные экономисты вносят в понятие логистика и логистический менеджмент практический смысл, т.е. рассматривают, как они будут работать на предприятии.

Если говорить об отечественных экономистах, то здесь мнения расходятся. Например, понятие «логистический менеджмент» выглядит следующим образом:

1) Совокупность управленческих функций. Совокупность форм и средств управления снабжением, производством и сбытом для достижения стратегических, тактических и оперативных целей и задач фирмы.

2) Управленческий персонал фирмы. Инструмент управления взаимоотношениями внутри персонала фирмы с внешними партнерами по бизнесу и с потребителями продукции (услуг).

3) Совокупность бизнес - активностей, направленных на реализацию логистического подхода.

4) Воздействие на состояние финансово-экономического и правового обеспечения форм взаимодействия в рыночных условиях.

5) Способность добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивационное поведение фирмы.

6)  Деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги.

Цель логистического менеджмента – адаптация производственной или торговой фирмы к запросам потребителей. Логистика выступает как теоретическая база логистического менеджмента.

Часто рассматривается инструментарий управления логистическими процессами, но не выделяется понятие «логистический менеджмент». Т.е. есть логистика, ее цели и методы их осуществления. Большое внимание уделяется такому понятию как «критерий безопасности». Среди множества целей одна – главная, обеспечение безопасности и информационными ресурсами логистики.

Управление логистикой на предприятии – деятельность с постановкой целей и задач логистической системы и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой.

Б. А. Аникин рассматривает организацию логистического управления как три вида деятельности - централизация, децентрализация и смешанное управление. Причем наиболее используемый вид деятельности в условиях рыночной экономики – это смешанный, что уже говорит о сложности организации процесса управления на предприятии и о необходимости профессионально подходить к данному вопросу.

В результате можно сделать следующий вывод, необходимость изучения логистического менеджмента как отдельного понятия связано с несколькими причинами, среди которых можно выделить следующие:

Ø Общий доступ к информационным ресурсам на всех этапах работы предприятия, что требует определенной упорядоченности и контроля.

Ø Смешанный тип организации и управления большинства предприятий в российской экономике, например, предприятие может выступать и как производитель, и как потребитель, и как торгующая организация, причем все области являются основными, не могут быть вспомогательными.

Ø Большое внимание к безопасности, так называемый «критерий безопасности».

Ø Отсутствие государственной поддержки и управления логистическими процессами, что приводит к необходимости организации собственной системы управления.

Ø Наличие огромного посреднического звена в цепи поставок, которое выполняет логистические функции, но не координирует работу между звеньями цепи поставок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: