Театральное творчество в школьном возрасте

Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество, или драматизация. Наяду со словесным творчеством драматизации, или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества. И понятно двумя основными моментами: во – первых, драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает творчество с личным переживанием.

«Драматическая форма изживания впечатлений жизни, - говорит Петрова, - лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребёнком в подражательной форме. Например, девочка, зарывшая ноги в песок и стоящая неподвижно с прижатыми к телу руками, говорит: «Я – дерево, видишь, я расту. Вот ветки, вот листочки, - руки девочки начинают медленно подниматься, растопыриваются пальчики, - видишь, ветер меня качает», - и «дерево» начинает наклоняться и трепетать листочками – пальчиками». Этот пример можно рассматривать как состояние эмпатии, то есть умение непроизвольно почувствовать себя частью чего – либо или общим с чем – либо, в данном случае быть деревом.

Другой причиной близости драматической формы для ребёнка является связь всякой драматизации с игрой. Так как все игры с использованием эмпатии построены таким образом, что дети учатся думать о себе и о других, ставить себя на место другого, сравнивать и анализировать, делать выводы, обобщения. Они направлены на развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, интуиции, умения сосредоточиться, совместно с другими детьми обсудить вопросы. Игры с использованием эмпатий – поля для наблюдения за детьми, прекрасная возможность познакомиться с ними поближе, понять их внутреннее, душевное состояние. Именно в таких играх проявляются индивидуальные особенности. Важно, чтобы учитель в школе или воспитатель в детском саду во время игры сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей. Быть примером справедливого и внимательного отношения к детям, другим людям, умел наблюдать, быстро реагировать, быть добрым, терпеливым.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзное обсуждение каких – либо поступков. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься, почувствовать себя комфортно. Главное, дать детям раскрыться, свободно выразить свою точку зрения и объяснить её. Любое давление на ребёнка со стороны взрослого, направление обсуждения в русло, необходимое воспитателю или учителю, мешает ребёнку проявить своё собственное «я», дети хорошо чувствуют, что их мнение не интересно для педагога, или неправильно, что мешает, смело высказывать своё мнение, вызывает закомплексованность не только перед учителем, но и перед другом, замедляется речь, способность ярко выражать свои мысли и тогда теряется весь смысл игр, занятий.

Описывая свои чувства в образе героя, человек, будь то взрослый или ребёнок, незаметно для себя раскрывает свой характер, свои потаённые желания, свой темперамент, чувства, обиды, взаимоотношения с окружающими, выплескивает наружу то, что у него внутри. Эмпатию можно использовать вместо назидательных бесед: на нравственные темы в игре.

Драма же ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связано с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность театральной постановки. Эта театральная постановка даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируют какой – нибудь готовый литературный материал. Инсценировку часто используют на уроках, особенно в начальной школе. Детям очень интересно участвовать в инсценировке различных рассказов и сказок, так как дети знают многие из них наизусть, многие им очень нравятся. Они с удовольствием играют роль того или иного персонажа, но чаще всего того, кто больше нравиться, кого они больше любят, того за кого они больше радуются или огорчаются. С помощью инсценировки можно развивать в детях чувство глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и переживаний. Благодаря инсценировке, дети пытаются поставить себя на место героя, которого они играют и прочувствовать то, что он чувствует.

Процессы инсценировки и драматизации являются благоприятными условиями для воспитания у детей чувства эмпатии. Это очень важно, для того чтобы человек уже с самых ранних лет умел сочувствовать, сопереживать и помогать в трудной ситуации другому человеку.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: