Кто сегодня всех счастливей?

поскорее появись! –

На волшебный стул садись!»

Когда песня заканчивалась, тот, кто оказывался ближе всего к волшебному стулу, садился на него. Каждый ребёнок из круга должен был сказать о сидящем на стуле что - нибудь хорошее, доброе. Перед началом игры, было  сказано  детям о качестве волшебного стула: тот, кто на него садится, теряет все плохие качества, у него остаётся всё хорошее, доброе, красивое. После того, как дети расскажут все хорошее про одного ребёнка, игра возобновляется.

 

Анализ: Эта игра очень помогла не только мне в выяснении уровня эмпатии у учащихся 4 класса, но и заинтересовала детей, так как эта игра подвижная, весёлая, с песней, в ней дети говорят много искренних доброжелательных слов друг другу. Эта игра помогает быть детям добрыми к окружающим людям.

 

Задание №7 «Улыбнись, как...» (2 «а» класс)

Я попросила детей сделать следующее

 

  Улыбнуться, как:

¯ Кот на солнце;

¯ Само солнце;

¯ Как Буратино;

¯ Как хитрая лиса;

¯ Как радостный ребёнок;

¯ Как будто ты увидел чудо.

Позлись как:

¯ Ребёнок, у которого отняли мороженое;

¯ Два барана на мосту;

¯ Как человек, которого ударили.

Испугайся, как:

¯ Ребёнок, потерявшийся в лесу;

¯ Заяц, увидевший волка;

¯ Котёнок, на которого лает собака.

Нахмурься, как:

¯ Осенняя туча;

¯ Рассерженный человек;

¯ Злая волшебница;

Устань как;

¯ Папа, после работы;

¯ Человек, поднявший тяжёлый груз;

¯ Муравей, притащивший большую муху.

Отдохни, как:

¯ Турист, снявший тяжёлый рюкзак;

¯ Ребёнок, который много потрудился, но помог маме;

ТАБЛИЦА №2

Уровень эмпатии Процентное соотношение Количество детей
Очень высокий 100% 3
высокий 80% 5
средний 60% 16
низкий 30% 10
Очень низкий 10% 0

 

Анализ: Это задание я проводила с учащимися 2 «а» класса. Целью этого задания было определить уровень эмпатии у школьников. Наблюдая за детьми, я выяснила, что у большинства из них чувство эмпатии не достаточно сформировано, то есть средний уровень,  это видно, из данных в таблице. Эти дети испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих кажутся непонятными и лишёнными смысла. Так как они не могут по-разному улыбаться, например как кот, который смотрит на солнце или как «улыбается само солнце». Многие дети просто не могут мысленно представить себе как можно устать, как муравей, это происходит из - за недостаточно сформированных знаний об окружающем мире. Так же это задание помогало мне развивать чувство эмпатии у детей, чтобы в дальнейшем они могли проявлять его по отношению к людям и животным.

 

Задание № 6 «Представь себя животным»

Я попросила детей представить себя разными домашними животными. Каждый ребёнок отвечает на вопросы:

§ Какая у вас самая любимая еда?

§ Где вы больше всего любите спать?

§ Что больше всего любите делать?

§ Любите ли вы играть с детьми /людьми/, гулять?

§ Любите ли, вы когда вас моют?

§ Умеете ли вы плавать? – Стригут ли вам шерсть?

§ Расчёсывают ли вам шерсть?

Здравствуйте, меня зовут кот Маркиз. Я очень люблю различные консервы, но самая любимая моя еда это рыба - карасики окуньки и мясо. Больше всего я люблю спать рядом со своей хозяйкой, которую очень люблю, так же как и она меня. Я очень люблю играть со своим младшим братом, Филей, мы с ним играем в прятки, бегаем по всем комнатам. На улице гулять не люблю, потому, что там ездят большие машины. Мыться я тоже не люблю. А когда хозяйка начинает меня мыть, я её царапаю и кусаю, но не больно. А когда я вылезаю из тазика, хозяйка начинает меня расчёсывать, чтобы я был красивым. Я очень люблю свою хозяйку, которую зовут Женя                        (Башарина  Женя 4 «а» класс)

 

Анализ: Это задание помогло выяснить, на сколько дети смогли перевоплотиться в то животное, которое они выбрали. Понять, почувствовать  его, некоторое время пожить как бы его жизнью. Судя по данному рассказу, можно сказать, что Жене это удалось.

 

Задание №7 «Представь себя дождём, деревом»

Дети делятся на пары, закрывают глаза и протягивают друг другу руки ладошками вверх, другой пальчиками показывает, какой идёт дождь: мелкий, грибной, тёплый ласковый, летний, осенний, грозовой, ливень.

Далее детям предлагалось представить себя деревом: на сильном ветру, под дождём – мелким и ливнем, в жаркий день. Свои ощущения дети передавали в движениях.

Анализ: Это задание показало, на сколько дети могут перевоплощаться в различные предметы, в данном случае быть деревом. Дети без слов смогли с помощью движений  показать, как чувствует себя дерево под дождём. Если дождь был мелким, да ещё и в жаркий день, «дерево» расправляло свои листочки, а если шёл ливень «дерево» прятало свои листочки и веточки. У большинства детей перевоплотиться в дерево получилось очень хорошо, это говорит о том, что у детей есть чувство эмпатии.

Задание №8 «Страна любви»

Детям было предложено придумать сказку о стране любви, доброте в которой они живут. При этом как бы отвечая, на следующие вопросы:

1. Где находиться эта страна?

2. Кто ей управляет?

3. Кто в ней живёт?

4. Какие там праздники?

5. Какие семьи в этой стране?

6. Какие там детские сады, школы, магазины?

7. Почему эту страну назвали страной любви?

Моя страна находится очень далеко, на краю земли. В этой стране живёт король и королева, они и управляют волшебной страной. В ней живёт очень много волшебных троллей и фей, которые умеют делать много различных фокусов, развлекать детей и взрослых. Они добрые, весёлые и очень красивые, особенно феи. Каждый год в этой стране идут праздники в честь короля и королевы, а так же в честь их детей. В каждой семье празднуют свои праздники дни рождения, день волшебства, день доброты, в этот день все люди говорят друг другу добрые слова и делают добрые поступки и многие другие праздники. В стране есть различные детские сады школы, где детям очень нравиться, потому, что детей учат там совершать хорошие поступки, а учат их феи – волшебницы. Магазины в стране очень красивые, там много разных игрушек, вещей. Есть магазин, где продаются необычные, загадочные животные, которые умеют разговаривать, выполнять различные задания.

Эта страна называется страна «любви и доброты» потому, что в ней живут добрые люди, которые хорошо относятся друг к другу.

                                                   (Красный Алексей 1 «б» класс)

Задание №9 «Котёнок»   (1 «б» класс)

Я предложила детям следующую ситуацию: «Представьте, что мама принесла домой маленького котёнка. Он испуган, ведь он первый раз в этой квартире. И предлагаю детям показать, как движется этот котенок /замер или спрятался/. Дети разбиваются на пары, один будет котёнком, а другой добрым хозяином. Котята выходят в круг, а хозяева образуют круг. Покажите, котята, как вам страшно в новом доме. Хозяин его и уговорите заснуть на коврике. Когда котята «заснут», игра окончена.

 

Анализ: Задание «Котёнок», очень интересное, потому, что детям первоклашкам оно очень понравилось. В ходе игры они в движении показывали, как ведёт себя котёнок, которому страшно, показывали очень эмоционально, ярко, свободно. Это говорит о том, что дети способны перевоплощаться в животных понимать, сочувствовать и помогать им, когда они нуждаются в помощи.

Задание № 10 «Превращение в дерево /куст/»   (4 «а» класс)

Детям было предложено закрыть глаза и представить, что сейчас лето, на улице светит солнце, тепло. Задача каждого ребёнка выбрать своё любимое дерево /куст/ на участке и ответить на вопросы от имени дерева:

 

¨ О чём ты мечтаешь?

¨ Кого ты боишься?

¨ С кем бы ты подружился?

¨ О чём думает дерево, когда на него налетает ветер?

 

Я мечтаю о том, чтобы лето было круглый год, чтобы у меня всегда были красивые зелёные листочки, чтобы меня не обижали люди, а наоборот, чтобы они заботились обо мне и, смотря на меня, радовались. Больше всего я боюсь холодную  зиму, когда она приходит она вместо моих листочков одевает меня в колючий белый снег. Больше всего мне нравится дружить с моими белоствольными подружками - берёзками. Они очень хорошие добрые и я очень люблю с ними болтать. Мне становиться очень грустно и очень холодно, когда начинает дуть сильный ветер, потому что он срывает с меня зелёные листочки и ломает мои веточки и мне становиться очень больно.

                                                   (Андреева Катя 4 «а» класс)

Анализ: Это задание было выполнено учащимися 4 класса. Целью этого задания было выяснить, как дети смогут представить себя в роли выбранного дерева, как смогут вжиться в это состояние, быть деревом, почувствовать, то, что чувствует дерево. И мне это удалось, так как большинство детей рассказывали очень эмоционально, ярко смогли представить, что испытывает дерево, когда дует сильный ветер, как ему холодно. А так же некоторые элементы своего рассказа показывали с помощью движения. Всё это свидетельствует о том, что многие дети смогли перевоплотиться в дерево, то есть у них есть чувство эмпатии.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Для развития творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного и школьного возраста, рекомендуется:

1. Использовать в работе с детьми игры и упражнения, стимулирующие развитие воображения, ассоциативности через чувственно-эмоциональное постижение окружающего. Кроме игр и игровых упражнений, которые строятся, с одной стороны, на развитии механизма синестезии, с другой стороны – на развитии механизма эмпатии, рекомендуем использовать эстетическую игру, которая способствует расширению и осознанию эмоционально-чувственного опыта детей; через удовольствие создает условия для развития способностей, помогает преодолеть трудности, возникающие в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Это позволяет ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем.

2. При проведении игр и игровых упражнений, а также в процесс эстетической игры использовать произведения искусства (учитывая эмоционально-чувственный опыт каждого ребенка и группы в целом); использовать в работе наряду с традиционными способами создания изображения – нетрадиционные.

 

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать о том, что воспитание и развитие чувства эмпатии, очень важно для того, чтобы наше общество не было таким жестоким, по отношению к друг к другу, чтобы каждый человек с ранних лет мог помогать тем, кто в нём нуждается, кто ищет его поддержки.

Воспитывать чувство эмпатии можно и нужно с раннего возраста, так как дети в этом возрасте наиболее восприимчивы к тому, что им говорят. Родители педагоги и воспитатели играют важную роль в воспитании ребёнка. Только и их помощью ребёнок способен вырасти добрым, отзывчивым, по отношению к тем, кто находится рядом с ними и это относится не только к людям, но и к животным.

Для того чтобы воспитать такого человека есть множество способов, приёмов и методов, которые позволяют развивать в детях чувство эмпатии. В практической части моей ВКР приведены примерные задания и упражнения, которые способствуют развитию эмпатии. Эти задания направлены на то, чтобы дети смогли мысленно представить себя в виде растения, животного или человека, почувствовать то, что они чувствуют, когда им хорошо и когда им плохо. Придумать и написать рассказ или сказку от имени, какого – нибудь животного, при этом отвечая на различные вопросы.

С помощью этих заданий, целью которых было выяснить уровень эмпатии у детей младшего школьного возраста и у школьников среднего звена, я выяснила, что большинство детей всё - таки могут находиться в состоянии эмпатии.

Это очень важно, чтобы ребёнок мог сочувствовать, сопереживать, помогать людям и животным. Если мы научим детей быть добрыми и отзывчивыми мы вырастим себе доброе и благородное во всех отношения будущее.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.

Агглютинация -создание нового образа, соединение в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов.

Аттракция -  (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств.

Воображение -психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Интоника – наука об обучающих и разрушительных свойствах музыки и ритма.

Идентификация – отождествление себя с другим человеком (группой людей, образом, идеалом), на основе чего происходит «принятие» объекта идентификации (партнёра по общению как самого себя. В обыденной речи это звучит так: поставить себя на чьё – либо место. Идентификация является одним из способов познания и понимания партнёра по общению.

Рефлексия – внутренняя деятельность человека, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заимствовано из философии, которая определяет рефлексию как принцип мышления, направляющий человек на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Установка – «предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определённого объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту».

Эмпатия - « постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания»; способность человека с помощью чувств проникать в мир душевных переживаний другого человека, разделять его переживания.

Эмпатия – это сопереживание чувствам другого человека. Она немыслима без проявления “обратной связи”, то есть человек не только ощущает, что именно чувствует другой, но и, проникаясь его переживаниями, начинает чувствовать то же самое.

Эмпатия – это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Эмпатия – это дар, предполагающий наличие развитой функции этики, гармонизирующей формы личности, свойств меланхолического темперамента и высоких моральных принципов.

 

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Бадалев А.А. Формирование понимания о другом человеке как личности. - Л., 1970 г.

2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М: «Педагогика» 1979 г.

4. Вачков И.В. Психология для малышей, или сказка о самой «душевной» науке. – М.: Педагогика – Пресс, 1996 г.

5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: «Просвещение»,1991 г.

6. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой, М.: «Просвещение», 1993 г.

7. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, М.: «Просвещение», 1978 г.

8. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: «Просвещение», 1993 г.

9.  Вересов Н.И., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.

10.  Гин С.И. Мир фантазии (методическое пособие для учителей начальных классов). - Гомель, 1995.

11.. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Природа: объект или субъект отношений личности, М., «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.

12.  Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

13.  Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

14.  Жернильская М. Понять понимание, почувствовать чувство - Обруч, 1996. С.19-21

15.  Кряжева Н.Л. Развитие   эмоционального  мира детей.  Ярославль,   1996 г.

16.  Крейри Э. Учимся владеть чувствами. СП, 1995 г.

17.  Лук А.Н. Учить мыслить творчески. М., 1970 г.

18.  Нестеренко А.А. Страна сказок Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.

19.  Рыжова Н. А. Наш дом – природа, // «Дошкольное воспитание», 1994 г.,

20.  Стрелкова Л.М. Творческое воображение: эмоции и ребенок – Обруч, 1996, №4, с.24-27

21.  Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии М.:  «Смысл» 1997 г.

22.  Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития. 1996, 240с.

23.  Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – Москва «Педагогика»1990г.

24.  Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой, Москва, «Просвещение», 1983 г.

25.  Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников М.: «Просвещение» 1983 г.

26.  Эйзенштейн С. Психология искусства. «Психология процесса художественного творчества». – Л. 1980, с.175

27.  Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания М.: «Просвещение», 1986 г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: