Мероприятия по снижению уровня загрязнения окружающей среды

Мероприятия по снижению вредных выбросов от участка сварки.

1)Увеличение высоты трубы организованного сварочного участка (дымовые трубы не снижают абсолютных выбросов, но позволяют рассеять их на большую площадь, т.е. снизить концентрации загрязняющих веществ в приземном слое).

2)Применение газоочистительных установок:

- электрофильтры позволяют удалять частицы размером до 0,1 мкм (эффективность очистки- 97-99%);

- вихревые трибоэлектростатические фильтры (эффективность очистки- 95-97%);

- циклоны групповые и батарейные (эффективность очистки- 82-95%);

- пенные аппараты (эффективность очистки- 75-90%);

- орошаемые водой абсорберы (эффективность очистки- 93-95%).

- Установка (УОВ-1)-производительность - 400 М3 / ч, площадь фильтрующей поверхности –0,8 м3. Эффективность очистки- 80-90%;

- вихревой аппарат с трехфазным слоем - характеризуется стабильной работой в широком диапазоне нагрузок по газу – 60-100 % от номинальных нагрузок. Эффективность очистки - 95-97,5 %.

Экологическая оценка деятельности ОАО «Кропоткинский завод МиССП» положительная. Предприятию следует учитывать то, что накопление отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

На предприятии ОАО «Кропоткинский завод МиССП» установок и технологий по переработке и обезвреживанию отходов не имеется. Контроль за состоянием окружающей среды в местах временного хранения отходов на предприятии осуществляется с учетом оценки воздействия отходов на окружающую среду, характеристики отходов, мест и условий их размещения.

Отходы временно размещаются на территории с учетом реальных возможностей предприятия и затем передаются другим организациям с целью переработки, обезвреживания или захоронения, имеющим лицензию на право обращения с опасными отходами. Хранение отходов соответствует экологическим нормам.

В связи с этим необходимо, помимо выполнения мероприятий, направленных на снижение количества образования отходов, степени их опасности и отрицательного влияния на окружающую среду, обеспечить целостность контейнеров для их хранения, недоступность к отходам, а также организовать контроль над этим.

Мероприятия по снижению вредных выбросов автомобильного парка.

Выбросы автотранспорта являются основными загрязнениями для многих городов России. Но качество дорог при этом не улучшается, не создаются объезды и развязки. Также к росту выбросов привело вынужденное увеличение количества светофоров. На режимах торможения автомобилей возрастает количество бензапирена выхлопных газах до 50-100 мг за 1 минуту работы на низкосортном бензине.

Снижение вредного воздействия выбросов можно добиться следующим образом:

1) переход на неэтилированный бензин или газ (при таком переходе токсичность снизится в 18-22 раза, платежи в этом случае за загрязнение снизятся в 2 - 4 раза).

2) замена карбюраторных двигателей, дизельными, которые дают менее вредные выбросы.

3) создание электротранспорта, и решение вопросов по величине пробега с одной зарядки и снижению выбросов от аккумуляторных батарей.

Важную роль играют архитектурно - планировочные мероприятия и зеленые насаждения по снижению количества и уменьшение вредности выбросов.

Увеличить среднюю скорость движения транспорта могут специальные

объезды и развязки, улучшение качества дорог и ликвидация ненужных участков торможения. Количество выбросов уменьшится в 4 - 5 раз, если скорость возрастет с 30 до 60 км/час.

Выбросы вредных веществ при остановке у светофоров увеличивается в 1,5-2 раза, по сравнению с движением на первой передаче.

Дороги с интенсивным движением следует выносить за пределы жилых зон, или защищать такие зоны «зелеными насаждениями от загазованности». Однорядная высадка деревьев и кустарников снижает уровень загазованности на 10-15%.

Для охраны воздушного бассейна от вредных выбросов от передвижных источников необходимо следующее: оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций регулировки двигателей для снижения токсичности газов, приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива.



Глава 4. Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета и отчетности в ОАО «Кропоткинский завод МиССП» (проектная часть)

 

Формирование учетной политики в ОАО «Кропоткинский завод МиССП» для целей составления бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

Учетная политика, разрабатываемая российскими организациями в настоящее время, должна включать, как минимум, финансовый и налоговый, а при необходимости и управленческий аспект (рисунок 4.1).

 

Пользователи информации Вид учета Учетная политика для целей:

                                                             

 

Рисунок 4. 1- «Экономические интересы и учетная политика (на примере российской системы бухгалтерского учета)»


Существование множества видов учета (финансовый, управленческий, налоговый, статистический и т.д.) призвано в максимальной степени удовлетворить интересы различных групп пользователей учетной информации, что, в свою очередь, предопределяет учетную политику.

 

Каждый из видов учета подразумевает общую (вводную), организационную и методическую часть (рисунок 4.1).

 

 


                                                                                                    

Приказ
Пояснительная записка
Приказ
 Приказ


Рисунок – 4. 1 «Структура учетной политики (на примере российской системы учета)»

 

На рисунке 4.1 пунктиром отмечены элементы учетной политики, по которым у российских организаций существует полная свобода выбора. Сказанное в полной мере касается всего управленческого аспекта учетной политики, где хозяйствующим субъектам предоставлена абсолютная свобода, и частично, - налогового, где обязательным признается лишь определение методики учета. Формирование учетной политики в сфере финансового учета требует обязательного определения и документального закрепления и методических, и организационных вопросов.

Назначение учетной политики по российской системе учета в большей степени относится к ведению бухгалтерского учета, в то время как учетная политика по МСФО ориентирована на подготовку финансовой отчетности.

В Международных стандартах финансовой отчетности делается другой акцент: «учетная политика - это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятая компанией для подготовки и представления финансовой отчетности» (МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки»).

 

 

Учетная политика - это
     ПБУ МСФО

     
 

 


подготовки финансовой отчетности

 


итоговое обобщение
Представление финансовой отчетности
                                                                  

     
 

 


Рисунок 4. 2 – «Трактовка учетной политики российскими и международными стандартами финансовой отчетности»

 

Согласно нормам ПБУ 1/2008, учетную политику организации следует оформлять соответствующим организационно-распорядительным документом, например приказом.

Международные стандарты дают компаниям право выбора: информацию, которую содержит учетная политика, можно раскрывать либо в примечаниях к отчетности, либо в качестве ее отдельного компонента. При этом утверждать учетную политику как отдельный нормативный документ не обязательно.

При формировании учетной политики в ОАО «Кропоткинский завод МиССП» для целей составления бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) следует руководствоваться МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки».

Согласно МСФО, в случае отсутствия прямого регулирования отражения в отчетности операций, предприятие должно сначала проанализировать требования стандартов к похожим или связанным видам операций. При отсутствии такого права следует обратиться к Принципам подготовки и составления финансовой отчетности для определения, признания и оценки элементов финансовой отчетности (п. 11 МСФО 8).

Кроме того, Международные стандарты финансовой отчетности (п.12 МСФО 8) дают возможность предприятию, разрабатывающему учетную политику согласно МСФО применять положения национальных и отраслевых учетных систем в части, не противоречащей требованиям МСФО и Принципам подготовки и составления финансовой отчетности. Принципам подготовки и составления финансовой отчетности представляют отдельную составляющую системы МСФО.

Согласно пункту 14 МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки» изменения в учетной политике допускаются только в случаях, когда они обусловлены требованиями конкретного стандарта МСФО или интерпретации, либо приводят к лучшему (более надежному) представлению информации в финансовой отчетности.

Требования РСБУ к изменению учетной политики, по сути, повторяют перечисленные в МСФО основания, однако с одним добавлением: в соответствии с п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики допустимо при существенном изменении условий деятельности (реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.).

Требования в части указаний на обстоятельства, которые не представляют изменения в учетной политике по МСФО и РСБУ аналогичны:

- утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые по существу отличны от фактов, имевших место ранее;

- применение нового положения по учетной политике для фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые в деятельности организации.

В соответствии с п. 19 МСФО 8 установлено, что отражение при первоначальном применении стандарта или интерпретации, в котором отсутствуют конкретные переходные положения, или при добровольном изменении учетной политики, организация обязана применять эти изменения ретроспективно.

Дополнительные требования к учетной политике организации включены в другие стандарты, например:

- требования к раскрытию информации об учетной политике содержаться в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»;

- формирование учетной политики и раскрытие информации о ней в отношении отдельных статей активов и обязательств, доходов и расходов регулируется, например, МСФО (IAS) 2 «Запасы», МСФО (IAS) 16 «основные средства», МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS)23 «Затраты по займам» и др.

Пунктом 8 МСФО 8 установлено, что положения учетной политики не следует применять, когда воздействие их применения несущественно.

Однако не следует оставлять без внимания и несущественные отступления от МСФО, допущенные с целью достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов деятельности или денежных потоков организации.

Искажения информации о статьях финансовой отчетности являются существенными, если они могут, каждое по отдельности или в совокупности, повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе этой финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера конкретного пропуска или искажения информации, оцениваемых в контексте сопутствующих обстоятельств. Решающим фактором может оказаться либо размер, либо характер соответствующей статьи финансовой отчетности, либо сочетание того и другого (п. 5 МСФО 8).

В отношении несущественных статей учетная политика не применяется. Однако, в МСФО (IAS) 8 говориться, что компания не в праве пропускать несущественные отступления от МСФО или оставлять их неисправленными в бухгалтерском учете, чтобы в итоге создать у пользователей определенное представление о финансовом положении, результатах деятельности или движении денежных средств.

МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» установлено, что предприятие обязано раскрывать в примечаниях к финансовой отчетности те аспекты учетной политики, которые оказывают наиболее значительное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности.

Так, например, специфика деятельности, отраслевые особенности предприятия не могут не влиять на порядок их признания и измерения. Если же, читая примечания об учетной политике предприятие в части доходов, пользователь не может определить к какой отрасли относится данное предприятие и в чем заключается специфика деятельности, то такая информация не будет считаться достаточно раскрытой.

Прежде чем начать процесс формирования учетной политики в соответствии с МСФО следует определиться с основными аспектами, а именно:

сферой охвата, целью формирования, областью применения, представлением данных, сроком формирования, валютой.

Структура приказа (распоряжения, положения) об учетной политике, разрабатываемой российскими организациями в соответствии с МСФО, может быть традиционной и альтернативной (рисунок 4.3).

Традиционный близок по своей структуре и форме изложения к применяемому приказу об учетной политике в ОАО «Кропоткинский завод МиССП», поэтому целесообразно в целях трансформации бухгалтерской отчетности следовать этому варианту, который позволит сохранить статус и структуру приказа об учетной политике, одновременно обеспечив соответствие документа новым требованиям.

Раздел «Общие положения» содержит информацию:

- о наименование предприятия, для которого подготовлена учетная политика;

- о валюте представления отчетности;

- об указаниях, о том, что учетная политика сформирована для целей первого представления финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО;

- о перечисленных основаниях для принятия новых положений учетной политики и изменениях в соответствии с МСФО с учетом переходных положений отдельных стандартов;

- о приведенной основе принятия решений о формировании положений учетной политики по признанию и оценке учетных объектов в соответствии с МСФО;

- об указаниях на возможность ретроспективной корректировки данных финансовой отчетности за предыдущие отчетные периоды (при изменении учетной политики)- конкретные положения по ретроспективной корректировке должны быть представлены в соответствующих разделах о признании и оценки статей финансовой отчетности.

«Организационный раздел» может содержать существенные вопросы, определяющие лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета, организационную структуру бухгалтерии и распределение должностных обязанностей ее сотрудников, описание применяемой формы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов, график документооборота, перечень отступлений от требований МСФО.

Перечень отступлений от требований МСФО представляет положения учетной политики, которые не соответствуют требованиям отдельных стандартов и интерпретаций. МСФО допускает такие отступления, но при условии, что:

- предприятие обязано перечислить отступления;

- объяснить причину, почему такие отступления необходимы с точки зрения качественных характеристик информации, содержащейся в финансовой отчетности.

Все это позволяет упорядочить работу бухгалтерии, точно идентифицировать, оценить, классифицировать и систематизировать информацию в момент ее появления, что значительно упрощает работу при составлении отчетности. Кроме того, в данном разделе приказа возможно описание процедуры трансформации российской отчетности на язык МСФО.

«Методический раздел» должен содержать конкретные способы отражения информации в финансовой отчетности, выбранные исходя из альтернатив, которые предлагают МСФО. Как известно, способы, по которым возможен выбор, МСФО классифицируют на две категории, называя их соответственно «основной подход» и «допустимый альтернативный подход». На наш взгляд, если не существует веских оснований поступить иначе, организациям, формирующим учетную политику по МСФО впервые, целесообразно пойти по «основному» (рекомендуемому) пути.

В целях обеспечения системности, последовательности и полноты изложения было бы уместно осуществить выбор от одного МСФО к другому, т.е. сначала определить способы, альтернативы в отношении которых предусмотрены МСФО 1, затем МСФО 2 и т.д. При этом составители приказа должны ясно осознавать, что довольно сложно, а порой невозможно осуществить выбор в отношении объектов, характеризующихся высокой степенью индивидуальности и (или) еще не встречавшихся в хозяйственной жизни организации. Например, достаточно проблематично определить нормы и способы начисления амортизации нематериальных активов, затрат на исследования, разработки, освоение производств и т.д., которых еще не было и неизвестно, появятся ли они в обозримом будущем.

Поэтому, во-первых, не надо пытаться предугадать в приказе все возможные ситуации, варианты развития событий и объекты бухгалтерского наблюдения - МСФО делают упор на принципы, а не на детальные процедуры. А, во-вторых, конкретный способ учета вновь появившегося объекта бухгалтерского наблюдения можно определить непосредственно в момент принятия к учету, даже в середине года, а не обязательно по состоянию на 1 января. Данный факт будет признан дополнением, а не изменением учетной политики и поэтому не противоречит ни российским, ни международным стандартам.

МСФО допускает изменения лишь в случае значительного характера операций компании или изменений в самих МСФО и интерпретациях к ним.

Таким образом, «методический раздел» будет иметь следующие подразделы:

- правила пересчета данных российской отчетности в соответствии с требованиями МСФО (IFRS 1) 1 «Первое представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО»;

- требования к признанию и оценке элементов финансовой отчетности в разрезе групп учетных объектов и операций;

- требования по расчету показателей отчетности из российских рублей в валюту представления отчетности.

Приложение к учетной политике является отдельным разделом учетной политики в соответствии с требованиями МСФО.

Приложение может включать примеры расчетов на основе положений о признании и оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, в том числе:

- расчет дисконтирования для определения оценки приобретаемых внеоборотных активов;

- расчет обязательств (требований) по договорам финансовой аренды (лизинга);

- расчет теста на обесценение активов.

При переходе на МСФО организация использует добровольное заключение, позволяющее применить в качестве оценки основных средств, инвестиционной собственности и нематериальных активов оценку, сложившуюся на определенную дату согласно данным российского бухгалтерского учета. По оценкам предприятия, балансовая стоимость данных активов не отличается от их справедливой стоимости на дату перехода.

 







Разработка рабочего плана счетов в ОАО «Кропоткинский авод МиССП» для целей составления бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

 

Международные стандарты финансовой отчетности не регламентируют и не предписывают определенную структуру для Плана счетов.

Сторонники МСФО не признают единого Плана счетов, так как считают, что такой план - дело каждого главного бухгалтера, и только он имеет суверенное право и даже обязанность выбрать для своего предприятия те счета, которые в максимально возможной степени отвечают тем конкретным условиям, в которых эта фирма работает.

Абсурдно, например, вести учет по одним и тем же счетам на металлургическом комбинате и в торговом ларьке. Единый план счетов – это нонсенс. И отказ от обязательной регистрации нового Плана счетов в Минюсте России – это первый шаг в деле перехода на международные стандарты. Теперь бухгалтер получает свободу действий, он сам формирует методологический инструментарий на основе тех принципов, которые заложены в МСФО.

В действующем рабочем плане счетов ОАО «Кропоткинский завод МиССП», соответствующему российской системе бухгалтерского учета, невозможно передать принципы Международных стандартов финансовой отчетности, так как большинство новых требований не могут быть удовлетворены на уровне синтетических счетов, изменения вводятся на уровне аналитических счетов. В связи с этим требуется множество разъяснений и инструкций по дальнейшему ведению учета.

Для упрощения бухгалтерам процесс сбора информации и построения финансовой отчетности в соответствии с МСФО необходимы изменения рабочего плана счетов предприятия.

План счетов для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО, значительно отличается от Плана счетов, используемого в настоящее время в России:

- Российский План счетов имеет блочную нумерацию (01 по 08 - внеоборотные активы, 20 по 39 - затраты на производство и т. д.), в плане счетов МСФО сначала идут счета бухгалтерского баланса, (в порядке ликвидности), затем - счета прибылей и убытков;

- отсутствует понятие «синтетический счет», для учета каждого вида активов, обязательств или капитала открываются отдельные счета, которые дебетуются или кредитуются по своему функциональному значению;

- в плане счетов МСФО отсутствуют активно-пассивные счета (расчеты с различными дебиторами и кредиторами учитываются на отдельных для каждого вида дебиторской и кредиторской задолженности активных или пассивных счетах);

- одному счету из действующего в России Плана счетов может соответствовать несколько счетов МСФО, и наоборот.

Далее представлена система счетов соответствия международных стандартов финансовой отчетности и российской системы бухгалтерского учета.

При проведении процесса трансформации бухгалтерской отчетности в ОАО «Кропоткинский завод МиССП» рекомендуется принять План счетов, основанный на международной практике.

 

  МСФО РБСУ
Активы Текущие активы (1ххх) Долгосрочные активы (2ххх) Внеоборотные активы (01-08) Производственные запасы (10-19) Затраты на производство (20-39) Готовая продукция и товары (40-46) Денежные средства (50-59)
Обязательства Текущие обязательства (3ххх) Долгосрочные обязательства (4ххх) Расчеты (60-89)
Капитал Собственный капитал (5ххх) Капитал (80-89)
Доходы     Расходы Доходы от основной деятельности (6ххх) Доходы от неосновной деятельности (9ххх) Расходы по основной деятельности (7ххх) Расходы по реализации и административно-управленческие расходы (8ххх) Расходы от неосновной деятельности (9ххх)   Финансовые результаты (90-99)

Таблица 4.1- «Система счетов соответствия МСФО и РБСУ»

 

Такой План счетов будет использовать четырехзначную систему нумерации, будет организован в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и должен:

- обеспечивать простое и удобное построение финансовых отчетов;

- быть гибким, чтобы иметь возможность расширяться в будущем в связи с изменением структуры бизнеса компании;

- обеспечивать достаточную детализацию для построения основных финансовых и управленческих отчетов.

Рабочий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Кропоткинский завод МиССП» в соответствии с требованиями МСФО выглядит следующим образом:

1000 ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ

1100 Денежные средства

1110 Денежные средства в кассе

1200 Денежные средства на расчетном счете

1210 Расчетный счет в национальной валюте

1220 Расчетный счет в иностранной валюте

1230 Денежные средства на специальных счетах в банках

1300 Краткосрочные финансовые активы

1400 Счета к получению

1410 Счета к получению (дебиторская задолженность)

1495 Резерв на безнадежные долги

1500 Краткосрочная дебиторская задолженность

1600 Дебиторская задолженность по налогам

1700 Товарно-материальные запасы

1710 Сырье и материалы

1720 Незавершенное производство

1730 Готовая продукция

1740 Товары

1790 Прочие материалы

1800 Расходы, оплаченные авансом

1810 Запасы, оплаченные авансом

1890 Прочие виды авансированных платежей

1900 Отсроченные расходы

2000 ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ

2100 Основные средства

2200 Инвестиционная собственность

2400 Долгосрочные финансовые активы

2500 Долгосрочные инвестиции

2600 Долгосрочная дебиторская задолженность

3000 ТЕКУЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

3100 Счета к оплате

3200 Авансы полученные

3210 Авансы, полученные под поставку ТМЗ

3220 Авансы, полученные под выполнение работ и оказание услуг

3300 Краткосрочные долговые обязательства

3310 Краткосрочные кредиты банков

3320 Краткосрочные займы

3390 Прочие краткосрочные долговые обязательства

3400 Налоги к оплате (Расчеты с бюджетом)

3410 Налог на прибыль

3415 Отсроченный налог на прибыль

3420 НДС к оплате

3430 Подоходные налоги к оплате, взимаемые с заработной платы

3450 Местные налоги и сборы

3460 Единый налог на вмененный доход

3470 Пеня и штрафные санкции по налогам и сборам

3490 Прочие налоги к оплате

3500 Начисленные обязательства

3510 Заработная плата к выплате

3520 Начисленные взносы ЕСН

3530 Начисленные отпускные и вознаграждения

3540 Кредиторская задолженность служащим, должностным лицам и директорам

3550 Начисленные проценты

3560 Дивиденды к оплате

3570 Начисленные расходы по оплате услуг

3590 Прочие начисленные расходы

3600 Текущие обязательства

3700 Доходы будущих периодов

4000 ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

4100 Долгосрочные обязательства

4200 Долгосрочные отсроченные счета к оплате

4300 Прочие долгосрочные обязательства

5000 СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

5100 Уставный капитал

5200 Неоплаченный капитал

5300 Дополнительный оплаченный капитал

5400 Дополнительный неоплаченный капитал

5500 Резервный капитал

5600 Нераспределенная прибыль

5700 Свод доходов и расходов

6000 ДОХОД ОТ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6100 Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг)

6200 Доход от реализации приобретенных товаров

6300 Доходы от аренды

6400 Прочий доход

7000 РАСХОДЫ ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7100 Себестоимость реализованной готовой продукции (работ, услуг)

7101 Себестоимость готовой продукции (для использования производственными предприятиями)

7110 Расходы на сырье и материалы

7120 Расходы по оплате труда

7130 Отчисления от оплаты труда и льгот

7140 Коммунальные услуги

7150 Косвенные затраты на материалы

7160 Косвенные затраты на оплату труда

7170 Начисленная амортизация - основные средства, нематериальные активы

7180 Ремонт и обслуживание основных средств

7190 Прочие производственные расходы

7400 Прочие

8000 РАСХОДЫ ПЕРИОДА

8100 Расходы по реализации товаров (работ, услуг)

8200 Общие и административные расходы

9000 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОТ НЕОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9100 Доходы от неосновной деятельности

9500 Расходы по неосновной деятельности

9900 Налог на прибыль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: